Фотоальбом князей Юсуповых

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный музей-усадьба «Архангельское» впервые представляют собрание фотографий князей Юсуповых.

На выставке, открывающейся в столетний юбилей создания в Архангельском государственного музея, будет показана уникальная часть семейного фотоархива князей Юсуповых, а также результаты научного исследования этой коллекции. В проект вошло более 150 экспонатов: фотоальбомы и фотографии, выполненные в различных техниках.

Представители древнего и знатного рода, князья Юсуповы принадлежали к высшему слою российской аристократии. В течение двух столетий они занимали высокие государственные и придворные должности и входили в число самых богатых семейств империи. Их портретировали такие знаменитые художники, как В. А. Серов, К. Е. Маковский, И. Б. Лампи, Г. Фюгер, Ф. Фламенг, Р. де Сан-Галло, а их дворцы и усадьбы строили и реставрировали великие архитекторы Дж. Кваренги, О. Бове, И. Монигетти, Н. П. Краснов, Н. В. Султанов.

География представленных на фотографиях владений князей Юсуповых обширна: дворцы в Москве (в Большом Харитоньевском переулке), Санкт-Петербурге (на набережной реки Мойки и Литейном проспекте), в Царском и в Красном Селе, Кореизе, Париже (вилла в Парк де Пренс), Нижней Бретани (замок Кериоле) и др. Однако, самым любимым имением Юсуповых было подмосковное Архангельское, название которому дал построенный здесь в XVII веке храм Михаила Архангела.

Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился еще в XVIII веке при князьях Голицыных, а с 1810 года, когда владельцами стали князья Юсуповы, имение начало обустраиваться и стало местом демонстрации художественных коллекций. В своем подмосковном имении Юсуповы проводили летние месяцы, часто принимая родственников, друзей, представителей творческой элиты и императорских особ. Объектив фиксировал их светскую жизнь, приемы, балы, хозяйство, прогулки и сельские праздники.

Коллекция фотографий в Архангельском — лишь фрагмент значительного собрания князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстонов, которое, как и весь огромный архив этого семейства, оказалось рассредоточенным по крупнейшим музейным и архивным хранилищам страны. В коллекции представлены практически все сложившиеся к 1900-м годам жанры фотоискусства: портрет, видовые и жанровые фотографии. Большинство снимков сделано крупнейшими фотохудожниками второй половины ХIХ — начала ХХ века: отцом и сыном Левицкими, П. Надаром, А. Деньером, А. Пазетти, К. Бергамаско, П. Павловым, Д. Асикритовым, Л. Гриллих, К. Марвиль, Э. Прикамом и другими. В состав выставки вошли фотографии 1860—1910-х годов, сделанные до отъезда семьи Юсуповых из России в эмиграцию.

«Ринальдо» в Московской филармонии

Для российского меломана услышать «Ринальдо» Генделя – событие неординарное и ценное. Ценное вдвойне, когда собирается исполнительский состав, подобный тому, что оказался 23 апреля в Концертном зале имени Чайковского.

Французский дирижер Жан-Кристоф Спинози, ставший художественным руководителем постановки – признанный мастер аутентичных интерпретаций и невероятно харизматичный музыкант. Его ансамбль «Matheus» исполнил знаменитое генделевское творение эффектно и красочно. Изящное звукоизобразительное соло флажолета в арии «Augeletti, che cantata» («Птички певчие») сменялось блестящей героикой тромбонов и медных горнов в «военных» сценах. Струнные, нежно «дышащие» в лирических дуэтах, срывались на пронзительный визг в эпизоде пения морских сирен. Особый акцент внес клавесин, которому Гендель поручил крупные импровизационные эпизоды в арии Армиды «Vo far guerra»; виртуозное соло клавесинистки Мари ван Рейн сорвало здесь заслуженные апплодисменты.
Достойным оказался и вокальный состав. Контратенор Эрик Юренас (Ринальдо), обладая насыщенным, красочным, достаточно ровным во всех регистрах тембром, доблестно справился с этой сложной партией (что заслуживает еще большего уважения в ситуации со срочной заменой заявленного на главную роль Филиппо Минечча).

Сопрано Екатерина Баканова (Альмирена) – пожалуй, самый совершенный голос постановки. Сочный, округлый, богатый тембр сочетается здесь с драматическим чутьем и прекрасной техникой. Знаменитая «Lasсia ch’io pianga», так ожидаемая слушателями, была исполнена певицей с удивительной художественной тонкостью.

Эмили Роуз Брай (Армида) эффектно сыграла образ «роковой красавицы». Порой ее колоратуры балансировали на грани крайней экспресии, почти истеричности, но это вполне вписывается в традиционные оперные трактовки коварных волшебниц.

Яркое и выразительное исполнение баритона Риккардо Новаро (Аргант) весомо дополнило красочную палитру оперы. Особенно хорошо прозвучали его дуэты с женскими персонажами.
Хочется отметить, что даже в концертной версии опера не потеряла своей впечатляющей силы, несмотря на неизбежные сокращения и некоторые интерпретаторские вольности (заметим, что Гендель и сам с легкостью купировал и изменял редакции своих театральных произведений). Артистизм музыкантов, драматическая острота и высокий эмоциональный тонус компенсировали отсутствие внешних сценических эффектов и оставили самые яркие впечатления от этого барочного шедевра.

Анна Сахарова, канд. Искусствоведения
Фото предоставлены пресс-службой Московской Филармонии.

Оркестр Пермской филармонии признан лучшим на Всероссийском фестивале-конкурсе

Коллектив занял I место на III Всероссийском фестивале-конкурсе ансамблей и оркестров народных инструментов Анатолия Шутикова «Народные мелодии», который проходил в Казани с 22 по 24 марта .

В этом году в конкурсных состязаниях на народных инструментах приняли участие 44 коллектива – 900 музыкантов из Москвы, Казани, Самары, Саратова, Тюмени, Перми, Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска, Йошкар-Олы Ижевска, Саранска, и других городов России.
Оркестр русских народных инструментов Пермской филармонии под управлением Галины Токаревой признан лучшим в номинации «оркестры народных инструментов (от 15 человек)»! Прославленный коллектив исполнил в конкурсной программе увертюру к опере «Норма» В. Беллини, «Смоленские кадрили» В. Кикты, финал концерта-симфонии для балалайки с оркестром «Деревенский праздник» А. Цыганкова, солировал – лауреат всероссийских и международных конкурсов Алексей Таран (балалайка).

Для справки:

Лауреат Международного конкурса-фестиваля Оркестр русских народных инструментов Пермской филармонии – один из самых ярких, интересных и любимых публикой коллективов. В 2019 г. оркестр отметит 34-летие. Основатель оркестра – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Виктор Салин. С 2003 года за дирижерским пультом – лауреат всероссийских конкурсов и Международного конкурса-фестиваля доцент Галина Токарева. С 2016-го года Галина Викторовна – художественный руководитель оркестра. Оркестр русских народных инструментов имеет разнообразный репертуар, включающий произведения отечественной и зарубежной классики, сочинения современных авторов разных стран мира. Особое место в программах коллектива занимают обработки народных мелодий. Основа оркестра – музыканты, в большинстве своем выпускники Пермских музыкальных учебных заведений.

100 рукописных книг из частной коллекции впервые на выставке в РНБ

29 апреля в 16.00 в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (Садовая ул., 18) состоится открытие выставки «От Аввакума – до Агафьи: старообрядческая рукописная книга в частном собрании».

Впервые будут представлены 100 рукописных книг и произведений декоративно-прикладного искусства из частной коллекции художника Максима Максимова. Экспонаты отражают весь период развития старообрядческой книжности в России, начиная с Аввакума, неистового вдохновителя традиции XVII в., до Агафьи, последней представительницы старообрядческой семьи Лыковых, обнаруженной геологами в 1978 г. в тайге Западных Саян.

Выставка вводит в научный оборот ряд неизвестных ранее списков оригинальных литературных и полемических старообрядческих произведений.
Рукописи роскошно украшены золотом, декорированы элементами барокко и поморским орнаментом, а также богато иллюстрированы. Миниатюры представляют оригинальное осмысление художниками традиционных сюжетов.

У каждой рукописи — своя история. Рукопись «Обиход» ранее принадлежала старообрядцу Льву Ершову, расстрелянному в 1918 г. (в 2010 г. канонизирован РПЦ в лике священномучеников).
Особый интерес представляют рукописи, созданные в конце ХХ в. братьями Леоненко – старообрядцами, имевшими в Москве внушительную библиотеку старопечатных и рукописных книг. Посетители также увидят уникальный экспонат — письмо Агафьи Лыковой, которая и сегодня в свои 74 года живет отшельницей.

Особый раздел экспозиции посвящен певческим рукописям, созданным в самобытном крае старообрядчества — Гуслицах. Развитие гуслицкой традиции демонстрирует книга «Праздники» (1914 г.), которая весит около 10 кг.

Среди экспонатов — старообрядческие резные кресты Русского Севера, например, чеканный «Крест Голгофский» филипповского согласия с подписью мастера, аналогов которому в контексте старообрядческого искусства нет.

Выставка занимает особое место не только в культурной жизни Санкт-Петербурга, но и в мировой экспозиционной практике. Представление частной коллекции рукописной книги – это уникальное событие. Не случайно организатором выставки стала РНБ и Отдел рукописей — старейшее светское хранилище манускриптов. Выставка открывает широкой публике неизвестную страницу самобытной культуры, передает живую силу древней традиции. Это редкая возможность увидеть драгоценную часть письменного наследия – частную коллекцию, собиравшуюся с любовью и старанием более 20 лет.
В открытии выставки примет участие главный научный сотрудник Отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея Елена Юхименко. Прозвучат Пасхальные песнопения в исполнении ансамбля «Знамение». Выставка продолжит работу до 29 мая.

Томская филармония отмечает 90-летие Эдисона Денисова

14 апреля Томская филармония мировой премьерой Дмитрия Смирнова открыла Международный музыкальный фестиваль «Классическое лето имени Эдисона Денисова.

Оригинальными произведениями Э. Денисова, его вариациями сочинений В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, К. Дебюсси, сочинениями учителя – В.Я. Шебалина и учеников Денисова – Д. Смирнова и В. Тарнопольского 14 апреля Томская филармония открыла фестиваль «Классическое лето имени Эдисона Денисова», который продлится до 4 июля.
Ошибки нет. Календари не врут. Ибо самая главная дата в музыкальном календаре Томска в этом году – 6 апреля, когда томичи со всей музыкальной общественностью России и мира отметили 90-летие со дня рождения своего земляка Эдисона Денисова, композитора, признанного классика ХХ века, хотя с его именем связаны авангардные, новаторские идеи в музыке второй половины ХХ века. Под знаком юбилея Денисова и проходит традиционный для Томской филармонии фестиваль «Классическое лето», который благодаря грантовой поддержки Министерства культуры РФ получил международный статус и раздвинул свои границы до 80 дней.

Открыла концерт сюита «Вальсы» Франца Шуберта в оркестровке Эдисона Денисова. За дирижерским пультом Томского академического симфонического оркестра стоял его художественный руководитель и главный дирижер Михаил Грановский.

В концерте принял участие внук композитора, лауреат международных конкурсов, известный скрипач Федор Рудин, исполнивший Концертино для скрипки с оркестром Виссариона Шебалина и самую характерную (в рамках программы) музыку Эдисона Денисова – «Камерную музыку» для альта и клавесина. Соло на клавесине исполнил лауреат международных фортепианных конкурсов Павел Шинкевич.
Еще одним приглашенным солистом стал тенор Михайловского театра Сергей Кузьмин, уроженец Томска, выпускник Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова. Он исполнил вокальный цикл Денисова «Твой облик милый» на стихи А.С. Пушкина.

В ряду симфонических произведений Денисова блестяще прозвучал симфонический триптих из балета «Исповедь». Музыка сопровождалась показом уникальных кадров с единственного балетного представления, которое состоялась в Таллинне. Второе отделение концерта также открывало переложение Денисова сочинения другого композитора — Увертюры к опере «Родриго и Химена» Клода Дебюсси. По-денисовски прозвучали сочинения «Kyrie» Вольфганга Амадея Моцарта и « Лазарь» Франца Шуберт в исполнении оркестра и Губернаторского Камерного хора Кузбасса.
В ряд музыкальных событий мирового масштаба концерт 14 апреля в Большом концертном зале Томской филармонии вывели два сочинения учеников Эдисона Денисова – «Три портрета» Дмитрия Смирнова и Tabula Russia Владимира Тарнопольского. Первое стало мировой премьерой, второе – звучало во второй раз в России.

Концерт длился около трех часов и завершился овацией в честь исполнителей. Уникальность этого концерта состояла и в том, что его вели два музыковеда – Василина Сыпченко (Томская филармония) и Екатерина Купровская – Денисова, вдова композитора, доктор Сорбоны. На концерте также присутствовали родственники Эдисона Васильевича Денисова – его родная младшая сестра, Ирина Васильевна, его дочь – Екатерина Эдисоновна. Специально на концерт в Томск прилетела внучка Виссариона Шебалина – Екатерина Лебеденко.

Фестивальные мероприятия будут проходить до 7 июля. В них примут участие такие известные музыканты, как Люка Дебарг (фортепиано, Франция), Клод Делангль (саксофон, Франция), Давид Герингас (виолончель, Германия), Венсан Дюбуа (орган, Франция), Ольга Пудова (сопрано, Санкт-Петербург), Петр Термен (терменвокс, Москва), Юлия Лотова (орган, Москва), Витольд Заборны (орган, Польша) и другие.

Главным событием фестиваля станет премьера юношеской оперы Э. Денисова «Иван – солдат». Она намечена на 4 июля. В ее постановке заняты Томский академический симфонический оркестр (дирижер – Михаил Грановский), солисты Новосибирской, Томской филармонии, режиссер – Василий Лукьяненко (Новосибирск).

16 апреля Подольский драматический театр PDK DRAMA в Москве, в Центральном Доме Актёра имени А.А.Яблочкиной показал спектакль «Кабаре «Вертинский»

Спектакль играли два раза за один вечер. По просьбе собравшихся зрителей и администрации.

Зачем люди ходят в театр? На людей посмотреть, себя показать, отдохнуть, «попробовать» искусственный интеллект, удивить своей воспитанностью, заняться саморазвитием, попробовать «что в буфете дают» и так далее. Вариантов много. Это всё подлинные цитаты из социальных сетей.

Но в вечер рабочего вторника люди явно пришли «за Вертинским». Сколько лет! С двадцатых годов прошлого века ходят и ходят за его тоской, за неповторимостью передаваемых чувств, за «ваши пальцы пахнут ладаном», «вы прощаете все за «Концерт Сарасате», и зачем-то ещё, что не передаётся словами, но бьётся в душе.

16 апреля в спектакле играли: Виталий Васильев, Алена Знайда, Иван Межевикин, Валерия Мигалина, Сергей Стегайлов, Мария Царёва, Татьяна Шендрик.

Идея Мария Царёва
По мотивам произведений Александра Вертинского
Постановка и сценография Олег Ефремов
Аранжировки Андрей Волченков
Хореография Иван Межевикин

Обновлённая версия спектакля была показана на открытии малой сцены (Арт-кафе) театра 17 ноября 2018 года. И в этот день театр открыл новое своё помещение театра.
Подробности на сайте http://pdkdrama.ru/

Автор фотографий Кирилл Скоробогатов

Выступление Нармин Ширалиевой на Генеральной Ассамблее Европейской ассоциации фестивалей

15 апреля министр культуры Московской области Нармин Ширалиева представила Международный фестиваль искусств имени Чайковского на Генеральной Ассамблее Европейской ассоциации фестивалей в Лиссабоне.

Европейская ассоциация фестивалей (EFA) объединяет выдающиеся музыкальные, танцевальные, театральные и мультидисциплинарные фестивали искусств из Европы и за ее пределами с 1952 года и является одной из старейших фестивальных сетей.

Самый старый и самый известный член Европейской ассоциации фестивалей – Эдинбургский Международный Фестиваль, ведущий свою историю с 1947.

Сегодня Европейская ассоциация фестивалей (EFA) объединяет около 100 фестивалей и фестивальных ассоциаций в 40 странах. Члены EFA являются ключевыми элементами, которые делают Ассоциацию открытой, влиятельной — местом встречи для любого фестиваля в мире, который хочет стать частью большего фестивального сообщества.

Каждый год ассоциация проводит свою ежегодную Генеральную Ассамблею в одном из европейских городов, чтобы собрать всех членов вместе и принять решение о следующих шагах Ассоциации, а также утвердить новых членов.

Международный фестиваль искусств имени Чайковского подал заявку на вступление в членство, которая была рассмотрена положительно. Все фестивали-претенденты приглашаются для участия в очередной Генеральной Ассамблее. Нынешняя проводится по случаю Саммита фестивалей искусств с 14 по 17 апреля в Лиссабоне.

Главные преимущества участия в ЕФА — постоянный обмен опытом и информацией, встречи с европейскими партнерами, престиж и признание на международном уровне.

«Тот факт, что наш фестиваль искусств Чайковского в Клину вошёл в международную ассоциацию фестивалей — не просто честь и радость для нас, это ещё и признание того, что культурная стратегия Московской области развивается в правильном направлении. Фестваль Чайковского — это наш собственный продукт, выросший за пять лет, а не доставшийся нам по наследству. Его содержание отражает ритм и запрос сегодняшней публики, и, как показывает наше нынешнее присутствие в Лиссабоне — это в том числе и актуальный мировой тренд» — сказала министр культуры Московской области Нармин Ширалиева после выступления на Генеральной Ассамблее Европейской ассоциации фестивалей в Лиссабоне

Валерий Гергиев и Мариинский театр представят в «Зарядье» обширную программу

В апреле и мае Мариинский театр представит насыщенную программу в Московском концертном зале «Зарядье»: оперные сочинения Николая Римского-Корсакова – к 175-летию со дня рождения композитора, московская премьера «Мессы поминовения» Родиона Щедрина, посвященной Майе Плисецкой, балетные спектакли талантливых молодых хореографов, симфоническая и камерная программы.

К 175-летию Николая Римского-Корсакова 23 апреля в «Зарядье» прозвучит редко исполняемая опера «Млада» при участии солистов, хора и Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (концертное исполнение). В главных партиях: Анастасия Щеголева (Войслава), Сергей Скороходов (Яромир), Вадим Кравец (Мстивой), Владислав Куприянов (Вегласный жрец Радегаста), Екатерина Сергеева (Лумир), Анна Кикнадзе (Морена).

Еще одним ярким событием к юбилею композитора станет показ 9 мая оперы «Царская невеста» в постановке Приморской сцены Мариинского театра, г. Владивосток. Спектакль в режиссуре Вячеслава Стародубцева (сценография и костюмы Петра Окунева, видео-художник – Вадим Дуленко) впервые будет представлен в Москве. В гастрольном показе примут участие солисты и хор Приморской сцены Мариинского театра, за пульт Симфонического оркестра Мариинского театра встанет Валерий Гергиев.

12 мая в исполнении Хора Мариинского театра в Москве впервые прозвучит «Месса поминовения» для хора a capella Родиона Щедрина, мировая премьера которой состоялась в Концертном зале Мариинского театра в феврале 2019 года. Новая работа композитора посвящена его супруге, великой балерине: «Майе Плисецкой – Вечная память». Также в программе вечера – «Поэтория» Родиона Щедрина на стихи Андрея Вознесенского и «Мученичество святого Себастьяна» Клода Дебюсси. Вокальные партии исполнят солисты оперной труппы Мариинского театра, в роли Чтеца в «Поэтории» выступит народный артист России Сергей Безруков. За пультом Симфонического оркестра Мариинского театра – Валерий Гергиев.

Среди майских выступлений Мариинского театра в «Зарядье» также – серия балетных вечеров. 2 и 3 мая будет представлен балет «Времена года» Ильи Живого на музыку Макса Рихтера (по мотивам Антонио Вивальди), 6 и 7 мая – лучшие работы «Творческой мастерской молодых хореографов» (ежегодного проекта Мариинского театра, нацеленного на поиск талантов и новых идей) и балетов, созданных участниками этой творческой лаборатории уже вне ее рамок.
30 мая в «Зарядье» выступит Страдивари-ансамбль Мариинского театра под управлением концертмейстера Мюнхенского филармонического оркестра, главы Камерного оркестра Мюнхенской филармонии и Страдивари-ансамбля Мариинского театра, скрипача и дирижера Лоренца Настурики-Гершовичи.

Фото предоставлены пресс-службой зала «Зарядье»

От балета до соло на баритоне: «Зеленый шум» в седьмой раз удивлял и радовал югорчан

VII молодежный фестиваль искусств «Зеленый шум», открывшийся 1 апреля в Сургуте, завершается сегодня в Ханты-Мансийске. Символично, что яркий старт фестиваля — балет «Щелкунчик» учащихся Академии имени А.Я.Вагановой — перекликается с его финалом — выступлением лауреатов международного телевизионного конкурса «Щелкунчик».

В первом отделении программы «щелкунчикам» по традиции аккомпанирует сама Екатерина Мечетина — президент фестиваля и его муза. Кстати, в сольной программе самой пианистки, представленной 7 апреля, тоже присутствовал щелкунчик! «Вальс цветов» (в обработке для фортепиано В. Грязнова) завершил второе отделение, полностью посвященное творчеству П.И. Чайковского.

Но лейтмотивом фестиваля, несмотря на очевидные совпадения образа героя Гофмана организаторы все-таки называют юность. «Зеленый шум» — это потому что выступают «не совсем еще зрелые». Так можно охарактеризовать идею фестиваля. Зеленые, но уровень мастерства их неизменно повергает зрительный зал в состояние восторга, граничащего с ликованием!

«Участники наших ранних фестивалей действительно уже стали звёздами мирового масштаба. Мы шумим, зеленеем, пускаем новые ветви. И в этом году, как я хочу и могу надеяться, опять будем отражать тот девиз, который выдумали несколько лет назад – «удивлять и радовать», – отметила заслуженная артистка России Екатерина Мечетина.

Организаторы стараются не повторяться, и ежегодно готовят зрителю мультижанровость и сюрпризы. В этот раз почетным гостем фестиваля стал народный артист России Николай Цискаридзе. Он представил студентов Академии, ректором которой является, поделился с журналистами масштабными гастрольными планами, мнением о современном образовании. Принимающая сторона подготовила гостям из северной столицы экскурсионную программу в краеведческий музей Сургута.

Пока питерцы изучали древние карты земли югорской, такие города Югры, как Мегион, Нижневартовск и Радужный принимали участие в фестивале «Зеленый шум» посещая лекции по искусствоведению. Творческая лаборатория Юрия Евсеева, художественного руководителя Сургутской филармонии и концерт оркестра русских народных инструментов «Былина» с программой «Птица счастья» расширили географию фестиваля.

А 4 апреля в Сургутской филармонии программу «Странствия музы» представили студенты не менее легендарной школы — знаменитой Мерзляковки. Ансамбль солистов «Премьера» покорил зрителей высоким мастерством (учитывая, что многим еще нет и 18 лет). Учащиеся вокального отделения училища при Московской государственной консерватории имени Чайковского взяли Сургут своим артистизмом и обаянием!

Зрители не отпускали овациями Анну Крихели, изумительно исполнившую сложнейшую арию Царицы Ночи, и Валерия Макарова, который уже сегодня может претендовать на звание большой звезды. Кстати, два легендарных учебных заведения – Вагановская академия и Мерзляковка достаточно дружны, и есть надежда, что в следующем году «Зеленый шум» заполучит уже какой-то совместный проект.

У юных «щелкунчиков», выступивших в Сургуте и Ханты-Мансийске 9 и 11 апреля, пока нет солидного гастрольного опыта, но зато есть увесистая копилка достижений на всевозможных конкурсах. Один из ключевых — это, конечно, конкурс «Щелкунчик», где ребята, и получили это почетное прозвище. Иван Пятков, София Мехоношина, Егор Опарин вдохновили таких же юных музыкантов, своих сверстников, сидящих в зрительном зале. Их исполнение уже не робкое, а совершенно профессиональное, что стало особенно очевидно в тандеме с Симфоническим оркестром Сургутской филармонии под управлением московского дирижера Алексея Рубина.

Кстати, все самые трогательные и важные моменты мы записали в видеодневник седьмого фестиваля. Видео, которое мы будем пересматривать, параллельно планируя новую, уже восьмую страницу его истории…

Впервые в истории Транссибирского Арт-Фестиваля: мультимедийный спектакль с участием Владимира Познера, Андрея Макаревича, Дмитрия Ситковецкого

«…Мимо речки, мимо луга, по шоссе «Дербент – Калуга»/шёл солдат своей страны с необъявленной войны./Не англо-бурской, не франко-прусской, а самой что ни на есть русской», — так начинается мультимедийный музыкальный спектакль-концерт «Черт, солдат и скрипка», созданный по мотивам «Истории солдата» и других сочинений Игоря Стравинского.
Спектакль посвящен 100-летию «Истории солдата» Игоря Стравинского, премьера которой состоялась 28 сентября 1918 года в Лозанне. В разное время в представлении этой «читаемой, играемой и танцуемой» притчи принимали участие Жан Кокто, Жан Маре, Ванесса Редгрейв, Иан Маккеллан, Питер Устинов и даже Стинг, текст одной из версий на английском языке сделал Курт Воннегут.
Сегодня в спектакле «Черт, солдат и скрипка» в главных ролях – журналист и телеведущий Владимир Познер (Чтец), рок-музыкант, поэт и художник Андрей Макаревич (Солдат), скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий (Чёрт).

Владимир Познер: «Я — не актер. Но так случилось, что несколько раз в жизни мне предлагали сыграть и в кино, и в театре. И я всегда отказывался. Считал и считаю, что любым делом должен заниматься профессионал. Не люблю самодеятельность, в том числе художественную. Но почему-то согласился изменить своим принципам и сыграть в этом спектакле. Почему? Не могу сказать. Может быть, меня околдовал Дмитрий Ситковецкий, который, помимо того, что он — выдающийся скрипач, обладает даром уговаривать кого угодно сделать что угодно. Может быть, потому что мне очень захотелось быть на одной сцене с Андреем Макаревичем, к которому отношусь с восхищением. Может быть, потому что обожаю Стравинского. И может быть, потому что хотел доказать самому себе, что я это смогу. Судить же вам…»

Дмитрий Ситковецкий: «Сегодня Стравинский занимает важное место в моем репертуаре. Впервые же серьезно я «встретился» с его музыкой в студенческие годы, учась в Джульярдской школе. Мы с ребятами играли сюиту из «Истории солдата» и активно гастролировали с ней. Так что это произведение стало моим первым знакомством, а точнее — полным погружением в Стравинского. Но уже тогда мне показалось, что и в оригинальном тексте, и в музыкальном материале есть структурные проблемы. Поэтому в нашем спектакле «Черт, солдат и скрипка» я использовал пьесы не только из «Истории солдата».

Андрей Макаревич о работе над спектаклем: «Мне страшно интересно было работать над этим спектаклем. Бешеный коктейль: музыка Стравинского (ведь не было бы современного джаза и рок-н-ролла без Стравинского!), сказка Афанасьева в блестящем стихотворном переложении Михаила Успенского, отчего она вдруг оказалась написанной сегодня и про сегодня! Да, и компания «действующих лиц» …!!!»

«ЧЕРТ, СОЛДАТ и СКРИПКА»
по мотивам «Истории солдата» и других сочинений И. Стравинского
Идея проекта и музыкальная версия — Дмитрия Ситковецкого
Текст — Михаила Успенского

В концерте-спектакле принимают участие:

Владимир Познер
Андрей Макаревич
Дмитрий Ситковецкий, скрипка
Полина Осетинская, фортепиано
Игорь Федоров, кларнет
Александр Тронов, Анна Дельцова — экспериментальный танец
Режиссер-постановщик и хореограф – Михаил Кисляров
Рисунки – Андрей Макаревич
Ян Калнберзин – компьютерная анимация