Лучше Лары Фабиан и Димаша Кудайбергена!

«Адажио» Альбинони в исполнении Сергея Дудинского в сопровождении Оркестра русских народных инструментов Пермской краевой филармонии заняло первое место в конкурсе Международной певческой премии ADAGIO WORLD! Это стало известно по результатам открытого голосования слушателей всего мира, которое проходило с 25 ноября до 25 декабря текущего года.

Запись, принявшая участие в конкурсе, была сделана на концерте в Органном зале Пермской филармонии 26 октября 2019 года.
Сергей Дудинский — известный певец (тенор) и композитор, исполнитель оперных арий и песен-романсов, основоположник направления «Симфоническая песня», лауреат конкурса «Романсиада-2010», победитель телешоу «Живой голос», обладатель голоса диапазоном в четыре октавы. Только за последних два года певец совместно с Оркестром русских народных инструментов под руководством Галины Токаревой подготовил две премьерных программы – «Белокрылый полет» и «Очарована, околдована…» и чрезвычайно высоко отзывается о мастерстве и профессионализме музыкантов Пермской филармонии.
«Серебро» голосования получила прославленная французская певица Ларса Фабиан, а все более набирающий популярность казахский певец Димаш Кудайберген стал третьим.
Всего в конкурсе были представлены такие мастодонты музыкальной культуры, как Хосе Каррерас, Витас, Полина Гагарина, Иль Диво, Ольга Чубарева, Марсель Павел, Сара Брайтман, Лиза Лопез и другие. Всего в номинации приняли участие 15 именитых артистов.
За Сергея Дудинского проголосовали 414 тысяч раз, а за Лару Фабиан — 408 тысяч раз, за Димаша было отдано более 402 тысячи голосов.

Известный продюсер Филипп Фромо прислал поздравительное письмо на адрес Пермской филармонии, где просит передать Сергею Дудинскому поздравления от сотен тысяч и миллионов его поклонников со всего мира, а также поздравления «прекрасному оркестру народных инструментов и лично маэстро Галине Токаревой! Мы наслаждаемся записями выступления Сергея с Вашим оркестром! Спасибо Вам за то, что организуете концерты таких прекрасных артистов и поддерживаете наши культурные традиции!!»

Пермская филармония очень гордится своим профессиональным коллективом и от всей души поздравляет замечательного певца, одного из лучших исполнителей современной России Сергея Дудинского, а также Оркестр русских народных инструментов и его дирижера и художественного руководителя Галину Токареву со столь высокой и заслуженной наградой!

Для справки:
Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как Адажио Альбинони, — музыкальное произведение Ремо Джадзотто, впервые опубликовано в 1958 году.
По утверждению Джадзотто, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Ремо Джадзотто опубликовал в 1945 году первую научную биографию Альбинони, в 1720-е годы работавшего в Германии. Найденный фрагмент, согласно предисловию Джадзотто к первому изданию Адажио, содержал басовую партию и два фрагмента партии первой скрипки общей продолжительностью шесть тактов.
Произведение, с точки зрения критики, стилистически отличается от несомненных произведений барокко вообще и Альбинони в частности. В 1998 году известный музыковед и музыкальный педагог, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с Фолькером Шютцем опубликовал в журнале Praxis des Musikunterrichts статью, в которой утверждали, что сочинение в целом является безусловной мистификацией Джадзотто.
Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино. Так же это произведение является одним из самых сложных для вокального исполнения.

Что растопит в сердце лед? «Снежная королева» в МХАТ им. М. Горького говорит о вечном на языке детства

21 декабря в 12:00 на Большой сцене МХАТ им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Снежная королева» по сказке Г. Х. Андерсена.
Ставшая классикой, история о Снежной королеве сохраняет свое сказочное очарование и говорит об истинной вере, раскрывает первоначальные замыслы автора, остававшиеся под цензурой с советских времен до нашего времени.

Даже в знакомой всем сказке обновленная команда театра смогла найти новые смыслы, открыть потаенное и суметь войти в искренний диалог с «поколением гаджетов».
Спектакль на удивление сочетает в себе как возвращение к первоисточникам — в тексте сказочника Андерсена много христианского, Герде помогают прийти к Каю вера и ангелы, так и современные технологии — спектакль мультимедийный, и даже сама Снежная королева предстает в цифровом образе.

Сказка, с одной стороны, сохранила свою теплоту и «ламповость», что буквально чувствуется из наполненных эмоциями и переживаниями сцен, а с другой — стала более понятной детям, с малых лет знакомых с гаджетами и мультимедиа. И это не «облегчение» смыслов, а наоборот — расширение, стереоскопическая глубина этих смыслов.

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького:
Андерсена во всем мире рассматривают как философа, но так сложилось, что в России его воспринимают исключительно как детского сказочника. Мы делаем детский спектакль, но это будет встреча сказочного классического европейского сознания с современным театральным языком, тем языком, на котором дети говорят и думают.
Снежная королева – как образ, олицетворяющий мировое зло, предстает в виде анимированного персонажа, она изначально неживая, живым может быть только добро. Режиссер спектакля Рената Сотириади и художник-постановщик Ирина Титоренко нашли уникальный способ взаимодействия с юным зрителем, современные мультимедиа делают спектакль ярким и необычным — публика то оказывается в центре снежной бури, то в цветущем саду, то в прекрасном замке.
Видеодекорации, волшебное музыкальное оформление и элементы кукольного театра в ансамбле с живой игрой мхатовских актёров переводят сложную классическую историю о вечных ценностях на язык, понятный детям.
При всех хитростях постановки — удивительной музыкальности, мультимедийности и красочности костюмов — все это не заслоняет сути. Сказка говорит о главном — о любви, о верности и готовности все отдать за любимого человека. Здесь эта любовь сестры и брата, и от того она еще возвышеннее и чище. Эта любовь — к человеческому и к человечеству. То, что роднит нас всех и делает людьми.
Алёна Август. Специально для «Музыкального журнала».

Оркестр голосов

Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии с огромным успехом выступил в городах Германии — Бад-Херсфельде и Кронберге в рамках Международного Строгановского фестиваля.

Песнопения в храмах XI и XV веков
Кронберг — город в земле Гессен. Поселение получило статус города в 1330 году от Людовика IV, короля Баварии.
В Кронберге провёл последние годы жизни и скончался немецкий врач, путешественник и этнограф Карл фон ден Штейнен. А Кронбергский замок Фридрихсхоф известен как резиденция вдовствующей императрицы Виктории, где она жила после смерти мужа из-за неприязненных отношений с сыном — кайзером Вильгельмом II. Это самое старое здание города.
В 1946 римский папа Пий XII объявил город центром духовной миссии, которая занималась доставкой гуманитарных грузов в Германию и помощью немцам, бежавшим из восточной Европы.
Современный Кронберг, благодаря живописной местности Таунус, известен как элитный курорт.
Церковь Святого Иоганна — евангельская церковь, в которой выступал прославленный коллектив Пермской филармонии, существует с 1440 года. В первое же десятилетие своей истории этот прекрасный храм вместе со всем городом пережил жуткий пожар. Полностью кирха была восстановлена лишь в 1965-1967 годах, тогда же в ней появились большие изображения двенадцати апостолов. Цветная роспись потолочного свода относится к 1617 году: между симметричными орнаментами эпохи Возрождения играют и музицируют Путты, которые также размахивают оружием и флажками с эмблемами Кронбергского герба. Над входом в Хоры большая настенная роспись посвящена изображению Страшного суда. Впечатляют также многочисленные надгробные памятники средневековым рыцарям и их женам.
Два из четырех сегодняшних колоколов церкви датируются 1466 годом: еще два были конфискованы во время Второй мировой войны, а один найден в 1947 году на гамбургском колокольном кладбище и возвращен в Кронберг. В 1956 году звонница дополнена двумя новыми колоколами.
Кстати, в этой великолепной кирхе на 300 мест очень любят выступать российские музыканты. Мстислав Ростропович так часто бывал в этом храме с выступлениями, что организовал при нем Академию виолончелистов.
Бад-Херсфельд – город также в земле Гессен, его история началась приблизительно в 769 году. Именно тогда последователь архиепископа Майнцкого Бонифациуса Луллус основал тут, на границе с Тюрингией, монастырь для бенедиктинцев. Вокруг монастырского замка постепенно образовался поселок, который с каждым годом расширялся, и в 1170 году впервые был упомянут в рукописях, как город Херсфельд.
В 1761 году французы, получившие поражение в результате Семилетней войны с Пруссией, подожгли при отступлении старинный монастырский замок. Его развалины, самые крупные руины романского монастыря в Германии, сохранились по сей день.
В 1904 году в Херсфельде обнаружили источники целебной воды. Так город стал бальнеологическим курортом. И в 1949 году к его названию добавили соответствующую приставку «Бад», то есть «курортный».
Далеко за пределами земли Гессен его прославили также на протяжении вот уже 50 лет ежегодно проводимые здесь летние праздники культуры. Знаменитые развалины древнего романского монастыря превращаются в это время в единственный в своем роде театр под открытым небом, на подмостках которого демонстрируют свое искусство артисты и оперные певцы со всего света.
Евангелическая городская церковь, в которой состоялось выступление Уральского камерного хора, стоит в Старом городе Бад-Херсфельда. Ее поразительный шпиль — достопримечательность города.
Кирха — готическая трехнефная, с высоким сводом крытая церковь.
Первым церковным сооружением на месте нынешней городской церкви было главное пространство длиной 12,6 м и шириной 7,4 м, к которому на востоке примыкал прямоугольный хор. Это сооружение датируется 1060 годом на основании сроков в поселении. Эта конструкция в последующие 420 лет активно расширялась. И внешность храма с тех пор сохранялась почти без изменений. Интерьер был значительно изменен лишь кальвинистскими картинными башнями и двумя большими пожарами, которые пережила церковь.
В 1952 и 1953 годах были проведены раскопки под церковным полом, что позволило проследить развитие городской церкви до начала эпохи Высокого Средневековья. При этом были восстановлены давно исчезнувшие средневековые украшения. Они освободили завершающие камни в сводах от известкового покрытия и снова раскрасили их в свои первоначальные яркие цвета.

Песня как молитва
В Германии Уральский государственный камерный хор представил премьеру программы «Пять веков русской духовной музыки».
Уникальная программа a capella позволила слушателям пройти путь длиной в пять столетий. Был исполнен напев Валаамского монастыря «Днесь раждается от Девы» (16 век) и прозвучали лучшие духовные песнопения таких русских композиторов, как Никола Дилецкий (17 век); Дмитрий Бортнянский (18 век); Павел Чесноков, Николай Черепнин, Пётр Чайковский (19 век); Сергей Рахманинов, Георгий Свиридов, Альфред Шнитке (20 век) и наш современник Антон Висков.
Осуществляя главные задачи Международного Строгановского фестиваля Пермской филармонии — просветительская миссия, связь с историческими корнями и «местами силы», продвижение культурного имиджа Пермского края, пропаганда хорового искусства, народной и духовной музыки, развитие международных связей – Уральский камерный хор продемонстрировал немецким слушателям русскую национальную школу пения — одну из величайших и самобытных школ мира.
В Кронберге выступление коллектива Пермской филармонии под руководством народного артиста РФ Владислава Новика было вписано в Рождественскую службу, которые по всей Европе начинаются задолго до официального праздника.
Гастроли хора совпали с традицией Adventа (от латинского adventus), что переводится как «пришествие». В западном христианстве — это период духовного настроя на явление Спасителя, а также внешней, «атрибутивной» подготовки к Рождеству, которому предшествуют четыре Адвента — четыре воскресных дня. Зажигая последовательно свечи на рождественском венке (одну в первый Адвент, две во второй и т.д.), немцы отсчитывают время, оставшееся до праздника. Практически сразу же после четвертого Адвента наступает Сочельник (в Германии Heiliger Abend, Heiligabend) — кульминация праздника!
Кстати, Рождественский календарь, или календарь Адвента (нем. Adventskalender), для немцев, как матрешка для русских. Его покупают во всем мире, вплоть до Японии и Саудовской Аравии, а президенты ША фотографируются на его фоне со всей семьей.
В Евангелическом храме была зажжена первая свеча. Пастор произнес торжественную проповедь, а прихожане, наряженные в костюмы, разыграли сценки рождения Спасителя и дары ему от Волхвов из Евангелия. Затем состоялась творческая встреча Уральского государственного камерного хора Пермской краевой филармонии с Ораториальным хором центральной городской евангелической церкви г. Бад-Херсфельд (Hersfelder Kantorei der Evangelischen Stadtkirche Bad Hersfeld).
Кантор огромной Кронбергской церкви на 700 мест Себастьян Бетге поблагодарил коллектив Пермской филармонии от имени всех прихожан и слушателей и выразил надежду, что это не последняя встреча с одним из лучших российских хоров.
Маргарита Неугодова

Статья в немецкой газете
Уральский Государственный камерный хор поразил слушателей русскими православными сочинениями
Вера Хаттенхаузен
Бад-Херсфельд – первая предрождественская свеча в городской церкви еще не была зажжена, когда выступал Уральский Государственный камерный хор Пермской филармонии.
И все же очень скоро после начала концерта наполнивших церковь слушателей охватило радостное чувство празднования Рождества, хотя известная в западных церквях рождественская песня и не звучала.
Проникновенно и трогательно исполненные русские церковные православные песни дарили слушателям ощущение счастья. Программа была большим букетом сюрпризов, так как музыкальная экскурсия в 17-21-е столетия содержала песнопения божественной литургии, которые в наших местах можно услышать очень редко.
Для очарованных слушателей было открытием, как прекрасно может быть воспето благочестие еще и по-другому. 27 высокопрофессиональных участников хора под руководством Владислава Новика превратили этот концерт в особенное событие. По уровню вокального исполнения сразу угадывалось, что хоровое пение в России имеет давние и богатые традиции. И в этих богослужениях звучание является важной составной частью при пении молитв Богу и воспевании красоты бытия. В православных богослужениях, собственно, нет никаких музыкальных инструментов, также и на концерте в городской церкви в них совершенно не было необходимости.
Многоголосное пение со своей красотой звучания и тонкими контрастами наполняло пространство храма и зачаровывало слушателей. Ярким акцентом стали два сольных исполнения — Жанны Потаповой с её «Ангел вопияше» Чеснокова и Константина Третьякова, исполнившего молитву «Радуйся, Мария, благодати полная» из «Всенощного бдения» Рахманинова. Бурными аплодисментами благодарили слушатели обоих исполнителей.
Такие сочинения как «Отче наш», «Тебе Бога хвалим» Бортнянского и «Слава Пресвятой Троице» Свиридова раскрывают замысел этой музыки: каждая песня – это молитва.

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ

Оказывается, у сказки «Снежная Королева», любимой несколькими поколениями детей, есть продолжение, но знают его только в театре «Геликон-опера», где 29 декабря 2019 года состоится премьера музыкального спектакля «Снежная Королева. Глобальное потепление».

Когда-то, лет десять-пятнадцать назад, в «Геликоне» был спектакль «Снежная королева» который очень любили маленькие зрители.«Когда мы подумали о том, чем порадовать детей на Новогодние праздники, вспомнили об этой постановке, — говорит Илья Ильин, режиссер-постановщик. – Но мы решили пойти дальше и сделать не просто возобновление. В нашем спектакле зрители увидят новые приключения Кая и Герды. Они уже не маленькие дети – это подростки, которые путешествуют в надежде спасти весь мир. В классической версии «Снежной королевы» Герда спасала Кая – у Андерсена речь шла о борьбе против оледенения человеческого сердца, против равнодушия, жестокости. А в спектакле «Снежная королева. Глобальное потепление» подростки спасают мир от его пороков, тщеславия, сребролюбия, алчности. И Снежная королева здесь будет совершенно иной…».

В какой-то степени это продолжение той самой классической истории о Снежной королеве, рассказанной великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Помните, в финале классической «Снежной королевы» Кай и Герда возвращаются домой, розовый куст снова зацветает, бабушка и дети счастливы, а Снежная королева остается где-то на Севере в своих чертогах? А что дальше? В «Геликоне» захотели пофантазировать и придумали, что могло бы произойти с героями, когда они подрастут.

Почему на Земле наступило глобальное потепление, нарушен круговорот воды в природе и нет зимы? Мир, в котором живут Кай и Герда, напоминает выжженую солнцем пустыню: холода нигде нет, самое дорогое – это холодильники, кондиционеры и даже мороженое превратилось в роскошь. Его могут позволить себе только самые богатые люди. Дети не понимают, что происходит, и отправляются на Север узнать, что случилось со Снежной королевой.

Они проходят тот же путь, что и раньше, встречают на своем пути и Принца с Принцессой, и, конечно же, Маленькую разбойницу, и Атаманшу. Но в замке Короля никто не хочет танцевать, потому что слишком жарко, а в логове разбойников нет клеток со зверями, потому что все они разбежались… У детей есть забавный помощник – Робот Ганс, которого смастерил сам Кай, и все вместе они проходят этот наполненный приключениями и опасностями путь к чертогам Снежной королевы.

Победят ли Кай и Герда вместе со своими друзьями злого Советника и его корпорацию, спасут ли Землю от засухи, а человечество от глобальной катастрофы? Эта фантазийная история в «Геликоне» решена в очень интересном, ярком, необычном стиле «стимпанк». Над созданием спектакля работают: режиссер-постановщик – Илья Ильин, музыкальный руководитель – автор музыки, композитор Александр Покидченко, художник-постановщик – Ростислав Протасов, художник по костюмам – Ника Велегжанинова, художник по свету Денис Енюков,хореограф Ксения Лисанская, художник по видеопроекциям — Александр Андронов.

Надеемся, что спектакль придется по душе и детям старшего дошкольного возраста, и школьникам, и их родителям. И зрители поверят, что есть холод, который несет людям тепло и счастье. Ждем в «Геликоне» на музыкальном спектакле «Снежная королева. Глобальное потепление» 29 декабря 2019 года и с 3 по 7 января 2020 года, сеансы в 11 и в 15 часов!

Премьера детской оперы «Волшебная лампа Аладдина» в Театре Сац

Новогодняя оперная премьера Детского музыкального театра имени Наталии Сац в 55-м сезоне — это восточная музыкальная сказка «Волшебная лампа Аладдина».

Фантастическая история про Алладина и его приключения воплотилась в жанре оперы с музыкой композитора Совета Вареласа (1923-1997). Приверженец отечественной классической школы, уроженец Таганрога, проживший основную часть жизни в Ташкенте, С.Варелас объединил в своё творчестве самые светлые и колоритные особенности академической музыки советской эпохи и национальной культуры Узбекистана. Искренностью, оптимизмом, запоминающимися песенными мотивами пронизаны все сочинения композитора, от больших опер и симфоний, до вокальных миниатюр, многие из которых стали хитами советской эпохи.

Постановка детской оперы «Волшебная лампа Алладина» создана в преддверии Нового года 2019-2020 главным дирижером Театра Сац Алевтиной Иоффе, художественным руководителем театра, режиссером Георгием Исаакяном и главным художником театра Станиславом Фесько. Это масштабный, эффектный спектакль большой формы, в котором на сцене царят сказочные декорации, похожие на иллюстрации из любимой книжки, а опера соединяется с балетом, чтобы поразить воображение публики. Приключения героев до глубины души поразят зрителей и станут гимном классическому музыкальному театру с его красочностью и роскошью, способностью тронуть зрителей до слез и покорить главным — прекрасной музыкой.

Музыкальный руководитель и дирижер — Алевтина Иоффе
Режиссер — Георгий Исаакян
Художник — Станислав Фесько
Художник по костюмам — Наталья Осмоловская
Дирижер — Сергей Михеев
Хормейстер — Вера Давыдова
Балетмейстер — Михаил Галиев

Perfettamente, «Солисты Италии»!

В Пермской филармонии в рамках Дней Италии в Пермской крае, инициированных министерством культуры, пройдет единственный концерт камерного оркестра «Виртуозы Италии» (I Virtuosi Italiani).

14 декабря в 19.00 в Органном концертном зале знаменитый европейский коллектив под руководством дирижера Альберто Мартини откроет VI Международный Рождественский фестиваль и исполнит музыку высокого барокко. Гастроли «Виртуозы Италии» в Российской Федерации проводятся под патронатом и при поддержке Посольства Италии и Итальянского Института культуры в Москве.

Концерт посетят высокие гости: Чрезвычайный и Полномочный Посол Итальянской Республики в России Паскуале Терраччано с супругой (неожиданно выяснилось, что у пары в Перми проживают родственники), пресс-атташе и советник по культуре посольства, а также губернатор Пермского края Максим Решетников с супругой, министр культуры Прикамья Вячеслав Торчинский.

Впервые в Перми по приглашению филармонии коллектив побывал несколько лет назад, на закрытии 78-го концертного сезона. В этом году в небольшой тур по городам России попали лишь пять крупных городов России: Москва, Красноярск, Новосибирск, Волгоград и Пермь.

Оркестр «Виртуозы Италии» считается одним из наиболее ярких и талантливых ансамблей на международной музыкальной сцене. На протяжении всей своей истории, начавшейся в 1989 году, «Виртуозы Италии» отличались высоким художественным мастерством и новаторскими музыкальными проектами.

В отличие от большинства камерных оркестров этот коллектив блестяще исполняет не только барочные и классические шедевры, но и современную музыку, в том числе и джаз. Представляя слушателям барочный репертуар, «Виртуозы Италии» великолепно играют на аутентичных инструментах соответствующей эпохи.

Музыканты много гастролируют. «Виртуозам» доводилось выступать перед Папой Римский в Зале Нерви в Ватикане, в Южной Америке, а также в Королевском Альберт-холле в Лондоне. Оркестр часто сотрудничает со всемирно известными солистами и дирижерами.

Гастрольные туры оркестра, концерты в престижнейших залах мира неизменно вызывают длинный шлейф восторженных откликов в прессе. «Выдающийся ансамбль! Они работают с барочным, классическим и современным репертуаром не просто с уверенностью, а с решительностью и талантом, которые вдыхают в произведения жизнь. Выступления оркестра ярки и незабываемы, и при этом он всегда придерживается единой стилистической концепции», — писал о «Виртуозах Италии» музыкальный критик итальянской газеты Corriere della Sera Энрико Джерарди.

И, конечно, восхищает огромный «багаж» их звукозаписей – более 100 CD, отмеченных множеством престижнейших премий, среди которых Choc de la Musique, Five Stars – Goldberg Prize, Diapason D’or.
На концерте в Перми в роли солиста (скрипка) и дирижера выступит Альберто Мартини – концертмейстер итальянских «Виртуозов». Его исполнительский темперамент и отточенная техника хорошо известны публике многих стран. В июне 2009 состоялся сольный дебют скрипача в Карнеги Холле. Альберто Мартини выступает как солист и дирижер со многими оркестрами. Он профессор консерваторий Вероны и Тренто. Регулярно дает мастер-классы по всему миру.

Соло на гобое – Паоло Полластри, победитель многих национальных и международных конкурсов. Выступает в качестве солиста с большим количеством оркестровых коллективов. Его запись концертов для гобоя и скрипки А. Вивальди (1997) и Concerto Grossi А. Корелли (2000) выиграла номинацию на премию «Грэмми».

Ещё одна звезда программы – сопрано Роберта Инверницци. Певица завоевала признание как превосходная исполнительница барочной и классической музыки, в её репертуаре – сложнейшие партии в итальянских операх XVIII века.

В красочной программе концерта — итальянские композиторы эпохи барокко: А. Корелли, А. Лотти, Т. Альбинони, А. Вивальди, Ф. Джеминьяни, Л. Винчи; а также один из величайших композиторов той эпохи, английский подданный немецкого происхождения Г.-Ф. Гендель.

Для справки
VI Международный Рождественский фестиваль продлится до 13 января 2020 года. Программа объединит музыкантов из России, Италии, Германии, Чехии, США. Всего за несколько дней будут даны 26 концертов, 15 из которых подходят для семейного просмотра, а 5 будут благотворительными – в детской краевой больнице и в мобильных залах.
В рамках фестиваля состоится 8 премьер.
Общее число трансляций в территории Пермского края в рамках проекта «Виртуальный концертный зал» превысит 80, а число слушателей – 4 000.

*Идеально, прекрасно, превосходно (итал.)

Жизнь как по нотам на сцене МХАТ

МХАТ им. М. Горького продолжает удивлять новыми форматами.
В преддверии 120-летия со дня рождения выдающегося советского композитора на главной сцене театра «искрил» спектакль-концерт «Исаак Дунаевский: Коллайдер счастья». Удивительный музыкальный вечер стал своего рода увертюрой к масштабной премьере, посвященной жизни и творчеству «красного Моцарта», которую публика увидит в июне 2020-го года.

Буквально две недели назад МХАТ им. М. Горького делился своими секретами с журналистами в рамках проекта «МХАТ говорит!», но запасов тайн хватит надолго, и 10 декабря публика познакомилась еще с одной.

Мало кто знает, что в зрительном зале под первыми тремя рядами партера, которые именуют литерными, «прячется» вместительная оркестровая яма, а акустике этого пространства могут позавидовать самые известные концертные площадки. Судя по всему, здание на Тверском бульваре изначально проектировалось в расчете на присутствие в репертуаре МХАТ музыкальных спектаклей, но только сейчас наполняется жизнью каждый сантиметр удивительных пространств, а творческая фантазия команды МХАТ находит место совершенно неожиданным форматам.

Первым экспериментом команды под художественным руководством Эдуарда Боякова в этом направлении стал спектакль, посвященный Исааку Осиповичу Дунаевскому. Музыкальный вечер стал путешествием во времени для тех, кто с детства воспитан на прекрасной музыке Дунаевского, и открытием для молодых людей, впервые услышавших задорные напевы веселого ветра.

Режиссеры Эдуард Бояков и Сергей Глазков запустили музыкальный «Коллайдер счастья» на стыке жанров. Дмитрий Минченок, «переквалифицировавшись» из драматурга в артиста, перелистал страницы яркой жизни композитора. Исаак Осипович предстал перед завороженным зрительным залом живым человеком, который любил, радовался и страдал, как и каждый из нас. На сцене МХАТ звучали прекрасные голоса — примы Московского театра оперетты Анна Новиковой, солистки «Новой оперы» Елены Терентьевой, актера театра «Современник» Ильи Лыкова в сопровождении Симфонического оркестра Министерства обороны РФ под управлением заслуженного артиста России Сергея Дурыгина. Слышать знакомые с детства, родные до боли мелодии «Марша веселых ребят» и «Лунного вальса», песен из легендарной киноклассики — «Цирка», «Весны», «Кубанских казаков» в исполнении мощного, полнозвучного оркестра было истинным наслаждением, для многих зрителей увы, почти забытом. А самую народную из песен Дунаевского – «Ой цветет калина» вместе с солистами пел весь зал.

Удалось заглянуть и в будущее — Народный артист России Сергей Шакуров на время перевоплотился в самого виновника торжества: в его исполнении письмо Исаака Осиповича сыну зазвучало особенно проникновенно. Еще одну сцену азартно и весело разыграл темпераментный «квартет» в составе актрисы театра на Таганке Ирины Линдт и ее мхатовских коллег Елены Коробейниковой, Кристины Пробст и Артемия Оя.

В этот вечер под сводами МХАТ царил праздник музыки, которая действительно помогает жить. Публика уходила очарованной прекрасным вечером и с вопросом — как теперь дождаться июньской премьеры?

Алёна Август специально для «Музыкального журнала».
Автор фото Геннадий Усоев

В Москве вручили Премии Правительства России за вклад в развитие народного творчества

4 декабря в Концертном зале им П.И. Чайковского состоялась XIII Торжественная церемония награждения лауреатов Премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

Распоряжением Правительства от 15 октября 2019 года №2430-р в 2019 Звание «Душа России» получили 15 руководителей творческих коллективов, исполнителей народного эпоса и мастеров декоративно прикладного искусства из Белгородской, Кемеровской, Костромской Нижегородской, Саратовской, Свердловской, Тверской областей, республик Адыгея, Бурятия, Дагестан, Коми, Марий Эл, Мордовия Удмуртия и Ханты-Мансийского автономного округа.

Сертификаты на получение премий в размере 100 000 рублей, памятные знаки и статуэтки лауреатам вручил заместитель министра культуры Российской Федерации Николай Овсиенко:

«Стоя за кулисами, я поймал себя на мысли, что душа-то развернулась. Я убежден, что название премии «Душа России» очень символично. На этой сцене сегодня стоят люди, которые и есть воплощение русской души.В 13-й раз мы вручаем Премию Правительства за вклад в развитие народного творчества. С 2007 года ее лауреатами стали 195 человек из самых разных регионов страны.Я сердечно приветствую лауреатов 2019 года. На вас держатся традиции российской культуры» — поздравил лауреатов заместитель министра культуры.

В рамках церемонии награждения прошел концерт «Звезды народного искусства» с участием прославленных народных коллективов: Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого и Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной.

По традиции, на одной сцене с профессиональными ансамблями выступили творческие коллективы регионов России: Ансамбль русских народных инструментов «Жалейка» (Белгород), Ансамбль адыгского танца «Синдика» (Адыгея), Народный ансамбль песни и танца «Марзан» (Удмуртская Республика).

Возрождение и сохранение народных традиций, поддержка национальных культур – всегда были важным направлением государственной культурной политики. Премия «Душа России» – это признание заслуг и таланта, тех кто посвятил себя сохранению и развитию народных художественных традиций, активной просветительской и педагогической деятельности.

Лауреаты Премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в 2019 году.

1. Баринова Надежда Евгеньевна (Тверская область) – мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел, исследователь традиционного костюма. Благодаря ее активной деятельности в области развивается ручное ткачество, старинная вышивка.
2. Габанов Бадма Сыренович (Республика Бурятия) — известный народный сказитель, исполнитель народных песен. В его репертуаре более 200 фольклорных образцов, среди которых памятники эпического наследия бурятского народа: «Абай Гэсэр», «Шоно Батор», «ЭрхэМэргэн». Бадма Габанов обладает редкой вокальной техники пения, мастерски владеет виртуозной мелизматикой, орнаментальными распевами.
3. Глумова Анжелика Владимировна (Саратовская область) – неутомимый популяризатор традиционной народной культуры. Более 15 лет она руководит ансамблем «Забава», созданным на базе Саратовского областного Дома работников искусств. За эти годы ею проведено около 60 фольклорных экспедиций. Репертуар «Забавы» включает в себя свыше 600 старинных русских крестьянских и казачьих песен, танцев, кадрилей, частушек, игр, хороводов.
4. Гришкина Надежда Алексеевна (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) — мастер по изготовлению традиционных изделий из кожи, меха, бересты. Она является редким представителем «живой традиции» и с детства владеет искусством бисероплетения, шитьем ровдуги, изготовлением изделий из меха, рыбьей кожи, бересты.
5. Гуторов Евгений Васильевич (Белгородская область) — дирижер ансамбля русских народных инструментов «Жалейка». Мультимузыкант, виртуозно владеющий техникой игры на традиционных музыкальных инструментах Белгородского края – рожке, жалейке, кугиклах, калюке, свирели, дудке, косе, пиле, балалайке, гармони и многих других.
6. Едиджи Виктория Владимировна (Республика Адыгея) — художественный руководитель ансамбля адыгского танца «Синдика»более 30 лет занимается развитием и сохранением традиций и культуры адыгского народа. В прошлом прекрасная исполнительница национальной хореографии, она стала великолепным педагогом, руководителем и балетмейстером.
7. Кислякова Ольга Борисовна (Костромская область) — руководитель народного фольклорного коллектива «Ветлугаи». Основным направлением деятельности любительского объединения является возрождение, популяризация народных исполнительских традиций Пыщугского края.
8. Магомедалиев Магомедали Госенович (Республика Дагестан) – потомственный мастер в четвертом поколении. Его работа проходит в семейной мастерской. Он не только сохранил уникальное ремесло, но и творчески переосмыслил традиционные формы и создал художественные изделия, отвечающие современности.
9. Макарова Елена Александровна (Удмуртская Республика) — балетмейстер народного ансамбля песни и танца «Марзан». За годы работы с коллективом Еленой Александровной поставлено более сорока крупных вокально-хореографических полотен, ярко отражающих традиции Удмуртии. Мастер-классы по удмуртскому народному танцу, проводимые ею не только в своей Республике, но за ее пределами, являются настоящей творческой лабораторией для руководителей любительских коллективов.
10. Смоланова Лариса Викторовна (Свердловская область) — балетмейстер народного хореографического ансамбля «Юность».Искренне преданная народному танцу, Лариса Викторовна создает высокохудожественные хореографические произведения, в основе которых сохранение традиций русского народного танца.
11. Храмцов Леонид Николаевич (Кемеровская область) — хормейстер народного фольклорного ансамбля «Русь».Талантливый аранжировщик, виртуозный исполнитель-инструменталист. Участники его ансамбля не только поют, но и уверенно аккомпанируют себе на традиционных музыкальных инструментах, большая часть которых изготовлена руководителем.
12. Шаты Ольга Валерьевна (Республика Коми) — дирижер городского оркестра русских народных инструментов. Она является вдохновителем, организатором, ведущим и автором просветительских проектов «Музыкальные гостиные», пропагандирующих классическое музыкальное искусство, а также цикла «Концерты – лекции» об истории создания русских народных инструментов. Талант дирижера нашел свое воплощение и в работе с детскими оркестровыми коллективами, и с учениками-домристами
13. Шечков Иван Венидиктович (Нижегородская область) — хормейстер народного образцового самодеятельного коллектива «Водоватовские ребята». Он обладает особым творческим чутьем, умеет каждое выступление ансамбля сделать праздничным, неповторимым. Концертные программы коллектива постоянно собирают заинтересованную аудиторию, способствуют привлечению в любительские объединения сельского Дома культуры талантливых земляков, целых семейных групп.
14. Эшмякова Фаина Викторовна (Республика Марий Эл) — художественный руководитель образцового ансамбля гусляров «Шыжарвла» («Сестрички»). За годы работы она воспитала и обучила игре на гуслях более 250 участниц. Благодаря творческой педагогической работе руководителя, сумевшего «влюбить» в этот нежный инструмент детей, молодежь, взрослых коллектив завоевал популярность не только в республике, но и далеко за ее пределами.
15. Ямашкина Валентина Петровна (Республики Мордовия) — руководитель народного хора — одного из старейших хоровых коллективов Мордовии, организованного в 1957 г. Хор, истинный хранитель местных исполнительских традиций. В репертуаре коллектива — более двухсот старинных мокшанских народных песен.

***
Премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества учреждена постановлением Правительства РФ №579 от 18 сентября 2006 года. Премия вручается руководителям коллективов народного творчества, исполнителям эпоса (народным сказителям), мастерам ДПИ за многолетнюю плодотворную работу в сфере сохранения и развития народных художественных традиций и выдающиеся творческие достижения. Ежегодно вручаются 15 премий по пяти номинациям: «народная музыка», «народное пение», «народный танец», «традиционная народная культура» и «народный мастер».

Организаторы и учредители мероприятия:
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова.

Лучший интерпретатор музыки Чайковского даст единственный концерт в Перми на личном рояле

Пермская филармония в рамках фестиваля «Симфонический Олимп» и программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке министерства культуры РФ представляет: народного артиста России, выдающегося музыканта современности, лидера современного пианистического искусства, неординарного художника музыки Михаила Плетнева и его Российский Национальный оркестр — гордость отечественной музыкальной культуры, один из лучших оркестров мировой симфонической сцены.
Программа будет исполнена Маэстро на концертном рояле премиум-класса Shigeru KAWAI, разработанном японской фирмой KAWAI лично для пианиста и специально доставленном в концертный зал Пермской филармонии.

Чайковский, Плетнёв, Российский национальный оркестр – звучит потрясающе!

«Чайковский – мой любимый композитор. Я благодарен судьбе, что имею счастье соприкоснуться с наследием Чайковского — его музыкой», — не устает повторять Михаил Плетнёв.

Победитель Международного конкурса имени П.И. Чайковского 1978 года пианист Михаил Плетнёв уже более сорока лет царит на концертной сцене, сочетая в себе таланты пианиста, композитора и дирижера. Судьба наградила его редчайшим музыкальным даром, мощным интеллектом. Это музыкант огромного творческого диапазона, яркой индивидуальности и сильной исполнительской воли. Его влияние на пианистов и дирижёров нового поколения, на их манеру играть или дирижировать, несомненно.

Михаил Плетнёв по праву считается лучшим интерпретатором музыки Чайковского. Всю жизнь он с особым трепетом, любовью и пониманием относится к творчеству гениального русского композитора: «Я проложил свою маленькую тропку к музыке Чайковского. Когда её играешь или дирижируешь, буквально ощущаешь, что люди в зале, может быть подсознательно, начинают чувствовать себя в мире иначе, испытывая какой-то подъем духа, гордость. Мне бы хотелось делиться с людьми моим восприятием музыки Чайковского, его необыкновенной многогранностью, всем тем, что мне дорого в его музыке.

С одной стороны, Чайковский — это чрезвычайно русский композитор, в одном из своих писем он сам на это указывал, писал – «я русский, русский, русский», чувствовал в себе эту природу. Но, в то же время, музыка Чайковского и общеевропейская. Это композитор, который вобрал в себя несколько культур. В его родословной были французы. И в музыке чувствуется французское начало.

Рафинированность, изящество, утонченность, необыкновенный вкус, даже в самом малом, сочетаются у Чайковского с русской природой — с безудержными порой эмоциями. И это поразительно! В Чайковском есть и немецкое. Поражает его умение облекать в совершенно четкие, строгие, немецкие классические формы свой музыкальный материал, свои музыкальные фантазии. Музыка Чайковского обладает свойством постоянной современности. Это источник, который всегда прохладен и чист».

Народный артист России пианист Михаил Плетнёв в сопровождении Российского Национального оркестра (РНО) исполнит в Перми музыку своего любимого композитора.

РНО был основан Михаилом Плетнёвым в 1990 году. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра М. Плетнев.

В исполнении Михаила Плетнёва и Российского Национального оркестра под управлением Станислава Кочановского прозвучат: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром и Симфония № 1 «Зимние грезы» Петра Ильича Чайковского.

4 декабря в 19.00. Большой зал филармонии

Новая Победа Арины Титовой! (г. Пенза)

Ученица ДМШ им. В.П. Чеха г. Пензы (класс преп. Ирины Викторовны Салмовой) стала обладательницей ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ в номинации «Эстрадное пение» XIV Молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ. Дельфийские игры – уникальный проект, он объединяет различные виды искусства и способствует укреплению дружественных и творческих связей между представителями разных стран. В этом году состязания проходили в форме Дельфийского Чемпионата и приурочены к 20-летию Дельфийских игр современности. С 22 по 26 ноября в Подмосковье проходили состязания по шести номинациям: фортепиано, скрипка, академическое, народное и эстрадное пение. Участниками мероприятия стали около 500 представителей стран СНГ. Оценивали выступления молодых дарований профессиональное жюри, в состав которого вошли авторитетные деятели культуры из разных стран.

Арина Титова уже представляла Пензенский регион в 2019г. на XVIII молодёжных Дельфийских играх России в г. Ростове-на–Дону. Там она одержала блестящую победу, завоевав Золотую медаль. В этот раз, на XIV Молодежных Дельфийских играх государств-участников СНГ, Арина вошла в состав команды, представляющей Российскую Федерацию. На каждом этапе Дельфийского Чемпионата юные артисты соревновались попарно. Победитель в каждой паре проходил в следующий тур. Первое и второе места определились по итогам финального состязания, а проигравшие в двух полуфиналах становились обладателями третьего места. Конкуренция в рамках игр была действительно очень высокой. Каждый участник должен был подготовить музыкальную программу из 7 конкурсных произведений. Вместе со своим преподавателем, Арина привезла на Игры технически сложнейшие произведения в различных стилях и жанрах вокальной музыки: джазовые произведения, ретро музыка в авторском прочтении, современные композиции на русском, английском, французском языках и на иврите. Профессиональное мастерство владения голосом, уникальный и неповторимый тембр, харизматичность, самообладание и стремление к победе – эти качества помогли Арине достичь самого высокого результата. После исполнения каждой композиции, раз за разом, жюри поднимало высшие баллы. Было приятно после конкурсных выступлений услышать от членов жюри комплименты в адрес пензенской вокалистки по поводу индивидуальности и профессионализма подачи музыкального материала.

Дельфийские игры – это состязания в искусстве. Но очень много участников — представителей делегаций стран СНГ поддерживали и «болели» за Арину. После исполнения Победной песни – зал, стоя, в течение нескольких минут, аплодировал и кричал «Браво!». По окончании Чемпионата от разных стран в адрес Арины поступило сразу несколько приглашений для участия в уровневых Международных творческих конкурсах.

Арина Титова — учащаяся ДМШ им. В.П. Чеха. Эта школа единственная в городе имеет в своей копилке уже девять Медалей Дельфийских игр. Две из них, последние, высшего достоинства, завоевала Арина.

Успех любого ученика во многом зависит от профессионализма и самоотверженного труда педагога, его принципиальности и доброжелательности, требовательности и умения ободрить, поддержать и подсказать как преодолеть трудности. Обращаюсь к директору школы, заслуженному работнику культуры Пензенской области Маргарите Григорьевне Архиповой с просьбой раскрыть секрет таланта преподавателя Ирины Викторовны Салмовой. «Думаю, секрет в том, что учитель на протяжении многих лет ни на минуту не переставал учиться. Каждодневный анализ своей работы с детьми, активная позиция в необходимости не только тщательно трудиться в классе, но и мотивировать ученика к усердной работе дома, воспитывать с раннего возраста сценическую выдержку, умение сконцентрировать все силы и умения для реализации поставленной задачи. Любое участие в фестивалях или конкурсах любого уровня, от школьного до Дельфийских игр, подвергается учителем тщательному анализу достигнутого результата. Обязательным для себя и учеников Ирина Викторовна считает необходимость слушать других участников, обсуждать их выступления со своими ребятами, учиться на успехах и, порой, неудачах чужих и собственных. Педагог не пропустила ни одного Круглого стола по итогам фестивалей и конкурсов, не пропустила ни одной возможности посетить мастер-класс ведущих специалистов…»- говорит Маргарита Григорьевна.

Вот так и складываются доверительные отношения между учителем и учеником, формируется характер ребёнка, шлифуются его способности, превращаясь в талант. От души поздравляем и восхищаемся нашей пензенской звёздочкой и её мудрым наставником! Браво, Арина! Браво, Ирина Викторовна! Браво, ДМШ им. В.П. Чеха! Пусть успех всегда сопутствует Вам!

Туромшина С.В., председатель Президиума
Пензенского городского отделения МСМД,
заслуженный работник культуры Пензенской
области, лауреат Фонда Ирины Архиповой.