«Нано-опера» пройдет в «Геликоне» в четвертый раз

Организаторы конкурса – театр «Геликон-опера» и Департамент культуры города Москвы, впервые провели его в 2013 году. В этот раз конкурсные мероприятия состоятся в рамках Года театра в Российской Федерации.

Идея конкурса для начинающих оперных режиссеров родилась у художественного руководителя «Геликон-оперы», народного артиста России Дмитрия Бертмана. «За годы проведения «Нано-оперы» театр «Геликон» стал настоящей стартовой площадкой для наших молодых коллег: благодаря участию в конкурсе многие из них получили известность и активно занимаются режиссерской деятельностью», – говорит Дмитрий Бертман.

Обладатель Гран-при Первого конкурса «Нано-опера» Дмитрий Белянушкин уже осуществил ряд успешных постановок, а в 2016 году на сцене «Геликон-оперы» поставил оперу «Паяцы» Леонкавалло. Лауреаты Второго конкурса молодые режиссеры Павел Сорокин и Андрей Цветков-Толбин ставят спектакли на сценах ведущих театров нашей страны. Филипп Разенков, также лауреат Второй «Нано-оперы», стал главным режиссером Башкирского театра оперы и балета в Уфе, а его режиссерская работа – спектакль «Орлеанская дева» П.И. Чайковского была номинирована на Премию Международного фестиваля «Золотая Маска» 2016. Победитель Третьей «Нано-оперы» Руслан Бицоев готовит постановку спектакля «Синяя борода» Ж. Оффенбаха в «Геликон-опере» в юбилейном сезоне театра, в 2020 году.

В жюри «Нано-оперы» входят руководители театров России и Европы. Таким образом, участники конкурса имеют реальную возможность получить ангажементы непосредственно «из первых рук». В жюри четвертой «Нано-оперы», которое возглавит Дмитрий Бертман, вошли такие известные театральные деятели, как Кристина Шепельман, генеральный директор Большого театра Лисеу (Барселона, Испания); Кристоф Майер, генеральный директор Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге (Германия); Шелл Энглунд, генеральный директор-художественный руководитель Норрландз Операн в Умео (Швеция); Нееме Кунингас, оперный режиссер (Эстония); Андрейс Жагарс, оперный режиссер (Латвия); Пер Хансен, художественный руководитель Национального Театра (Прага, Чехия), Даниэль Крамер, художественный руководитель Английской национальной оперы (Лондон, Великобритания); Георгий Исаакян, художественный руководитель-генеральный директор Московского детского музыкального театра имени Н. И. Сац (Россия); Сергей Бобров, художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета (Россия); Вячеслав Стародубцев, главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета НОВАТ (Россия).

Молодых режиссеров также будет оценивать медиа жюри, состоящее из журналистов, музыкальных экспертов, представителей теле- и радиоканалов. Члены медиа жюри выбирают своего победителя, присуждают конкурсантам собственные премии, и у тех, кто им понравится, есть реальный шанс стать известными благодаря интервью и публикациям в СМИ. Выступления участников будет транслировать информационный партнер театра телеканал «Россия – Культура».

В медиа жюри Четвертой «Нано-оперы» вошли: Бабалова Мария («Вечерняя Москва»), Гайкович Марина («Независимая газета»), Грозданов Феликс («Дни.ру»), Зисман Владимир («Ревизор.ру»), Ковалевский Владимир («Комсомольская правда» в Северной Европе), Кретова Екатерина («Московский комсомолец»), Майоров Сергей (телеканал «НТВ»), Пашинян Изабелла (телеканал «ОТР»), Русанова Ольга («Радио России»), Тавор Йосси (радио «Орфей»), Шведова Ирина («Московская правда») а также представители телеканала «Россия-Культура».

Заявки на участие принимаются до 1 апреля 2019 года. Конкурс стартует 20 мая – в этот день состоится жеребьевка участников. Первый тур «Нано-оперы» пройдет 21 мая, второй – 22 мая и финальные состязания – 23 мая. Начало всех мероприятий в 13 часов, в Белоколонном зале княгини Шаховской. Гала-концерт состоится 24 мая в 19 часов в зале «Стравинский».

1 марта в Свердловской филармонии стартует Девятый Баховский фестиваль

В Екатеринбург приходит традиционный Баховский фестиваль. Каждый год он приурочен к праздничной дате – дню рождения Баха и раскрывает новую грань баховского творчества. Bach-fest 2019 «восстанавливает» династийные связи: в фестивальных программах музыка великого Иоганна Себастьяна Баха будет соседствовать с творениями его детей – искусных сочинителей и виртуозов. В семи концертах Свердловской филармонии – 1, 5, 9, 17, 21, 23 и 27 марта – участвуют три оркестра, два хора, ансамбль старинной музыки и первоклассные солисты, в том числе, органист и арт-директор фестиваля Тарас Багинец.

Вся семья Бахов – это не менее полусотни талантливейших музыкантов, создававших музыку в XVI-XIX веках. Четверо из двадцати детей Иоганна Себастьяна Баха пошли по стопам отца. Один превосходно импровизировал и играл на органе, другой был поклонником итальянской музыки и мастером клавесинной игры, третий учил юного Моцарта. Но самым знаменитым стал Карл Филипп Эммануил, который долгое время был гораздо известнее своего гениального отца. Его произведения прозвучат в день Открытия Bach-fest 1 марта в исполнении Уральского молодежного оркестра, Хора Уральской консерватории и солистов под управлением Александра Рудина; 23 марта– в камерной программе парижских музыкантов ансамбля Nevermind; 27 марта, в день Закрытия фестиваля, под руководством Кая Йоханнсена, который будет дирижировать Уральским филармоническим оркестром, Симфоническим хором и приглашенными солистами.
Бах и Гендель – эти два имени часто упоминаются вместе, когда речь заходит о музыке барокко. Величайший современник Баха появился на свет 23 февраля 1685 года в небольшом городке Галле, а через месяц за 170 км от него, в Айзенахе, родился Иоганн Себастьян Бах. Два музыкальных титана никогда не встречались, но конечно же знали музыку друг друга. Недавний московский дебют певицы Анны Горбачевой-Огилви, блистающей в Венской, Римской, Лионской опере, пришелся на генделевскую постановку Большого театра. 5 марта в Свердловской филармонии она будет солировать в кантатах И.С. Баха и Г.Ф. Генделя в сопровождении оркестра Баховского фестиваля.
Современникам И.С.Баха, а точнее его соперникам, посвящен отдельный концерт 9 марта. Постоянный участник Bach-fest Артем Варгафтик «проведет расследование» в ближайшем баховском окружении. В их совместном с Тарасом Багинцом концерте прозвучит музыка тех, с кем Баха при жизни сталкивала судьба; а в разговоре будут раскрыты подробности, связанные с сочинением отдельных произведений, и рассказаны житейские истории, героями которых оказывались те самые соперники.
Составить творческие портреты баховских сыновей, чья музыка не только была высоко оценена современниками, но и предопределила пути развития музыкального искусства, предстоит на концерте «Орган и главный органный композитор» 17 марта. Несмотря на серьезность намерений эта программа адресована тем, кто только начинает погружаться в баховское творчество, и, возможно, впервые встречается с органом. Арт-директор фестиваля Тарас Багинец и «первая скрипка» Молодежного оркестра Ольга Федотьева – расскажут и представят слушателям музыку тех, кого объединяет фамилия главного композитора барокко. Прозвучав в Екатеринбурге, программа будет исполнена в Каменске-Уральском (20 марта) и Асбесте (22 марта), где в городских филармонических залах с нетерпением ждут традиционные баховские концерты на цифровом органе – «участнике» проекта «Концертный зал без границ», реализуемого при поддержке губернатора Свердловской области и Министерства культуры региона.
Вопреки расхожему мнению, что баховская музыка – это музыка органная, фестиваль настойчиво утверждает обратное. В 50-томном лейпцигском издании баховских сочинений, только 6 томов содержат произведения для органа. На фестивале солирующему «Королю инструментов» посвящен главный органный концерт 21 марта. Традиционно, в этот день – День рождения Иоганна Себастьяна Баха – за пультом органа «Sauer» появляется гость. В 2019 году им станет Йосван дер Коой– титулярный органист самой большой протестантской церкви нидерландского города Харлем и один из известнейших интерпретаторов баховской музыки.

«Музыка Баха универсальна, – считает арт-директор фестиваля Тарас Багинец. – Она может звучать в любое время дня и ночи, в любое время года, на любом инструменте и в любых акустических условиях, но при этом оставаться интересной, актуальной и волнующей».За девять лет вокруг фестиваля в Екатеринбурге сформировалась большая семья ценителей творчества великого композитора, объединившая музыкантов разных городов и стран и тысячи слушателей региона. Вместе они совершают музыкальные открытия – 90% музыки, представленной на фестивале Bach-fest, звучит в филармоническом зале впервые. Вместе открывают новые грани баховского гения. В 2019 году – его уникальный педагогический дар, давший миру минимум трёх великолепных музыкантов, определивших ход музыкальной истории классического искусства.

Контролер Тюменского театра кукол: детям нужно прививать культуру поведения в театре

2019 год объявлен Годом театра в России. Мы много рассказываем Вам об актерах, режиссерах. Пришла очередь рассказать о людях, профессии которых не связаны со сценой. О простых работниках закулисья, фойе, о тех, кто отдал театру часть своей жизни.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Однако не только с нее. Если на улице, скажем, тепло — какая ж вешалка? Театр во многом и для многих начинается с человека, который стоит у входа, и которого издавна в театре называли красиво и церемонно — капельдинер. 

Капельдинер – это должность, существовавшая в прошлом в кинотеатрах и сохранившаяся только в театрах. Само слово считается отчасти устаревшим, так как все чаще работника, выполнявшего функции капельдинера, в современных театрах и кинотеатрах заменяют другие люди, и их должности называются иначе, например, билетеры или контролёры.

Кого нервно глазами ищет публика в фойе, чтобы разрешить свои маленькие насущные проблемы? Конечно, человека в униформе, чтобы спросить у него: «Где у вас тут туалет? А на каком этаже буфет? У меня 22-е место, в какую из дверей лучше войти? А это какой был звонок, успею выпить чая?». На все эти и другие вопросы помогут ответить хрупкие женщины, стоящие у дверей театра. 

Мы встретились с контролерами Тюменского театра кукол и узнали, почему они выбрали такую профессию и что значит театр в их жизни.

Итак, сегодня наши герои:

Рязанова Вера Геннадьевна, 64 года. В театре с 21 июня 2010 года. С самой юности мечтала работать в театре, так как очень его любила. Получив профессию швеи, ждала возможности шить костюмы, платья, создавать красивые вещи. И вот, попала в театр, мечта осуществилась. Вначале работала в швейном цехе, помогала шить костюмы артистам. Но вскоре перевелась на должность контролера.

Абдразакова Екатерина, 26 лет. В театре с 1 ноября 2014 года. В театре работала мама, поэтому Екатерина всю юность провела здесь. На всех мероприятиях она тут как тут. Может и в ростовой кукле походить, или по хозяйству помочь.  Так как сама Катя очень активный творческий человек, ее всегда привлекала «жизнь» в театре, спектакли, праздники. Не стремилась к работе контролера, но, когда получила такое предложение, сразу согласилась.  По профессии торговый представитель, но быстро поняла, что торговля — это не ее занятие. Любит общение, людей.

Котлярова Алла Зиновьевна, 70 лет. В театре с 1 ноября 2014 года. Пришла в театр уже будучи, как она сама себя называет «глубоким пенсионером», так как на пенсии находится с 50 лет. Переехала в Тюмень с севера, а родные остались жить и работать в Сургуте. Дома одной сидеть не хотелось, поэтому приняла решение вновь пойти работать. И не жалеет. Здесь тебе и общение, и прибавка к пенсии и заряд бодрости на весь день. 

Спектакли смотрите?

Вера Геннадьевна: Конечно, смотрю сама, а потом рекомендую всем своим знакомым.

Екатерина: Смотрю сейчас и смотрела раньше, когда не работала здесь, а просто приходила к маме.

Что главное в работе с детьми?

Вера Геннадьевна: Порядок. Следим, чтобы детки вели себя правильно, не ругались, не обижали друг друга.

Как справляетесь в трудных ситуациях, к примеру, если зритель обидел или нахамил?

Вера Геннадьевна: Не принимаю близко к сердцу. Веду себя спокойно и сдержанно.

Екатерина: Иногда могу просто выйти из зала, чтобы не создавать конфликтную ситуацию. Но в большинстве случаев стараюсь вести себя профессионально, разговаривать спокойно. Если вижу, что могу справиться сама, то пытаюсь уговорить вести себя правильно, если нет, то конечно, прошу родителей. 

Алла Зиновьевна: Да нормально, справляемся! Стараюсь не вступать в конфликт, по-тихому объяснить, найти общий язык

Какой он, тюменский зритель?

Вера Геннадьевна: Хороший. У нас есть постоянные зрители, которые нас знают, здороваются. Мы сами их запоминаем, стараемся сделать так, чтобы в театре им было комфортно.

Екатерина: Разный. Бывают адекватные и не очень, причем родители больше (смеется). Да, с детьми работать тяжело, но очень интересно. К каждому ребенку нужно найти подход, заинтересовать. Труднее всего с самыми маленькими, но здесь уже подключаются и другие сотрудники. Актерам нужно удержать их внимание, а нам –следить за порядком. Был смешной случай перед новым годом. Мы украсили фойе, а в центре стояла сцена. Подошла ко мне девочка, на вид школьница и спросила: «А это что батут?». Я отвечаю: «Нет это сцена, сюда можно просто подняться, походить, скоро актеры выйдут», а она расстроилась и ушла (улыбается). 

Алла Зиновьевна: Да, девочки уже сказали, разные зрители. Вот к примеру. Пришла мама лет 25 с крохой. Ребенок начинает капризничать, а она стоит и даже внимания не обращает. Нужно же научить ребенка культуре поведения в театре! С самого раннего детства. Возьмут, залезут на сиденья с ножками, ну нельзя так, нельзя. 

В большинстве случаев в вашей профессии работают люди пенсионного возраста, с чем это связано?

Вера Геннадьевна: На пенсии очень много свободного времени. Я живу одна, становится скучно. А здесь, каждый день получаешь заряд энергии. Плюс общение с детьми, с коллегами.

В свободное время чем занимаетесь?

Вера Геннадьевна: У меня частный дом, веду хозяйство. Летом — огород.

Алла Зиновьевна: Люблю ходить по магазинам. Смотрю вот здесь акция, здесь вот одно прикупить, там другое. Еще люблю скандинавскую ходьбу. Спорт всегда полезен, особенно в нашем возрасте. Люблю, когда приезжают родные. У меня уже четверо внуков и одна правнучка. Обязательно привожу их в театр.

Что пожелаете театру и зрителям в Год театра?

Вера Геннадьевна: Чтобы зрителей было больше. Чтобы дети и взрослые прислушивались к нам. В театре есть правила, которые нужно соблюдать, должна быть дисциплина. Я всегда говорю, что вот ты пришел к нам в гости, а ведешь себя как будто находишься у себя дома. Должна быть культура поведения и общения в театре. Многим этого не хватает. Некоторые дети не то что нас, родителей своих не слушаются. Больше позитива. В театр нужно приходить как на праздник.

Екатерина: Терпения и спокойствия. В нашем современном и очень нервном мире, нужно уметь владеть своими эмоциями. Быть добрее, приветливее, доброжелательнее. Если ты к человеку с добром, то и в ответ тоже получить добро. Ну и соблюдать правила театра. К примеру, некоторые возмущаются, что нельзя в фойе перед залом ходить в верхней одежде, а можно только возле гардероба. Пытаешься помочь, говоришь им «ну погуляйте чуть-чуть, сходите в буфет, сейчас народу станет меньше и оденетесь спокойно». Так нет. Им все время надо куда-то срочно бежать. И себе портят настроение и нам и ребенку. Это же детский театр, это сказка, ребенок должен уходить отсюда с ощущением чуда, а не обиженным. 

 

P.S. Общение наше продолжалось не долго, все же это люди, которые в отличие от актеров и режиссеров говорят простым языком. Но оно было очень душевным. Мы заметили, что им очень важно внимание. А еще важно, чтобы в театре был порядок! Поэтому, уважаемые зрители! Приходя в театр, помните, что здесь есть свои правила, свои устои и традиции, которые необходимо соблюдать. Приучите своих детей к культуре общения. Сделайте так, чтобы ваш семейный поход в театр запомнился вашим деткам на долгие годы. Ведь именно первое знакомство ребенка с театром происходит именно в театре кукол, и от того какое первое впечатление на него произведет, решит будет он ходить туда или нет.

В Тюмени пройдет концерт струнного квартета «MusicAeterna»

12 марта Тюменская филармония приглашает на концерт Квартета академии камерной музыки. Участники ансамбля являются ведущими артистами оркестра «MusicAeterna», которым руководит известный эпатажный дирижер Теодор Курентзис.

Участники квартета: Андрей Сигеда — первая скрипка, Елена Иванова — вторая скрипка Наил Бакиев – альт, Игорь Бобович – виолончель. В программе концерта прозвучат произведения Моцарта, Шуберта, Пуччини и Респиги.

Более шести лет назад, в 2012 году, профессиональный интерес к камерному музицированию подсказал единомышленникам идею создания «коллектива в коллективе» — струнного квартета солистов. За прошедшие годы ансамбль представил публике множество ярких программ, также периодически расширяя состав до квинтета, секстета, октета.

Ансамбль выступает на родине и за рубежом, регулярно участвует в Дягилевском фестивале в Перми, принимал участие в презентации Зальцбургского фестиваля в Москве в 2017 и 2018 гг.

В своем творчестве музыканты стараются совместить лучшие качества традиционной русской школы с требованиями европейской современности: это — очищение музыкального текста от исполнительских штампов, кропотливый анализ партирур, стилистическая выверенность, восхождение к первоначальному авторскому замыслу.

Билеты на концерт можно приобрести в кассах Тюменской филармонии или на сайте.

КОНЦЕРТ ПРОХОДИТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ВСЕРОССИЙСКИЕ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ СЕЗОНЫ».

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Большой Тюменский драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко.

Теодор Курентзис — дирижёр и художественный руководитель Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского сыграл роль Льва Ландау в фильме «Дау».

Сценарий фильма основан на мемуарах Конкордии Терентьевны Дробанцевой, жены Льва Ландау, великого учёного, лауреата Нобелевской премии, опубликованных в 1999 году в виде книги «Академик Ландау: Как мы жили». По словам Ильи Хржановского, кроме мемуаров вдовы в сценарий легли факты, полученные им в результате работы с архивными документами. «Мне бы хотелось построить фильм по принципу „Расёмона“: взгляд на одну личность с различных точек зрения», — говорил Хржановский. В мае 2006 года на Международном кинофестивале в Каннах проект фильма попал в число 17 наиболее перспективных мировых проектов в официальной программе «Ателье режиссёров»[5].

В 2007 году планировалось, что бюджет фильма составит 3,5 млн долларов. В конце 2008 года появились сведения, что бюджет фильма достигнет 10 млн долларов. На роль Коры, жены профессора, претендовала актриса Елена Яковлева.
В итоге сыграла её украинская актриса Радмила Щеголева. Съёмки начались в апреле 2008 года в Санкт-Петербурге. Основная часть съёмок прошла в Харькове, а также Баку, Москве, Лондоне и Копенгагене.

24 января по 17 февраля Париж жил главным культурным событием XXI века — проектом «Дау» Ильи Хржановского. То, что задумывалось 13 лет назад, как экранизация скандальных мемуаров вдовы физика Льва Ландау Конкордии — выросло в беспрецедентный для кинематографа и искусства проект. Ни один русский фильм в мире не обсуждали так горячо как «Дау», впрочем, он и не фильм вовсе: 13 (как минимум) законченных кинопроизведений, 700 часов плёнки, 8 тысяч часов записанных диалогов, иммерсивная инсталляция, масштабный спектакль, 400 героев, тысячи статистов, 120 квадратных метров декораций. «Кино ТВ» отправился в Париж, чтобы разобраться, что такое «Дау» на самом деле. Рабочая группа сутками смотрели кино, записали дюжину интервью, прошли все испытания, которые подготовили для посетителей авторы проекта. Были сняты уникальные кадры, интервью с противниками и поклонниками «Дау», и теперь сюжет о фильме могут увидеть телезрители.Официальная премьера эксклюзивного сюжета о DAU состоялась 19 февраля.

Фильм доступен к просмотру по ссылке: https://youtu.be/42Y8P9Db3js

Омская филармония запускает новый концертно-просветительский проект

Омская филармония при поддержке Министерства культуры Омской области запускает новый концертно-просветительский проект, направленный на популяризацию исполнительского искусства на народных инструментах и на создание условий доступности профессионального музыкального творчества для жителей районов области.Он стартует сегодня, 13 февраля, и продлится в течение двух месяцев.
Цель проекта – привлечь особое внимание к красоте и самобытности музыкального фольклора, к необычайным возможностям народных музыкальных инструментов, тембры которых так близки русскому сердцу, а звуковой диапазон позволяет исполнять самый широкий репертуар.Его идея предложена главным омским корифеем жанра, единственным профессиональным концертирующим балалаечником, солистом Омской филармонии, заслуженным артистом России Виктором Павловичем Шурыгиным. Болея за судьбу народных инструментов, внимание к которым у современного поколения слушателей находится не на столь высоком уровне, он решил провести серию концертов по районам Омской области в поисках исполнителей, которые сохранили свою любовь к русской музыке и активно занимаются музыкальным творчеством на народных инструментах.В рамках мастер-классов заслуженный артист России продемонстрирует музыкальные возможности удивительного народного инструмента – балалайки. Виктор Павлович выберет тех исполнителей, кто способен представить свое мастерство не только на сцене районных дворцов культуры, но и на главной концертной площадке региона в Концертном зале,на заключительном Гала-концерте проекта вместе с профессиональными исполнителями, который состоится 23 июня и будет приурочен к Международному дню балалайки.

В рамках проекта Виктор Шурыгин и артисты филармонии посетят: Называевск, Тюкалинск, Крутинку, Москаленки, Исилькуль, Тавричанку, Щербакуль, Полтавку, Любино. В каждом из районов они будут знакомить взрослых и детей со своим творчеством. В детских садах и школах искусствбалалаечник Виктор Шурыгин вместе с гитаристом Константином Беляковым, певцами Татьяной Семерьяновой и Павлом Комаровым, а также мастером художественного слова Татьяной Юрьевой представят программу с играми и песнями «Сказки-байки для гитары с балалайкой». Это программа, которая рассказывает об инструментах, учит детей слушать, чувствовать и понимать музыку.

Для взрослой аудитории Виктор Шурыгин представит программу «С любовью к России». В ней прозвучат народная музыка, любимые и популярные народные песни и наигрыши – это обращение к истокам народной культуры, народной музыки, способные наполнить сердца силой, красотой и радостью.

Тюменский Большой драматический театр открывает новые таланты

Седьмого февраля в малом зале театра открылась выставка акварели «Ультрамарин» художницы Марии Волынских.
Тюменский Большой драматический театр открывает новые таланты. Это уже становится традицией в культурной жизни области. 7 февраля в малом зале театра открылась выставка акварели «Ультрамарин» художницы Марии Волынских.
Мария Волынских еще совсем молодой художник. Ей всего 23 года. Для Тюмени это имя новое. Но ценители искусства наверняка оценят дарование художницы, которая, межу прочим, представляет одну из сильных региональных художественных школ — ирбитскую, где она родилась и выросла. Биография ее еще очень короткая, но послужной список — не маленький: Член Союза Акварелистов России и ПСХР, обладатель российской Премии Искусств — в области акварельной графики. Победитель международной «Российской Недели Искусств» в Москве: диплом I степени «Тобольский Кремль» и многих других конкурсов.
Вошла в 60 лучших молодых художников России 2017-2018 года, Санкт-Петербург. Сейчас Маша учится живописи в Тюменском государственном институте культуры.
Выставка «Ультрамарин» посвящена памятникам архитектуры Урала и Сибири. Городам, вошедшим в историю «Великого чайного пути» — Тобольску, Ирбиту и Тюмени, сохранившим в себе дух старины и величественные памятники деревянного и каменного зодчества. А также путешествиям по Крыму: знаменитым дворцам и древним городам Бахчисарая, крепостям Судака и Родине великого мариниста Ивана. Айвазовского, городу сохранившему своё историческое название – Феодосии.
Само открытие выставки было невероятным. Даже 30-ти градусные морозы не стали помехой. Собралось много любителей живописи и зрителей театра. Только дресс-код этого мероприятия слегка изменился: люди тепло оделись. Хотя сама героиня события — художница Мария Волынских выдержала тему «ультрамарин» и встречали гостей в синем. Зрителей невозможно было оторвать от созерцания акварельных полотен. Весь вечер звучала музыка в исполнении молодого коллектива STAGE BAND (ему всего год). Участники группы твёрдо хранят верность джазовым традициям. Концерт — новый для Тюмени. Это антология джазовых хитов из репертуара знаменитых Диззи Гиллеспи, Майзла Дэвиса, Эллы Фитцжеральд и многих других.

Духовный огонь Уральского камерного хора

В Пермской филармонии с огромным успехом прошла премьера концертной программы, посвящённой творческому наследию Модеста Петровича Мусоргского: 21 марта исполняется 180 лет со дня рождения гениального русского композитора. Его сочинения исполнил Государственный камерный хор под управлением народного артиста РФ Владислава Новика.

Пермская премьера — событие, скажем прямо, неординарное, поскольку вокальные циклы Мусоргского – подлинные шедевры полнокровным хоровым коллективом исполняются, к сожалению, крайне редко. В концерте также приняли участие солисты Оркестра русских народных инструментов Пермской филармонии, студенты и педагоги Пермского института культуры.
По словам директора Пермской филармонии Галины Кокоулиной, «каждая программа для Владислава Новика — погружение в историю, философию, литературу. Отсюда – свои, необычные интерпретации и поиски звуковых красок. И здесь артисты хора — единомышленники художественного руководителя. Постоянный поиск, неожиданные, прекрасные премьеры, редкое по красоте пение a capella ставят коллектив в один ряд с ведущими мировыми профессиональными хорами».
Коллектив на протяжении всех 43-х лет своего существования неизменно обращался к жемчужинам русской хоровой музыки. В каждой – исследование культурных эпох. Везде – не просто русский колорит. Везде – глубины русского характера. И – захватывающая дух красота…
В премьерной программе Хор исполнил произведения величайшего русского композитора.
Открыл первое отделение вокальный цикл «Песни и пляски смерти» состоит из 4-х песен-картин (обр. Алексея Ларина, стихи А.А. Голенищева – Кутузова): «Колыбельная», «Серенада», «Трепак» и «Полководец», в каждой из которых с потрясающей силой выразительности изображены различные «лики» смерти. В эту музыку, наполненную глубочайшим трагизмом, Мусоргский вложил всю свою любовь к людям, всю силу своего протеста против горя и страданий. «Песни и пляски смерти» — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своем жанре. Образ смерти в ее разных обличьях дан с потрясающей силой выражения.
Исполнители: Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии. Солисты: Екатерина Федотова – студентка 4 курса Пермского института культуры (педагог — заслуженная артистка РФ, профессор Котельникова Ирина Руфовна); лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель золотой и серебряной медалей молодежных Дельфийских игр, стипендиат фонда Ирины Архиповой, лауреат Дягилевской стипендии, обладатель спец приза «Звезды Оливии Горра» Владимир Тайсаев – солист Пермского академического театра оперы и балета. Партия фортепиано – Елена Кузнецова — лауреат международных конкурсов, профессор кафедры специального фортепиано и Елена Зенкова — лауреат международных конкурсов, доцент кафедры специального фортепиано Пермского института культуры, инструментальный ансамбль оркестра русских народных инструментов Пермской краевой филармонии в составе Натальи Ясир, Елены Мальцевой, Сергея Токарева и Михаила Киселева.

Неоконченный романс-исповедь «Надгробное письмо» Мусоргский написал на собственные слова, полные острой боли и тоски. Это пронзительное произведение посвящено любимой женщине, которая умерла. Каждое слово текста для композитора весомо, он наделяет их определенной интонацией и гармонией. Исполнители: Николай Нелюбин и Александр Колесников — лауреат конкурса TopMusic, лауреат премии в сфере культуры администрации города Перми, заслуженный работник культуры РФ.

Второе отделение, без преувеличения, стало премьерой в квадрате. Духовное сочинение для хора a cappella «Ангел вопияше» Мусоргский написал для Пасхального богослужения, это произведение преисполнено ликующего настроения.
Также впервые на сцене Пермской филармонии прозвучали «Песнопения памяти Мусоргского» современного композитора Антона Висков, слова из русской народной поэзии и Православного обихода: «Удивляшеся Ирод», «Когда шел Господь на Распятие», «День Последний наступает», «Боже, Отче Всемогущий», «Отче наш».
Исполнители: Ольга Морозова (меццо-сопрано) – солистка Уральского государственного камерного хора и Александр Колесников.
Концерт вела солистка хора Елена Ерастова.

«Ни один звук не вырывался у Мусоргского, не коснувшись сердца. Звук для него был той средой, где он мог изливать своё страдание и страдание других», — писал о Мусоргском композитор и музыковед Борис Асафьев.

Автор сочинения Антон Висков наблюдал за происходящим в Органном зале в прямой трансляции на сайте Пермской филармонии. После чего выразил свои эмоции в благодарственном письме.

«Дорогой Владислав Адамович!
Дорогие друзья!
Совершенно потрясён вашим замечательным выступлением на юбилейном концерте в честь Модеста Петровича Мусоргского! Трудно передать словами чувства восторга перед вашим мастерством и вдохновением! Вся глубина творчества великого композитора раскрылась в проникновенных и самобытных трактовках его известных произведений. Погружение в образный мир, проникнутый подлинно русскими православными символами, несомненно, произвело на всех слушателей сильнейшее впечатление. Ваша самоотдача и творческое горение было под стать тому духовному огню, который воспылал на страницах его творений.
От души благодарю за исполнение моей музыки, в которой вы открыли для меня новые, даже мной невиданные черты. Низкий поклон всем солистам, исполнителям партии фортепиано, гуслей и ударных инструментов, замечательной ведущей – солистке хора Елене Ерасовой, чьи проникновенные комментарии как нельзя лучше готовили слушателей к постижению порой непростых художественных сфер.

Владислав Адамович! Вы — подлинный музыкальный проповедник наших отечественных культурных ценностей!
Поистине, состоявшейся концерт — знаковое событие, далеко выходящее за рамки Пермского края! Желаю всем душевного благополучия, помощи Божией во всех благих делах, дальнейших творческих открытий!

С надеждой на продолжение сотрудничества, ваш Антон Висков.»

Слава России

24 февраля в 17.00 в Малом зале Ленинского мемориала Ульяновский государственный губернаторский оркестр русских народных инструментов под управлением Ивана Крайника представит программу «Слава России»в честь праздника — Дня Защитника Отечества.

В праздничной программе примут участие заслуженный артист России Андрей Москалёв (труба),
заслуженный работник культуры Ульяновской области Владимир Самарев (баритон), лауреат международного конкурса Виктор Елизаров, Отец Олег Кропочев. В исполнении солистов прозвучат самые задушевные, проникновенные песни о России и любви к Родине.

Кажется, что своими песнями Ян Френкель и Микаэл Таривердиев могут добраться до каждой человеческой души. Музык этих композиторов не просто понимают, её любят. Люди нашего времени истосковались именно по такой музыке — доверительно простой и ошеломляюще глубокой. Композиторы в высшей степени наделены редким, горьким и святым даром истинных художников — способностью чувствовать чужую боль, как свою. Эти песни — очень тёплые, лирические, истинно русские. К каждой песне концерта эпиграфом можно поставить слова «… и в звуках песни этой открою вам душу свою…».

В программе:
Струве. Моя Россия
Френкель. Русское поле
Таривердиев. Песня о далёкой Родине
Дербенко. Рок-токката
Цыганков. Посвящение защитникам отечества
Артемьев. Офицерское братство. Музыка из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих»

Концерт ведёт Элла Якубенкова.

В Пермской краевой филармонии с огромным успехом прошла премьера «Реквиема для живых» (Requiem for the Living)

Его в 2013 году создал современный американский композитор и пианист Дэн Форрест для смешанного хора, солистов и оркестра.

Пермская краевая филармония всегда была «местом силы» — точкой притяжения и рождения новых творческих проектов, том числе и хоровых. За 83 года в ее истории были и специальные абонементы хоровой музыки, и певческие циклы, и хоровые марафоны.
В последние десятилетия интерес к хоровому искусству вновь начал активно возрождаться, поэтому Пермская филармония организовала и провела ряд крупнейших певческих фестивалей, таких, к примеру, как «Поющее поле Прикамья».
За годы существования фестиваль превратился в крупный музыкальный и культуртрегерский проект. Недаром именно этот проект вошел в культурную программу Олимпиады в Сочи-2014.
Фестиваль хорового пения Пермской филармонии «Певческое поле Прикамья» — это масштабное собрание профессионалов и любителей пения, музыкальная терапия в чистом виде, доступная зрителю любого возраста и предпочтений.
Эстафету «Поющего поля Прикамья» в 2018 году подхватил I Международный Строгановский фестиваль хоровой музыки, в котором, кроме Уральского государственного камерного хора Пермской филармонии, приняли участие молодежный хор Balsis – «Голоса» (Латвия, художественный руководитель и дирижёр — Интс Тетеровскис) и молодежный хор «Доместик» им. В.А. Копанева (Екатеринбург, художественный руководитель — Максим Козлов).
В новом эксклюзивном проекте Пермской филармонии впервые приняли участие молодежный хор «Возрождение» из Нижнего Новгорода (художественный руководитель — Сергей Смирнов) и хор Kama cantabile Пермского музыкального колледжа (руководитель — Лариса Юркова, хормейстер — Нина Николаева).
В исполнении большого сводного коллектива при поддержке камерного оркестра «Орфей» (художественный руководитель и дирижер — Пётр Юрков) впервые в Прикамье прозвучал «Реквием для живых» современного американского композитора и пианиста Дэна Форреста для смешанного хора, солистов и оркестра.
В премьерном исполнении также участвовали солисты Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского — Анастасия Фомиченко, сопрано и Николай Фёдоров, тенор, а также солистка Пермской краевой филармонии, лауреат международных конкурсов Евгения Камянская, партия органа.
Во втором отделении концерта в исполнении хора «Возрождение» прозвучали хоровые миниатюры русских, зарубежных и современных российских композиторов.

Справка
Дэниел Эрнест Форрест (р. 1978) – американский композитор и пианист. Родился в Нью-Йорке. Обучался игре на фортепиано, изучал работу хора и оркестра. Его духовная музыка есть в каталогах десяти издателей. Его самая известная работа — это крупнейшее произведение Requiem for the Living («Реквием для живых») для смешанного хора, солистов и оркестра.
Произведение создавалось с начала 2012 года до середины 2013 года и было опубликовано в августе 2013 года в двух вариантах: в полном оркестровом и в камерном — для небольших ансамблей с органом и сольными инструментами.
Перед композитором стояла сложная задача — раскрыть и обогатить древние библейские тексты современной музыкой. Произведение получилось очень красивым, волнующим и тонким по замыслу, по нюансам, убедительным и сильным по своему эффекту, производимому на слушателей.
Дэн Форрест назвал свою композицию Requiem for the Living («Реквием для живых»), делая отличие от традиционных реквиемов, которые возникли как мессы по умершим. Слово «реквием» на латыни означает «покой» или «отдохновение». По сути, традиционный Реквием — это молитва об отдыхе для покойного. Главное, что отличает работу Форреста – это его намерение попросить покоя и пощады не для мертвых, а для живых.
Пять частей «Реквием для живых» Дэна Форреста образуют повествование о жизни и о собственной борьбе с болью и печалью. Вступительная часть Реквиема — традиционные тексты Introit и Kyrie — просьбы об отдыхе и милосердии, о пощаде для живых.
Вторая часть — Vanitas Vanitatum — изображает человеческие страдания на земле, рассказывает о смятении и печали, с которыми сталкивается человек.
В третьей части — Agnus Dei — призыв к освобождению и миру, о необходимости искупить человечество от тщеславия, боли, печали и разрушения.
Четвертая часть – Sanctus — предлагает три разных взгляда – взгляд на Небеса (на Вселенную), на Землю (ту, что видно из космоса) и Человечество (на чудесных носителей образов Бога). Завершает Реквием — Lux Aeterna – в ответ на первую молитву об отдыхе, на просьбу «дай им покой» даруется свет и отдых как для покойного, так и для живого. Завершающая часть Реквиема подводит к осознанию того, что наш покой и мир в Боге.
Композитор Д. Форрест: «Я стремился написать то, что произвело бы неизгладимое впечатление. Надеюсь, что это произведение окажет сильное эмоциональное воздействие на слушателей и исполнителей».
Requiem for the Living многократно звучал в Карнеги-Холле, с большим успехом исполнялся разными коллективами в Канаде, Южной Америке, Европе, Африке и Азии.