В Москве вручили Премии Правительства России за вклад в развитие народного творчества

4 декабря в Концертном зале им П.И. Чайковского состоялась XIII Торжественная церемония награждения лауреатов Премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.

Распоряжением Правительства от 15 октября 2019 года №2430-р в 2019 Звание «Душа России» получили 15 руководителей творческих коллективов, исполнителей народного эпоса и мастеров декоративно прикладного искусства из Белгородской, Кемеровской, Костромской Нижегородской, Саратовской, Свердловской, Тверской областей, республик Адыгея, Бурятия, Дагестан, Коми, Марий Эл, Мордовия Удмуртия и Ханты-Мансийского автономного округа.

Сертификаты на получение премий в размере 100 000 рублей, памятные знаки и статуэтки лауреатам вручил заместитель министра культуры Российской Федерации Николай Овсиенко:

«Стоя за кулисами, я поймал себя на мысли, что душа-то развернулась. Я убежден, что название премии «Душа России» очень символично. На этой сцене сегодня стоят люди, которые и есть воплощение русской души.В 13-й раз мы вручаем Премию Правительства за вклад в развитие народного творчества. С 2007 года ее лауреатами стали 195 человек из самых разных регионов страны.Я сердечно приветствую лауреатов 2019 года. На вас держатся традиции российской культуры» — поздравил лауреатов заместитель министра культуры.

В рамках церемонии награждения прошел концерт «Звезды народного искусства» с участием прославленных народных коллективов: Государственного академического русского народного хора имени М.Е. Пятницкого и Государственного академического хореографического ансамбля «Березка» им. Н.С. Надеждиной.

По традиции, на одной сцене с профессиональными ансамблями выступили творческие коллективы регионов России: Ансамбль русских народных инструментов «Жалейка» (Белгород), Ансамбль адыгского танца «Синдика» (Адыгея), Народный ансамбль песни и танца «Марзан» (Удмуртская Республика).

Возрождение и сохранение народных традиций, поддержка национальных культур – всегда были важным направлением государственной культурной политики. Премия «Душа России» – это признание заслуг и таланта, тех кто посвятил себя сохранению и развитию народных художественных традиций, активной просветительской и педагогической деятельности.

Лауреаты Премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в 2019 году.

1. Баринова Надежда Евгеньевна (Тверская область) – мастер декоративно-прикладного искусства и ремесел, исследователь традиционного костюма. Благодаря ее активной деятельности в области развивается ручное ткачество, старинная вышивка.
2. Габанов Бадма Сыренович (Республика Бурятия) — известный народный сказитель, исполнитель народных песен. В его репертуаре более 200 фольклорных образцов, среди которых памятники эпического наследия бурятского народа: «Абай Гэсэр», «Шоно Батор», «ЭрхэМэргэн». Бадма Габанов обладает редкой вокальной техники пения, мастерски владеет виртуозной мелизматикой, орнаментальными распевами.
3. Глумова Анжелика Владимировна (Саратовская область) – неутомимый популяризатор традиционной народной культуры. Более 15 лет она руководит ансамблем «Забава», созданным на базе Саратовского областного Дома работников искусств. За эти годы ею проведено около 60 фольклорных экспедиций. Репертуар «Забавы» включает в себя свыше 600 старинных русских крестьянских и казачьих песен, танцев, кадрилей, частушек, игр, хороводов.
4. Гришкина Надежда Алексеевна (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) — мастер по изготовлению традиционных изделий из кожи, меха, бересты. Она является редким представителем «живой традиции» и с детства владеет искусством бисероплетения, шитьем ровдуги, изготовлением изделий из меха, рыбьей кожи, бересты.
5. Гуторов Евгений Васильевич (Белгородская область) — дирижер ансамбля русских народных инструментов «Жалейка». Мультимузыкант, виртуозно владеющий техникой игры на традиционных музыкальных инструментах Белгородского края – рожке, жалейке, кугиклах, калюке, свирели, дудке, косе, пиле, балалайке, гармони и многих других.
6. Едиджи Виктория Владимировна (Республика Адыгея) — художественный руководитель ансамбля адыгского танца «Синдика»более 30 лет занимается развитием и сохранением традиций и культуры адыгского народа. В прошлом прекрасная исполнительница национальной хореографии, она стала великолепным педагогом, руководителем и балетмейстером.
7. Кислякова Ольга Борисовна (Костромская область) — руководитель народного фольклорного коллектива «Ветлугаи». Основным направлением деятельности любительского объединения является возрождение, популяризация народных исполнительских традиций Пыщугского края.
8. Магомедалиев Магомедали Госенович (Республика Дагестан) – потомственный мастер в четвертом поколении. Его работа проходит в семейной мастерской. Он не только сохранил уникальное ремесло, но и творчески переосмыслил традиционные формы и создал художественные изделия, отвечающие современности.
9. Макарова Елена Александровна (Удмуртская Республика) — балетмейстер народного ансамбля песни и танца «Марзан». За годы работы с коллективом Еленой Александровной поставлено более сорока крупных вокально-хореографических полотен, ярко отражающих традиции Удмуртии. Мастер-классы по удмуртскому народному танцу, проводимые ею не только в своей Республике, но за ее пределами, являются настоящей творческой лабораторией для руководителей любительских коллективов.
10. Смоланова Лариса Викторовна (Свердловская область) — балетмейстер народного хореографического ансамбля «Юность».Искренне преданная народному танцу, Лариса Викторовна создает высокохудожественные хореографические произведения, в основе которых сохранение традиций русского народного танца.
11. Храмцов Леонид Николаевич (Кемеровская область) — хормейстер народного фольклорного ансамбля «Русь».Талантливый аранжировщик, виртуозный исполнитель-инструменталист. Участники его ансамбля не только поют, но и уверенно аккомпанируют себе на традиционных музыкальных инструментах, большая часть которых изготовлена руководителем.
12. Шаты Ольга Валерьевна (Республика Коми) — дирижер городского оркестра русских народных инструментов. Она является вдохновителем, организатором, ведущим и автором просветительских проектов «Музыкальные гостиные», пропагандирующих классическое музыкальное искусство, а также цикла «Концерты – лекции» об истории создания русских народных инструментов. Талант дирижера нашел свое воплощение и в работе с детскими оркестровыми коллективами, и с учениками-домристами
13. Шечков Иван Венидиктович (Нижегородская область) — хормейстер народного образцового самодеятельного коллектива «Водоватовские ребята». Он обладает особым творческим чутьем, умеет каждое выступление ансамбля сделать праздничным, неповторимым. Концертные программы коллектива постоянно собирают заинтересованную аудиторию, способствуют привлечению в любительские объединения сельского Дома культуры талантливых земляков, целых семейных групп.
14. Эшмякова Фаина Викторовна (Республика Марий Эл) — художественный руководитель образцового ансамбля гусляров «Шыжарвла» («Сестрички»). За годы работы она воспитала и обучила игре на гуслях более 250 участниц. Благодаря творческой педагогической работе руководителя, сумевшего «влюбить» в этот нежный инструмент детей, молодежь, взрослых коллектив завоевал популярность не только в республике, но и далеко за ее пределами.
15. Ямашкина Валентина Петровна (Республики Мордовия) — руководитель народного хора — одного из старейших хоровых коллективов Мордовии, организованного в 1957 г. Хор, истинный хранитель местных исполнительских традиций. В репертуаре коллектива — более двухсот старинных мокшанских народных песен.

***
Премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества учреждена постановлением Правительства РФ №579 от 18 сентября 2006 года. Премия вручается руководителям коллективов народного творчества, исполнителям эпоса (народным сказителям), мастерам ДПИ за многолетнюю плодотворную работу в сфере сохранения и развития народных художественных традиций и выдающиеся творческие достижения. Ежегодно вручаются 15 премий по пяти номинациям: «народная музыка», «народное пение», «народный танец», «традиционная народная культура» и «народный мастер».

Организаторы и учредители мероприятия:
Министерство культуры Российской Федерации
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова.

Лучший интерпретатор музыки Чайковского даст единственный концерт в Перми на личном рояле

Пермская филармония в рамках фестиваля «Симфонический Олимп» и программы «Всероссийские филармонические сезоны» при поддержке министерства культуры РФ представляет: народного артиста России, выдающегося музыканта современности, лидера современного пианистического искусства, неординарного художника музыки Михаила Плетнева и его Российский Национальный оркестр — гордость отечественной музыкальной культуры, один из лучших оркестров мировой симфонической сцены.
Программа будет исполнена Маэстро на концертном рояле премиум-класса Shigeru KAWAI, разработанном японской фирмой KAWAI лично для пианиста и специально доставленном в концертный зал Пермской филармонии.

Чайковский, Плетнёв, Российский национальный оркестр – звучит потрясающе!

«Чайковский – мой любимый композитор. Я благодарен судьбе, что имею счастье соприкоснуться с наследием Чайковского — его музыкой», — не устает повторять Михаил Плетнёв.

Победитель Международного конкурса имени П.И. Чайковского 1978 года пианист Михаил Плетнёв уже более сорока лет царит на концертной сцене, сочетая в себе таланты пианиста, композитора и дирижера. Судьба наградила его редчайшим музыкальным даром, мощным интеллектом. Это музыкант огромного творческого диапазона, яркой индивидуальности и сильной исполнительской воли. Его влияние на пианистов и дирижёров нового поколения, на их манеру играть или дирижировать, несомненно.

Михаил Плетнёв по праву считается лучшим интерпретатором музыки Чайковского. Всю жизнь он с особым трепетом, любовью и пониманием относится к творчеству гениального русского композитора: «Я проложил свою маленькую тропку к музыке Чайковского. Когда её играешь или дирижируешь, буквально ощущаешь, что люди в зале, может быть подсознательно, начинают чувствовать себя в мире иначе, испытывая какой-то подъем духа, гордость. Мне бы хотелось делиться с людьми моим восприятием музыки Чайковского, его необыкновенной многогранностью, всем тем, что мне дорого в его музыке.

С одной стороны, Чайковский — это чрезвычайно русский композитор, в одном из своих писем он сам на это указывал, писал – «я русский, русский, русский», чувствовал в себе эту природу. Но, в то же время, музыка Чайковского и общеевропейская. Это композитор, который вобрал в себя несколько культур. В его родословной были французы. И в музыке чувствуется французское начало.

Рафинированность, изящество, утонченность, необыкновенный вкус, даже в самом малом, сочетаются у Чайковского с русской природой — с безудержными порой эмоциями. И это поразительно! В Чайковском есть и немецкое. Поражает его умение облекать в совершенно четкие, строгие, немецкие классические формы свой музыкальный материал, свои музыкальные фантазии. Музыка Чайковского обладает свойством постоянной современности. Это источник, который всегда прохладен и чист».

Народный артист России пианист Михаил Плетнёв в сопровождении Российского Национального оркестра (РНО) исполнит в Перми музыку своего любимого композитора.

РНО был основан Михаилом Плетнёвым в 1990 году. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. По мнению многих зарубежных музыкальных критиков, на сегодняшний день РНО является лучшим симфоническим коллективом нашей страны. Художественный руководитель и главный дирижер оркестра М. Плетнев.

В исполнении Михаила Плетнёва и Российского Национального оркестра под управлением Станислава Кочановского прозвучат: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром и Симфония № 1 «Зимние грезы» Петра Ильича Чайковского.

4 декабря в 19.00. Большой зал филармонии

Новая Победа Арины Титовой! (г. Пенза)

Ученица ДМШ им. В.П. Чеха г. Пензы (класс преп. Ирины Викторовны Салмовой) стала обладательницей ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ в номинации «Эстрадное пение» XIV Молодежных Дельфийских игр государств-участников СНГ. Дельфийские игры – уникальный проект, он объединяет различные виды искусства и способствует укреплению дружественных и творческих связей между представителями разных стран. В этом году состязания проходили в форме Дельфийского Чемпионата и приурочены к 20-летию Дельфийских игр современности. С 22 по 26 ноября в Подмосковье проходили состязания по шести номинациям: фортепиано, скрипка, академическое, народное и эстрадное пение. Участниками мероприятия стали около 500 представителей стран СНГ. Оценивали выступления молодых дарований профессиональное жюри, в состав которого вошли авторитетные деятели культуры из разных стран.

Арина Титова уже представляла Пензенский регион в 2019г. на XVIII молодёжных Дельфийских играх России в г. Ростове-на–Дону. Там она одержала блестящую победу, завоевав Золотую медаль. В этот раз, на XIV Молодежных Дельфийских играх государств-участников СНГ, Арина вошла в состав команды, представляющей Российскую Федерацию. На каждом этапе Дельфийского Чемпионата юные артисты соревновались попарно. Победитель в каждой паре проходил в следующий тур. Первое и второе места определились по итогам финального состязания, а проигравшие в двух полуфиналах становились обладателями третьего места. Конкуренция в рамках игр была действительно очень высокой. Каждый участник должен был подготовить музыкальную программу из 7 конкурсных произведений. Вместе со своим преподавателем, Арина привезла на Игры технически сложнейшие произведения в различных стилях и жанрах вокальной музыки: джазовые произведения, ретро музыка в авторском прочтении, современные композиции на русском, английском, французском языках и на иврите. Профессиональное мастерство владения голосом, уникальный и неповторимый тембр, харизматичность, самообладание и стремление к победе – эти качества помогли Арине достичь самого высокого результата. После исполнения каждой композиции, раз за разом, жюри поднимало высшие баллы. Было приятно после конкурсных выступлений услышать от членов жюри комплименты в адрес пензенской вокалистки по поводу индивидуальности и профессионализма подачи музыкального материала.

Дельфийские игры – это состязания в искусстве. Но очень много участников — представителей делегаций стран СНГ поддерживали и «болели» за Арину. После исполнения Победной песни – зал, стоя, в течение нескольких минут, аплодировал и кричал «Браво!». По окончании Чемпионата от разных стран в адрес Арины поступило сразу несколько приглашений для участия в уровневых Международных творческих конкурсах.

Арина Титова — учащаяся ДМШ им. В.П. Чеха. Эта школа единственная в городе имеет в своей копилке уже девять Медалей Дельфийских игр. Две из них, последние, высшего достоинства, завоевала Арина.

Успех любого ученика во многом зависит от профессионализма и самоотверженного труда педагога, его принципиальности и доброжелательности, требовательности и умения ободрить, поддержать и подсказать как преодолеть трудности. Обращаюсь к директору школы, заслуженному работнику культуры Пензенской области Маргарите Григорьевне Архиповой с просьбой раскрыть секрет таланта преподавателя Ирины Викторовны Салмовой. «Думаю, секрет в том, что учитель на протяжении многих лет ни на минуту не переставал учиться. Каждодневный анализ своей работы с детьми, активная позиция в необходимости не только тщательно трудиться в классе, но и мотивировать ученика к усердной работе дома, воспитывать с раннего возраста сценическую выдержку, умение сконцентрировать все силы и умения для реализации поставленной задачи. Любое участие в фестивалях или конкурсах любого уровня, от школьного до Дельфийских игр, подвергается учителем тщательному анализу достигнутого результата. Обязательным для себя и учеников Ирина Викторовна считает необходимость слушать других участников, обсуждать их выступления со своими ребятами, учиться на успехах и, порой, неудачах чужих и собственных. Педагог не пропустила ни одного Круглого стола по итогам фестивалей и конкурсов, не пропустила ни одной возможности посетить мастер-класс ведущих специалистов…»- говорит Маргарита Григорьевна.

Вот так и складываются доверительные отношения между учителем и учеником, формируется характер ребёнка, шлифуются его способности, превращаясь в талант. От души поздравляем и восхищаемся нашей пензенской звёздочкой и её мудрым наставником! Браво, Арина! Браво, Ирина Викторовна! Браво, ДМШ им. В.П. Чеха! Пусть успех всегда сопутствует Вам!

Туромшина С.В., председатель Президиума
Пензенского городского отделения МСМД,
заслуженный работник культуры Пензенской
области, лауреат Фонда Ирины Архиповой.

Международный Строгановский фестиваль хоровой музыки Пермской краевой филармонии продолжает активную экспансию

Как известно, в ряду имен, принесших славу Пермскому краю, почетное место занимает фамилия Строгановы. «Богатство – Отечеству, себе оставлю имя», — эти слова начертаны на гербе Строгановых. Строгановы были люди знатные, с особыми привилегиями.

Учитывая колоссальный вклад династии в дело развития и процветания культуры России и региона и отдавая дань памяти выдающимся личностям, фамилия которых – подлинный бренд Прикамья, министерство культуры Пермского края инициировало новый хоровой фестиваль – Международный Строгановский.
Задачи проекта: просветительская миссия, связь с историческими корнями и «местами силы», продвижение культурного имиджа Пермского края, пропаганда хорового искусства, народной и духовной музыки, развитие международных связей.

За два года в проекте приняли участие коллективы и солисты Пермской филармонии. Это – ансамбли солистов «Квартет Каравай» и «Хорус-квартет», солистки филармонии Маргарита Соснер (сопрано) и Евгения Камянская (орган).
Неизменные участники фестиваля — музыканты из других регионов России и стран зарубежья: молодежный хор Balsis – «Голоса», художественный руководитель и дирижёр — Интс Тетеровскис, и Илона Биргеле, орган (Латвия), хор «Доместик» им. В.А. Копанева, художественный руководитель и дирижер — Максим Козлов (Екатеринбург).
Хэдлайнер Международного Строгановского фестиваля хоровой музыки — Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии

География фестиваля включает в себя не только Пермь, но и города края – Усолье, Губаху, Кунгур, поселок Орел и село Романово Усольского района.
С целью расширения культурных горизонтов, продвижения музыкальной культуры и хорового искусства Пермского края солисты филармонии с огромным успехом выступали в Абхазии, Германии и на Мальте, продемонстрировав русскую национальную школу пения, как одну из величайших и самобытных школ мира.

Отдельная страница Строгановского фестиваля – участие в нем молодежных и ученических коллективов, будущих профессиональных исполнителей в области хорового искусства.
26-27 ноября обменяться творческим мастерством смогли Камерный хор Московской консерватории под управлением лауреата премии министерства обороны РФ и правительства Москвы, профессора кафедры хорового дирижирования Александра Соловьева, лауреат I степени Международного конкурса им. Немтина Хор отделения «Вокальное искусство» и серебряный призер и обладатель двух спецпремий IV Мирового хорового чемпионата (СПБ), обладатель Гран-при Международного конкурса им. Казачкова (Казань, 2018) хор Kama cantabile (руководитель – Лариса Юркова) Пермского музыкального колледжа, который за 96 лет существования превратился в крупный центр музыкального образования и концертно-просветительской работы, занимающий достойное место в культурном пространстве Урала.
Камерный хор Московской консерватории – лауреат международных конкурсов хоров в России, Италии, Германии, Польше, Латвии и Австрии даст два концерта в Перми и Осе, по приглашению краевой филармонии. Первый – состоялся в Пермском музыкальном колледже, второй – в Детской школе искусств г. Оса, имеющей 64-летнюю историю и множество талантливых, известных всей стране выпускников.
Также в этих учебных заведениях прошли творческие встречи с молодыми музыкантами хора, а Александр Соловьев провел для учащихся мастер-классы по хоровому дирижированию.

По словам директора Пермской краевой филармонии, Международный Строгановский фестиваль позиционирован как интернациональный, и это не случайно:
— Цель данного международного форума — активизация музыкальной деятельности и творческого потенциала хоровых коллективов России и Европы; популяризация хорового пения как самого доступного вида музыкального искусства; повышение исполнительского мастерства, обмен творческим опытом, расширение репертуара; обеспечение преемственности и развития отечественных традиций вокально-хорового искусства; решение актуальных задач духовного и нравственного воспитания молодежи; расширение межнационального и межрегионального культурного сотрудничества.

«Saxophone +. Никита Зимин приглашает»: цикл концертов президента Евразийской ассоциации саксофонистов в Музее музыки

6 ноября в мире отмечали 205-летие со дня рождения Адольфа Сакса, одного из наиболее известных мировых мастеров духовых инструментов. Уже 30 ноября в Российском национальном музее музыки президент Евразийской ассоциации саксофонистов Никита Зимин откроет цикл концертов – посвящение Адольфу Саксу «Saxophone +. Никита Зимин приглашает»!

В рамках цикла член Гильдии молодых музыкантов-исполнителей Российского музыкального союза, стипендиат Президента РФ, французского правительства, фонда М.Л. Ростроповича, победитель многочисленных конкурсов, в том числе одного из наиболее престижных – VI Международного конкурса саксофонистов им. Адольфа Сакса, Никита Зимин проведет три концерта, раскрывающих красоту звучания такого музыкального инструмента, как саксофон.

Саксофон был изобретен бельгийцем Адольфом Саксом в середине XIX в. Особую популярность он получил в начале XX столетия, когда появился джаз. Необыкновенный колорит тембра, матовость звучания не могут оставить равнодушным даже самого непосвящённого слушателя. Несмотря на джазовый бум XX века и преобладание «джазового» репертуара, классика на саксофоне никогда не переставала звучать.

Цикл концертов «Saxophone +. Никита Зимин приглашает» состоится в Российском национальном музее музыки: 30 ноября – «В дуэте с фортепиано», 21 февраля – «CherrySaxophoneQuartet. SirenesSaxophoneQuartet», 18 апреля – «Учитель и ученик».

Билеты можно приобрести по ссылке: https://iframeab-pre2173.intickets.ru/node/11052605

Казахстанcкие мастера создали костюмы для оперы «Трубадур» в Италии

Постановка «Трубадур» открыла оперный и балетный сезон 2019-2020 гг. в «Театре Карло Феличе» городе Генуи. Именно он открывал самый первый сезон в новом Театре Карло Феличе 18 октября 1991 года, принимавшем гостей после полной реставрации. Для генуэзской публики «Трубадур» является символом возрождения.

И спустя 28 лет третья глава популярной Трилогии Вердианы (Травиата, Риголетто, Трубадур) становится ещё краше благодаря участию наших соотечественников, вошедшей в топ-50 лучших художников Казахстана по версии Казахского научно-исследовательского института культуры.

«Нашей главной целью было передать дух, атмосферу самого либретто, оперы. В первую очередь мы хотели прочувствовать и передать то, что композитор Верди хотел сказать в своём произведении. Буквально в октябре у нас была опера «Дон Карлос», тоже Верди. Эта работа просто плавно перетекла в «Трубадур». Поэтому мы даже не успели выйти из состояния оперы Верди», — говорит сценограф и художник по костюмам Софья Тасмагамбетова.

Для Софьи это первая постановка в Италии. Художница призналась, что очень рада быть в Генуе. Она отметила, что сложность подготовительного процесса зависит от режиссёра. В данной постановке приняла участие Марина Бьянки, которая хорошо знакома практически со всеми постановками Верди, поэтому работать было легко.

«В театре есть специальное оборудование – поворотный круг. На нём стоит декорация, и эта декорация вращается на протяжении всего спектакля. Смена декораций происходит на глазах у зрителя, что очень актуально именно для этой оперы, поскольку невозможно сделать паузу. Для неё просто нет музыки. По этой причине мы выбрали именно такой приём», — поделился секретами сценограф и художник по костюмам Павел Драгунов .

Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов уже давно создали свой творческий тандем и делают полную сценографию спектаклей, начиная от декораций, заканчивая костюмами. Павел создает мужские костюмы, Софья — женские. После знакомства с содержанием произведения сценографы приступают к выполнению эскизов, декораций, реквизита, бутафории, костюмов, рисуют остальные детали и аксессуары для каждого персонажа в отдельности.

«Сцена была просто невероятная. Вращение конструкции, всё оборудование и смена света, сама опера, музыка – просто невероятные. Мне действительно понравилось», — признаётся зритель Карло Барбиери после спектакля.

Постановка «Трубадура» собрала полный зал «Карло Феличе» — главного оперного театра в Генуе, что составляет 2000 мест основной сцены. «Театр Карло Феличе» — крупнейший оперный театр Италии, принимающий как оперные, так и балетные постановки и масштабные концерты. Первый камень здания был заложен в марте 1826 года.

Семь минут оваций в фантастической Elbphilharmonie!

Концерт в Гамбурге стал блистательным завершением большого европейского тура Уральского филармонического оркестра и Симфонического хора Свердловской филармонии, который состоялся при грантовой поддержке Губернатора Свердловской области.

Новейшее здание Эльбской филармонии, напоминающее музыкальный корабль, плывущий на всех парусах, является одним из самых престижных европейских залов и потрясает архитектурным великолепием.За несколько месяцев до назначенной даты все билеты на рахманиновскую программу Уральского филармонического оркестра и Симфонического хора были раскуплены. Незадолго до наших коллективов там выступал Лондонский филармонический оркестр, после – даст концерт Российский национальный с Михаилом Плетневым.

Главный дирижер Уральского филармонического оркестра Дмитрий Лисс признается, что в Эльбской филармонии был, пожалуй, один из самых сложных концертов тура.Такое же мнение и у руководителя Симфонического хора Андрея Петренко: «Во всех залах подобной формы, когда сцена находится внутри зрительного зала, непростая акустика. Это всегда вызывает сложности, потому что часть зрителей оказывается у артистов за спиной. Мы старались выбрать наиболее выгодную позицию».

Результатом поиска оптимального звучания стали семиминутные овации в финале концерта. Искушенной гамбургской публике уральцы представили «Всенощное бдение»и «Колокола» Рахманинова – программу, которая не раз приносила коллективам удачу на самых ответственных выступлениях, и вновь привела к успеху. Овации в Эльбской филармонии музыканты восприняли как благодарность за все концерты тура, прошедшие в лучших залах Граца, Вены, Люксембурга, Леверкузена, Бремена. Германская часть гастролей состоялась в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны», куда коллективы Свердловской филармонии включены наряду с лучшими творческими силами России.

«У нас и раньше были настолько продолжительные гастрольные поездки, но никогда в одном туре не было столько залов такого высокого уровня, – делится Дмитрий Лисс. – Агентством, с которым мы сотрудничаем, проделана огромная и успешная работа. Уже трижды оркестр выступил в Вене, в следующем сезоне состоится второе выступление в филармонии Берлина, повторный визит в Эльбскую филармонию. И Вена, и Люксембург, все залы, где мы в этот раз выступали, нас ждут».

Лучшие европейские залы рукоплескали екатеринбургским музыкантам. В дороге артистов застала долгожданная новость о том, что история со строительством нового здания Свердловской филармонии сдвинулась с места, и в Екатеринбурге появится новый фантастический концертный зал европейского уровня.

Всероссийский день органа

Коллективы и солисты Пермской филармонии примут участие в акции, которая впервые в РФ пройдет 24 ноября.

Это мероприятие инициировано Российской академией музыки имени Гнесиных, имеющей большой опыт организации крупных международных органных мероприятий, таких как Международный симпозиум «Орган в XXI веке», Международный фестиваль «Музыкальное приношение И.-С. Баху», Международный конкурс органистов им. В.Ф. Одоевского и др.

Идея проведения ежегодного «Всероссийского дня органа» вызывала широкий резонанс и получила поддержку среди органистов, руководителей концертных и общественных организаций, а также учебных заведений России. Эта акция будет способствовать дальнейшей пропаганде органного искусства в нашей стране, расширению органной аудитории и углублению представлений об уникальном инструменте с более чем 2000-летней историей.

Концерты, семинары, мастер-классы участников Первого «Всероссийского дня органа» пройдут в Санкт-Петербурге, Смоленске, Анапе, Челябинске, Барнауле, Красноярске, Южно-Сахалинске и других городах России.

Пермь как музыкальный город с многолетними органными традициями, также вошла в число локаций, приглашенных к участию в проекте. А основатель пермской органной школы, лауреат международных конкурсов органистка Пермской филармонии Евгения Камянская приглашена с состав оргкомитета.

Центральные мероприятия форума состоятся в Москве, где в этот день соберутся представители мировой музыкальной элиты из Австрии, Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Дании и России.
Московские органы в этот день будут звучать с 10 часов утра до 12 часов ночи! Концерты и мастер-классы участников Первого «Всероссийского дня органа» запланированы в Большом концертном и в Органном залах РАМ им. Гнесиных, в Римско-католическом Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, в Евангелическо-лютеранском соборе св. Петра и Павла, в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» и других московских залах. В них примут участие выдающиеся музыканты: Йоханнес Эбенбауэр (Австрия), Жан-Поль Имбер (Франция), Джампаоло Ди Роза (Италия), Даниэль Сальвадор (Испания), Рольф Мюллер (Германия), Владимир Тонха, Александр Князев, Александр Фисейский, Александр Майкапар (Россия) и др. Наряду с произведениями классического репертуара, посетители концертов услышат ряд новых опусов, ранее не исполнявшихся в России.

В рамках Всероссийского дня органа Пермская филармония подготовила премьеру — программу «И слышу музыку миров…», в которой примут участие ансамбль солистов «Хорус-квартет» и солистки Пермской филармонии, лауреаты всероссийских и международных конкурсов — Евгения Камянская (орган) и Маргарита Соснер (сопрано).

В концертной программе примет участие лауреат всероссийских и международных конкурсов, выпускник Пермской хоровой капеллы мальчиков, студент Пермского государственного института культуры Владимир Печёнкин — обладатель мощного, очень красивого баритона, а также лауреат всероссийских и международных конкурсов ученица детской школы искусств № 9 (преподаватель – Е.Б. Смыслова) Олеся Яманаева, флейта (Пермь).

В программе концерта: Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Иозеф Гайдн, Бенжамен Годар, Эрнесто де Куртис, Фернан де ла Томбель, Геннадий Лукиных.
Прозвучат сочинения для органа, арии и дуэты из опер, а также премьера двух частей из Сексардской мессы для мужского хора и органа (Kyrie, Gloria) Ференца Листа.
Начало – 24 ноября в 18.00 в Органном концертном зале.

Для справки
Лауреат международного и всероссийских конкурсов «Хорус-квартет» — коллектив Пермской краевой филармонии под управлением Александра Рогожкина. Квартет пользуется неизменным успехом у публики. В его составе профессиональные певцы, лауреаты различных музыкальных конкурсов: теноры — Александр Рогожкин и Максим Лаптев, баритон Максим Ануфриев и бас Эдуард Морозов. «Хорус-квартет» продолжает прекрасную русскую традицию ансамблевого мужского пения.
Евгения Камянская – органистка, солистка Пермской краевой филармонии, доцент кафедры специального фортепиано Пермского государственного института культуры, лауреат и член жюри многих международных конкурсов. Выступает с сольными концертами и в ансамбле с ведущими музыкантами и музыкальными коллективами Перми, России и зарубежья. Основала в Перми органную школу.
Маргарита Соснер (сопрано) — лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка Пермской краевой филармонии. Выпускница Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. Совершенствовала свои профессиональные навыки во время мастер-классов с такими выдающимися певцами современности, как Рената Скотто, Федора Барбьери, Матти Пальм, Елена Образцова и другими. Активно участвует в музыкальной жизни Пермского края.

В Москве состоялось триумфальное открытие фестиваля актуальной классики Re:Formers

Основной чертой II международного фестиваля актуальной классики Re:Formers стало взаимодействие музыки с другими видами искусства. Об этом свидетельствует изысканная программа фестиваля. Она состоит из разнообразной палитры концертов с яркой плеядой исполнителей и бесплатных мастер-классов для профессиональных музыкантов.

«В этом году мы хотим показать все возможные сочетания разных видов искусств, у нас будет не только музыка-театр, но и музыка-перформанс, музыка-живопись, музыка-слово, музыка-видео и другое. И, конечно, нельзя не отметить выдающийся состав солистов, которые будут выступать в этом году», — говорят организаторы фестиваля пианистка Мария Немцова и саксофонист Виталий Ватуля.
Концерты в рамках Re:Formers, который продлится до 12 декабря, пройдут на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Открытие фестиваля доверили «королеве игрушечного пианино» и музыкального перформанса из США Маргарет ЛенгТан. 1 ноября в Московской консерватории состоялась премьера ее уникальной программы «Миниатюра встречается с монументальностью», которая была исполнена на рояле, игрушечном фортепиано и других миниатюрных инструментах. Маргарет в своей неподражаемой театральной манере познакомила столичную публику с фортепианными пьесами Генри Коуэлла, произведением «Карусель» и «Карусель в паутине» ФиллисЧен, сочинением Тоби Твиннинга «Американец в Буэнос-Айресе», пьесой Джеймса Джослина «Посвящение Эноле» и другими шедеврами. Во втором отделении Тан исполнила цикл пьес-фантазий «Метаморфозы» Джорджа Крама, который он создал персонально для Маргарет.

Продолжилфестиваль«Вечер новейшей камерной музыки», который состоялся 13 ноября в Камерном зале ММДМ. В первом отделении гости услышалиизбранные прелюдии для скрипки и фортепиано знаменитого русского композитора и пианистки Леры Ауэрбах в исполнении Елены Ревич (скрипка) и Марии Немцовой (фортепиано). Второе отделение ознаменовалосьмировой премьерой Сонаты для саксофона и фортепиано молодого композитора и пианиста Алексея Курбатова. Также в этот вечер состоится виртуозное исполнение его знаменитого Секстета 2016 года.
Ближайшее событие Re:FormersFest в Москве – необычный «Музыкальный марафон», который состоит из четырех коротких и ярких программ (по 50 минут каждая) в Большом концертном зале Музея А. Н. Скрябина.
Откроется марафон концертом «Чуткость в гармонии», посвященном творчеству французских композиторов: Жана-Филиппа Рамо (1683–1764 гг.) и Клода Дебюсси (1862–1918 гг.), в завершении программыпрозвучит мировая премьера Сонаты для саксофона и фортепиано нашего современника – выдающегося композитора и саксофониста Жана-Дени Миша.
Продолжит марафон концерт «Между строк», в котором саксофонист Виталий Ватуля исполнит произведения композиторов-новаторов современности, виртуозно экспериментирующих с электронным звучанием. Гости услышат сочинения GardenofLove и Grabit! знаменитого нидерландского мастера электроакустической музыки Якоба тер Вельдхауса, VermontCounterpoint и NewYorkCounterpoint американского композитора Стива Райха и NightBird выдающейся японской пианистки и композитора Карен Танаки.

Далее эстафета «марафона» перейдет к жанру перфоманса. Мистический вокальный цикл Оливье Мессиана«Ярави: Песнь любви и смерти» исполнят меццо-сопрано Мария Остроухова и пианист Александр Шайкин. Театрализованная феерия с участием голоса, рояля и света объединит сюрреалистическую поэзию, перуанскую мифо
логию, любовь Мессиана к птицам, цветовойи астрономической символике. Ярави – слово из языка древних инков – лирическая и страстная баллада о любви, где в финале влюбленные обязательно умирают.
Закрывать марафон предстоит концерту DomandeSenzaRisposta («Вопрос без ответа»), посвященному творчеству хорватских композиторов. Музыканты из Хорватии Гордан Тюдор (саксофон) и Иван Батош (фортепиано) исполнят произведения своих соотечественников для саксофона и фортепиано, созданные в течениепоследних двадцати лет. В этот вечер прозвучит необычная музыка – от меланхоличных мелодий народных песен, вдохновивших Ивичевича и Бергамо, до нигилизма и экспериментов Детони и Кранебиттера.

Вся информация о концертах, мастер-классах и заказ билетов на сайте:www.reformersfest.com

«Травиата». Впервые в Крыму

15 ноября на сцене Государственного академического музыкального театра Республики Крым состоялась долгожданная премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата».

История Виолетты и Альфреда, представленная в лучших театрах мира и являющаяся неотразимым гимном любви, теперь и на сцене крымского театра!

Режиссёр-постановщик спектакля — заслуженный деятель искусств РК, лауреат Премии АРК Владимир Косов, дирижёр — заслуженный деятель искусств РК Эльмира Мухтерем, художник-постановщик — Кирилл Ерёмин.

В постановке задействованы солисты, ведущие артисты, хор и оркестр театра. Роль главной героини куртизанки Виолетты Валери на премьерном показе блестяще исполнила Анастасия Печенкина, роль её возлюбленного Альфреда — Евгений Печенкин.

Зрители, которые пришли на премьеру, были слегка удивлены, не понимая, куда они попали: в театр или в лазарет? По задумке режиссёра-постановщика спектакля Владимира Косова в фойе театра развернулась своеобразная инсталляция с больничными койками, медсестрами, врачом и странным персонажем, одетом во все белое (то ли болезнь, то ли смерть). В пространственной композиции режиссёр задействовал артистов театра и студентов Театрального колледжа. Так уже с первой минуты была задана тема болезни главной героини.
Второй премьерный показ оперы «Травиата» состоится 24 ноября.