Объявлены даты III фестиваля Ильдара Абдразакова. Соня Йончева — хедлайнер гала-концерта в Москве

Фонд поддержки и продвижения молодых талантов в области искусства, основанный всемирно известным оперным певцом Ильдаром Абдразаковым, представит третий фестивальный сезон и приедет с концертными программами в Москву, Екатеринбург и Казань.

В этом году фестиваль пройдет с очевидным итальянским акцентом и будет посвящен наследию Джузеппе Верди. Ильдар Абдразаков примет участие во всех концертах и городах фестивальной программы, ведь во всем мире его считают признанным мастером вердиевского репертуара. Недавно ведущий звукозаписывающий лейбл в мире классической музыки DeutscheGrammophon выпустил сольный альбом артиста «как очередное напоминание о том, почему Ильдар Абдразаков считается одним из лучших вердиевских басов всех времён», — сообщается в официальном заявлении компании.
26 февраля, в Москве, в большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского пройдет «Верди-гала» это редкая удача для меломанов, в этот вечер можно будет услышать цвет мировой оперной сцены – великолепную оперную четверку. Хедлайнером гала-концерта фестиваля станет Соня Йончева (сопрано), одна из самых востребованных оперных певиц сегодняшнего дня, ангажементы которой расписаны на годы вперед. Тенор Лучано Ганчи, известный европейским слушателям как исполнитель с мощной актерской харизмой и мастер точных вокальных акцентов. За подлинно итальянское звучание в московском концерте будет отвечать признанный в мире баритон Клаудио Сгура. Конечно же, на сцене в этот вечер и художественный руководитель фестиваля – Ильдар Абдразаков. За дирижерским пультом — Михаил Татарников.
А начнется фестиваль в Екатеринбурге, первый концерт состоится 15 февраля в Свердловской филармонии,21 февраля фестивальную эстафету перехватит Казань. Зрители услышат самые известные арии из творчества Джузеппе Верди в исполнении Ильдара Абдразакова и приглашенных им гостей, одним из которых также станет Лучано Ганчи. Украсит программу российский баритон Сергей Кайдалов, который в этом году триумфально завоевал первый приз на Международном конкурсе музыкантов в Осло и получил награду из рук королевы Норвегии. Также украшением программы станут исполнительницы женских партий: Анастасия Коротенко (сопрано) и Наталья Якимова (меццо-сопрано).
«В операх Верди основная сложность чаще всего заключается в накале страстей, в прорисовывании психологического портрета героя», — говорит обладатель двух премий «Грэмми» Ильдар Абдразаков. «С музыкой Верди всегда имеют значение чувства и душа, конфликты и противостояние людей. И я счастлив, что у слушателей моего фестиваля в самых разных городах будет возможность насладиться этой музыкой и прожить самые сильные зрительские эмоции».
В рамках фестиваля в Петербурге, в стенах Международной академии музыки Елены Образцовой, также прошли уже мастер-классы для молодых оперных певцов. По результатам мастер-классов, успешно проявившие себя исполнители, выступят в концертной программе фестиваля со знаменитыми мастерами оперного искусства. Хочется отметить, что фестиваль Ильдара Абдразакова занимает особую нишу по сохранению и развитию молодых талантов в России.

Билеты и соцсети:

Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова.


https://vk.com/abdrazakovfest
www.facebook.com/abdrazakovfest/
@abdrazakovfest
instagram.com/abdrazakovfest?igshid=35ny2wnlhayw

Справка:
Ильдар Абдразаков — российский оперный певец (бас). Народный артист Республики Башкортостан, Народный артист Республики Татарстан, двуxкратный обладатель премии «Грэмми», лауреат национальной театральной премии «Золотая маска». Кавалер Ордена дружбы народов и Ордена Салавата Юлаева.
В 2016 году был признан лучшим певцом года и получил премию «Каста дива». В 2017 году подписал эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией DeutscheGrammophon. В 2018 году был удостоен премии Bravo в номинации «лучший мужской классический вокал». В июне 2018 года дебютировал в партии Бориса Годунова в Парижской опере. Ильдар Абдразаков вновь был удостоен чести открыть новый сезон в театре Ла Скала премьерой спектакля «Аттила». В 2019 году получил Премию итальянской критики Франко Аббьяти. В декабре 2019 года спел заглавную роль в премьере спектакля Барри Коски «Князь Игорь» на сцене парижской Опера Бастиль. Ведущий звукозаписывающий лейбл в области классической музыки DeutscheGrammophon выпустил сольный альбом певца, который полностью посвящен творчеству Джузеппе Верди.

История фестиваля:

Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова – это самый крупный проект Фонда поддержки молодых талантов и развития международных культурных связей, который основан всемирно известным артистом в 2016 году. Фестиваль начал свою историю в 2018 году и с успехом проходит два последних театральных сезона.
Программа I фестиваля включала концерты с участием исполнителей с мировой известностью, солиста Мариинского театра Сергея Скороходова, молодых оперных певцов, а также благотворительные программы, мастер-классы и открытые репетиции. Благодаря фестивалю впервые в России выступила знаменитый итальянский дирижер СперанцаСкапуччи. Второй сезон оказался еще более масштабным и охватил сразу 4 города Российской Федерации: Москву, Казань, Уфу, Альметьевск и порядка 7000 зрителей. В качестве хедлайнера фестиваль привез в Россию одного из самых признанных теноров belcanto и обладателя InternationalOperaAwards Лоуренса Браунли (США). Трансляция московского концерта в зале «Зарядье» прошли на ТК «Культура» и имели высокий рейтинг. Более 70 федеральных и региональных СМИ написали об успехе проекта.

Театрально-музыкальное представление «Память жива!»: Петербург-Концерт посвятит 76-летию полного снятия блокады Ленинграда

27 января – День полного освобождения от блокады Ленинграда – единственного в мировой истории города с многомиллионным населением, который смог выдержать почти 900 дней вражеской осады.
Петербург-Концерт представит театрально-музыкальное представление «Память жива!», посвященное трагическим блокадным событиям.

Программа состоится в Большом зале Екатерининского собрания, где еще не завершен ремонт, и в потрескавшихся стенах можно увидеть образ шрамов, проявляющих историческую память. Неудивительно, что именно здесь родилась идея создания творческой акции о войне, блокадном городе и его защитниках, моральный дух которых поднимали артисты ленинградской эстрады. В период блокады они дали почти 25 тысяч представлений.

Авторы памятной акции решили показать войну без привычного пафоса, попытаться прочувствовать и передать состояние человека, оказавшегося в окружении, выйти на частный уровень отдельно взятой личной драмы.

Главный объект представления – свет, собранный из множества лучиков – «светлячков». «Светлячок» – символ ленинградской блокады, к сожалению, почему-то забытый. Выглядел он довольно скромно: значок или брошь, покрытые светящимся в темноте составом. С помощью этого маленького светящегося значка ленинградцы могли ориентироваться на улицах лишенного электричества города.

Таким же «светлячком» в темноте блокадных лет для ленинградцев стало и искусство: театральное, музыкальное, балетное… Артисты, в составе фронтовых бригад, выезжавшие на передовую, знаменитые концерты в театрах осажденного города, выступления чтецов по радио – «светили» во мраке, давали силы жить дальше и надежду на окончание войны.

Именно этот путь — от неярких «светлячков» к торжествующему салюту Ленинградской Победы, вспоминая бессмертный подвиг жителей осаждённого города, предлагают почтить артисты Петербург-Концерта 27 января.

Декорационное оформление сцены передаст атмосферу войны и блокады. По ходу действия пространство с помощью видеопроекции и театрального реквизита будет трансформироваться в квартиру, улицу, блиндаж, детский сад, набережную Невы и т.д.

В программе прозвучат песни военных и послевоенных лет, посвященные блокаде Ленинграда, стихи и проза ленинградских авторов.

На входе зрители получат светящийся в темноте значок, который нужно будет приколоть к одежде. В финале концерта на сцену выйдут с такими же значками все его участники. В зале на несколько мгновений погаснет свет.

Театрально-музыкальное представление «Память жива!» могут посетить все желающие, пройдя регистрацию на официальном сайте Петербург-Концерта: http://petroconcert.spb.ru

Продолжительность программы — 1 час 15 минут

Начало: 18:00
Место проведения: набережная канала Грибоедова, 88-90
Контактный телефон: 89214329639

Геннадий Дмитряк приступил к репетициям с Госхором в качестве худрука

21 января в Большом зале консерватории прошел концерт в рамках абонемента «Шедевры хоровой музыки» Капеллы им. А.А. Юрлова. Под руководством народного артиста России Геннадия Дмитряка известный коллектив исполнил«Маленькую торжественную мессу»Джоаккино Россини. Столичная публика восторженно встретила выступление хора, недавно отметившего свое 100-летие, не отпуская артистов со сцены бурными овациями в течение получаса.

Напомним, что с 30 декабря 2019 года по решению Министерства культуры РФ Геннадий Дмитряк руководит также и Государственным хором им. Свешникова. Выдающийся хормейстер современности Г.Дмитряк уже провел с Госхором несколько репетиций и поделился впечатлениями после них:

«За эти несколько дней у меня сложилось самое сильное впечатление от артистов Госхора–это замечательные люди и музыканты. Мне важно, чтобы они почувствовали, как много надо работать в искусстве, научиться часами репетировать и работать над одним тактом, чтобы потом выйти на сцену и блеснуть! Я посмотрел на лица этих артистов, на их внимательные глаза и понял, что с этими людьми можно сделать всё. Сейчас перед артистами хора им. Свешникова стоит сложнейшая задача –встать на сцену вместе с Капеллой и наверстать то, что было упущено. За последние 10-15 лет сменилось несколько художественных руководителей. Я не хочу касаться каких-то внешних раздражителей. Сейчас мы должны заниматься художественной работой. 12 апреля в исполнении Госхора и Капеллы им. Юрлова прозвучит оратория «Илия» Мендельсона– одна из наиболее сложных ораторий в мировой музыкальной культуре. Мы уже начали над ней работать. И нам надо создать особую атмосферу дружелюбия и взаимопонимания в коллективе, чтобы достичь высокого художественного результата».

Также художественный руководитель Капеллы им. Юрлова и Госхора им. Свешникова поделился творческими планами коллективов. В ближайшие дни 24 января Капелла исполнит на открытии Зимнего международного фестиваля искусств Ю. Башмета знаменитый «Стикс» Г. Канчели, 25 и 31 января в зале «Зарядье» и в КЗЧ вместе с оркестром кинематографии п/у С.Скрипки прозвучит музыка из шедевров зарубежного и отечественного кинематографа. С Госхором Геннадий Дмитряк готовит хиты хорового искусства – Реквием Моцарта и «Кармину Бурану» К. Орфа. Самым ответственным и важным худрук назвал совместное исполнение Капеллой и Госхором оратории «Илия» Мендельсона. 12 апреля она прозвучит на сцене зала Чайковского. За дирижерский пульт встанет Максим Емельянычев.

Для справки:
Геннадий Дмитряк – хоровой и оперно-симфонический дирижер, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России имени А. А. Юрлова, Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных. С 2004 года возглавляет Капеллу России имени А.А. Юрлова, которая под его началом заняла ведущее место среди академических хоров страны; значительно расширилась география российских и зарубежных гастролей коллектива, его репертуар пополнился сочинениями современной музыки. Геннадий Дмитряк – инициатор и художественный руководитель всероссийских музыкальных фестивалей: «Любовь святая», возрождающего традиции проведения крупных вокально-симфонических концертов «юрловского стиля», и «Кремли и храмы России», нацеленного на возрождение традиции исполнения хоровых сочинений в аутентичной атмосфере древних исторических памятников России. Ведет разностороннюю общественную деятельность как член Президиума Всероссийского хорового общества: один из инициаторов создания и дирижер 1000-голосого Детского хора России; председатель ичлен жюри всероссийских хоровых фестивалей и смотров, в том числе, в Международном детском центре «Артек»; главный хормейстер в дни празднования юбилеев Победы в Великой Отечественной войне, в период проведения 4-го форума Альянса цивилизаций ООН в Катаре (2011); участник культурной программы Паралимпиады Сочи–2014, а также других крупных массовых социокультурных проектов.

ТВОРЕНИЯ ПРОМЕТЕЯ: К 250-летию со дня рождения Бетховена

8 февраля в Большом зале Ленинского мемориала Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением дирижёра Димитриса Ботиниса (Москва) выступит с программой «Творения Прометея».
Солист — артист Ульяновского симфонического оркестра Алексей Герасимов (валторна).

Концерт пройдет при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

Лекция перед концертом: «Образ Прометея в искусстве». Лектор-музыковед – кандидат искусствоведения Ирина Кривошеева (Музыкальная гостиная).

В этот вечер поклонников музыкального искусства ожидает эксклюзивная и интереснейшая программа, включающая произведения великих немецких композиторов. Главное имя музыкального сезона – Бетховен. В концерте прозвучит увертюра к его единственному балету «Творения Прометея» (полное название — «Творения Прометея, или Могущество музыки и танца»). Премьера состоялась в Вене 28 марта 1801 года. Условный мифологический сюжет привлек Бетховена главным образом своим героическим элементом, образ Прометея-титана, осчастливившего человечество, был близок Бетховену.

Знаменитая увертюра имеет много общего с написанной в тот же период Первой симфонией и принадлежит к числу популярнейших увертюр композитора. Героический характер музыки проявляется в отдельных, но очень выразительных штрихах. Таковы самые первые резкие и решительные аккорды оркестра во вступлении и упорно повторяющаяся энергичная синкопиро¬ванная ритмика, столь характерная для Бетховена. В целом же преобладающий жизнерадостный характер и легкий, изящный стиль изложения сближают эту увертюру с образцами венского классического симфонизма XVIII века.

Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано соль минор (1861) характерен по своей эмоциональной палитре для молодого Брамса: в нём есть и тревога, и патетика с трагическим оттенком, и безмятежная радость. Яркие образные контрасты, почти симфоническая масштабность квартета стали предлогом к его переложению для симфонического оркестра, которое выполнил поклонник Брамса, представитель нововенской школы композитор Арнольд Шёнберг.

Концерт для валторны №1 Рихард Штраус написал в 1883 году возрасте 18 лет. В нём заметно влияние немецкой классико-романтической традиции, вместе с тем, сверкающая звучность оркестра, мощная поступательная энергия и победная полётность партии солирующей валторны представляют яркий, оригинальный стиль композитора, находящегося на подъёме своих творческих сил. Концерт Штрауса стал одним из самых популярных в валторновом репертуаре.

Димитрис Ботинис родился в Москве в семье музыкантов. Детство и юность дирижёра прошли в Греции. Профессиональное музыкальное образование как скрипач артист получил на родине. Затем последовало обучение в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс Юрия Симонова).

В возрасте 19 лет Димитрис Ботинис собрал все призы и награды Международного дирижерского конкурса в Италии. А через пять лет повторил этот подвиг на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве (2011): «Сомнений не возникало ни у слушателей, ни у жюри – награда досталась Димитрису Ботинису, которого за глаза сразу стали называть “открытием конкурса”».

Музыкант успешно гастролирует за рубежом, выступает с различными оркестрами в Германии, Италии, Польше, Венгрии, Хорватии, на Кипре. «Увлёченный, харизматически одарённый, большой музыкант с дирижёрским искусством в крови!», – писала о нём польская пресса.

Особое место в карьере дирижёра занимают выступления с симфоническими коллективами Греции. В настоящее время Димитрис Ботинис является ассистентом дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр – Ю. Симонов) и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской Государственной филармонии имени В.И. Сафонова.

Программу представляет Ульяна Шабурова.

28 января — Ксения Раппопорт вновь примет участие в петербургском проекте «Желтые звезды»

В Санкт-Петербурге в память о жертвах холокоста в шестой раз пройдет проект «Желтые звезды»
28 января, 20.00, Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д.Шостаковича (ул. Михайловская, 2)

Проект «Жёлтые звёзды» пройдет в шестой раз, он приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста, который объявлен ООН 27 января, в день освобождения Освенцима советскими войсками в 1945 году.
 
В этом году на сцене читает отрывки из книги «Брут» — Ксения Раппопорт. За дирижерским пультом как и всегда Владимир Альтшулер во главе Академического симфонического оркестра филармонии. За роялем — Полина Осетинская (фортепиано). Особым событием станет участие в проект флорентийского квартета «Клезмерата Фиорентина» (Италия). В программе вечера: Шнитке «Концерт для фортепиано и струнного оркестра», Симфониетта номер 1 «На еврейские темы» Вайнберга и импровизации на темы хасидских нигунов.

Память и скорбь о трагедии, которую так важно передать для поколений, выражена в драматической, музыкальной нагрузке а также в световой партитуре концерта, разработанной Глебом Фильштинским и Денисом Колосовым. Художественный руководитель проекта «Желтые звезды» — Валерий Галендеев.

В разные годы в этом проекте принимали участие Чулпан Хаматова, Максим Венгеров, Сергей Накаряков, Юлиан Милкис и другие. Проект организован Фондом поддержки музыкального образования и Санкт-Петербургской филармонией и задуман как дань памяти, вне зависимости от национальности и вероисповедания слушателей.

По примерным оценкам только в Освенциме были замучены и сожжены более миллиона евреев. Ныне мы не найдем их могил. Их пепел развеян.
У этого народа есть традиция: на могилы ушедших приносить не цветы, а небольшие камешки. А еще говорят, что камни эти — как приглашение для искры души умершего спуститься и побыть на земле с живыми. Миссия проекта «Желтые звезды» — собраться хотя бы раз в год для того, чтобы каждый мог положить свой маленький камешек к подножию их несуществующих могил.

Билеты: https://www.philharmonia.spb.ru/tickets/buy/332201/?osid=97eb5793d00c69b28352729556d1bfc6

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА. ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ

Оказывается, у сказки «Снежная Королева», любимой несколькими поколениями детей, есть продолжение, но знают его только в театре «Геликон-опера», где 29 декабря 2019 года состоялась премьера новогоднего мюзикла «Снежная Королева. Глобальное потепление».

«В нашем спектакле зрители увидят новые приключения Кая и Герды, – говорит Илья Ильин, режиссер-постановщик. – Они уже не маленькие дети – это подростки, которые путешествуют в надежде спасти весь мир. В классической версии «Снежной королевы» Герда спасала Кая – у Андерсена речь шла о борьбе против оледенения человеческого сердца, против равнодушия, жестокости. А в спектакле «Снежная королева. Глобальное потепление» подростки спасают мир от его пороков, тщеславия, сребролюбия, алчности. И Снежная королева здесь будет совершенно иной…».

В какой-то степени это продолжение той самой классической истории о Снежной королеве, рассказанной великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Помните, в финале классической «Снежной королевы» Кай и Герда возвращаются домой, розовый куст снова зацветает, бабушка и дети счастливы, а Снежная королева остается где-то на Севере в своих чертогах? А что дальше? В «Геликоне» захотели пофантазировать и придумали, что могло бы произойти с героями, когда они подрастут.

Почему на Земле наступило глобальное потепление, нарушен круговорот воды в природе и нет зимы? Мир, в котором живут Кай и Герда, напоминает выжженную солнцем пустыню: холода нигде нет, самое дорогое – это холодильники, кондиционеры и даже мороженое превратилось в роскошь. Его могут позволить себе только самые богатые люди. Дети не понимают, что происходит, и отправляются на Север узнать, что случилось со Снежной королевой.

Они проходят тот же путь, что и раньше, встречают на своем пути и Принца с Принцессой, и, конечно же, Маленькую разбойницу, и Атаманшу. Но в замке Короля никто не хочет танцевать, потому что слишком жарко, а в логове разбойников нет клеток со зверями, потому что все они разбежались… У детей есть забавный помощник – Робот Ганс, которого смастерил сам Кай, и все вместе они проходят этот наполненный приключениями и опасностями путь к чертогам Снежной королевы.

Победят ли Кай и Герда вместе со своими друзьями злого Советника и его корпорацию, спасут ли Землю от засухи, а человечество от глобальной катастрофы? Эта фантазийная история в «Геликоне» решена в очень интересном, ярком, необычном стиле «стимпанк». Над созданием спектакля работают: режиссер-постановщик – Илья Ильин, музыкальный руководитель – автор музыки, композитор Александр Покидченко, художник-постановщик – Ростислав Протасов, художник по костюмам – Ника Велегжанинова, художник по свету Денис Енюков, хореограф Ксения Лисанская, художник по видеопроекциям – Александр Андронов.

Надеемся, что спектакль придется по душе и детям старшего дошкольного возраста, и школьникам, и их родителям.

Фото Антон Дубровский

«Санкт-Петербург. Москва. Париж»: Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина открывает выставку художницы Ирины Алавердовой

26 декабря Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина представит выставку «Санкт-Петербург. Москва. Париж», посвященную городам, связанным с наследием великого баса, а сегодня вдохновляющим московскую художницу Ирину Алавердову.

Так же, как и величайшего артиста начала прошлого века Федора Шаляпина, молодую московскую художницу Ирину Алавердову заворожило очарование улиц, памятников, атмосферы трех культурных столиц мира – Москвы, Санкт-Петербурга и Парижа.

Эти города сыграли в судьбе артиста огромную роль, в его творчестве и личной жизни, он солировал на сценах Большого и Мариинского театров, покорял своим исполнительским мастерством сцены Парижа. На выставке зрители смогут впервые увидеть некоторые фотографии Шаляпина, личные вещи, ордена и ленты французского Почётного легиона 4-й Республики начала ХХ века, награды и дары, среди которых особое место занимает бювар от оркестра театра «Эрмитаж».

Предметы из фондов Российского национального музея музыки дополнят работы Ирины Алавердовой – художницы, превносящей в современное искусство собственное ощущение духовности и гармонии окружающего мира. Городские мотивы, изображения улиц и площадей, пейзажи, открывающиеся с крыш домов, запоминаются своей поэтической одухотворенностью.

Посетить выставку «Санкт-Петербург. Москва. Париж» можно в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина с 26 декабря по 16 февраля.

МХАТ в поисках Атлантиды

25 декабря на третьей сцене МХАТ им. М. Горького отзвучала премьера театрализованного концерта «Карнавальная ночь плюс, или Лепин – великолепен». По отзывам зрителей старшего возраста, они словно побывали на лучшем из лучших «Голубом огоньке» времен своей юности, те же, для кого голубой огонек — это больше про рекламу Газпрома, открыли для себя новую вселенную, вселенную советской песни.
По словам музыковеда Екатерины Кретовой, советская песня – феноменальный способ единения людей, принадлежащих к русской культуре, независимо от возраста, размеров дохода или уровня образования.
— Проект «Атлантида» — это уникальный тон вечеров советской музыки, атмосфера, насыщенная любовью и творчеством. И зрители включаются всей душой, поют — воочию виден смысл и невероятная ценность для сегодняшнего дня этого феномена — советской песни! Это проживание эпохи — через сами песни, их историю, шутки и анекдоты того времени, и трагедии, и удивительные реконструкции событий, забытые и скрытые документы — свидетельства эпохи, — считает художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков.
Третий — предновогодний! — концерт арт-проекта «Советской песни Атлантида» в рамках направления «Открытые сцены МХАТ» представила команда в составе: автор проекта, композитор и пианист Игорь Зубков, музыковед Екатерина Кретова, режиссер Сергей Глазков и художник Елена Ярочкина. Арт-проект стартовал в октябре 2019-го. С первых дней над ним работают вокалист Игорь Балалаев, к команде присоединились солистка Оксана Костецкая, Александр Сутормин и актрисы МХАТ Кристина Пробст, Лариса Голубина и Наталья Медведева.
«Советской песни Атлантида» — это одновременно крупномасштабный и очень лиричный проект, посвященный советской песне ХХ века. Возродить романтику и идеализм прошлой эпохи, вернуть людям прекрасную музыку и великолепные стихи, открыть забытые страницы истории русской и советской культуры – ведь этого так нам сегодня не хватает! Героями проекта становились композиторы Борис Мокроусов, Аркадий Островский. Декабрьский фейерверк музыки авторы посвятили Анатолию Лепину и «Карнавальной ночи».

Наша мотивация — любовь
Самым сложным в проекте бывает расстаться со зрителями после концерта — так захватывает многих волна воспоминаний, удивительной музыки, родители и дети, друзья и родственники вступают в диалог, полный лиричных моментов.
Екатерина Кретова, куратор проекта и музыковед, уверена: «Задача этого проекта — не просто спеть красивые песни в ретро-стиле. Мы, как профессиональные люди, пытаемся разгадать, почему это так работает. Мы должны знать эталоны — от чего мы исходим и к чему мы стремимся. Даже для многих людей старшего поколения мы открываем новые миры, возвращая в мир песни, бывшие под запретом. Нам сложно определить жанр проекта — это и концерт, и дискуссия, и встреча, и спектакль… но мы знаем главный наш ориентир — любовь. Советская песня прекрасно справлялась с этой задачей. И у нас огромные планы на будущий год — военные песни, история советского песенного авантюризма, детский цикл, эта история неисчерпаема».
На удивление, среди зрителей были даже школьники — советская эпоха становится для них предметом исследований, и музыка как душа того времени, тоже требует анализа. Правда, глаза юных ученых после концерта говорили о том, что предмет исследований сложно препарировать, настолько он цельный и захватывающий.

«Карнавальная ночь» в МХАТ
Стержнем предновогодней встречи проекта стало творчество Анатолия Лепина, автора музыки к фильму Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Театральная сцена, оформленная в стиле «Голубого огонька», юмористические паузы с анекдотами из 50-х, фрагменты советских фильмов, ставших классикой — все это помогло создать праздничную атмосферу.
Как выяснилось, даже столь знакомые фильм и музыка таят секреты, рассказывали участники проекта. Многие спорили, слышали или не слышали об этом раньше. Новогоднее настроение удалось создать однозначно, но за этим праздником и великолепием — большая работа команды.
Игорь Зубков, композитор, автор идеи проекта «Советской песни Атлантида», делится секретами: «Мы стараемся задавать энергетику, чтобы музыка воздействовала на людей, чтобы они прониклись и вышли из состояния усталого равнодушия. Я занимаюсь аутентичным воспроизведением фонограмм — они все звучат в той же тональности, в том же темпе, как это было изначально и это важно. Ведь, когда «Пять минут» звучат как в оригинале, это же бешеный фокстрот! В записи этого не слышно — в то время соотношение голоса и оркестра было 5 к 1. То есть пять частей вокалист и лишь одна часть музыки. Если это сыграть в сегодняшнем звуке, с современными возможностями техники, получаются невероятно драйвовые, энергичные вещи. Музыка тех времен и сегодняшняя не смешиваются, как… вода с маслом, и мы бережно вводим зрителя в это новое для него пространство».
Для МХАТ проект становится не только новой любовью всей труппы, но и способом расширить диапазон возможностей.
Сергей Глазков, режиссер проекта «Советской песни Атлантида» считает участие в проекте большой школой для труппы: «Проект задуман как некое проникновение серьезной, интересной, глубокой музыки в театр, он не только для зрителя, но и для артиста, для художественной части, чтобы каждый мог почувствовать себя внутри этой структуры музыкальной. Это очень важно, потому что сейчас в театре есть большие планы по созданию именно музыкальных спектаклей, и сейчас проект очень плотно проникает в театр, согласно задумке Эдуарда Боякова. Это огромный подарок для наших актеров и зрителей, и переаншлаг абсолютно не случаен, он закономерен».
«Советской песни Атлантида» будет жить на сценах МХАТ и в наступающем 2020-м году. В планах вечера, посвященные творчеству Тихона Хренникова, Арно Бабаджаняна, Виктора Резникова, братьев Покрасс, Валерия Зубкова, Сигизмунда Каца, Марка Минкова, военные и детские песни, музыка советского авантюризма. Проект не ностальгирует по прошлому, но возрождает советскую песенную традицию здесь и сейчас.
По отзывам счастливчиков, прорвавшихся на предновогоднюю встречу проекта, а это и представители разных поколений, и музыковеды, и даже знакомцы и друзья героев концерта, главное удалось — музыка объединила столь разных людей. В этом многие и видят ту самую магию советской песни — как живая нить она связывала людей, создавая не только культурный продукт, но формируя особую атмосферу в обществе.
Может ли сейчас песня позвать покорять целину? Влюбиться и мечтать о космосе? Отдать жизнь науке и открывать новые миры? Странный вопрос. А советская песня могла многое.
Об этом и далее — в проекте «Советской песни Атлантида» в МХАТ им. М. Горького. Если, конечно, вам хватит билетов, ведь всегда не хватает «пяти минут»…

Лучше Лары Фабиан и Димаша Кудайбергена!

«Адажио» Альбинони в исполнении Сергея Дудинского в сопровождении Оркестра русских народных инструментов Пермской краевой филармонии заняло первое место в конкурсе Международной певческой премии ADAGIO WORLD! Это стало известно по результатам открытого голосования слушателей всего мира, которое проходило с 25 ноября до 25 декабря текущего года.

Запись, принявшая участие в конкурсе, была сделана на концерте в Органном зале Пермской филармонии 26 октября 2019 года.
Сергей Дудинский — известный певец (тенор) и композитор, исполнитель оперных арий и песен-романсов, основоположник направления «Симфоническая песня», лауреат конкурса «Романсиада-2010», победитель телешоу «Живой голос», обладатель голоса диапазоном в четыре октавы. Только за последних два года певец совместно с Оркестром русских народных инструментов под руководством Галины Токаревой подготовил две премьерных программы – «Белокрылый полет» и «Очарована, околдована…» и чрезвычайно высоко отзывается о мастерстве и профессионализме музыкантов Пермской филармонии.
«Серебро» голосования получила прославленная французская певица Ларса Фабиан, а все более набирающий популярность казахский певец Димаш Кудайберген стал третьим.
Всего в конкурсе были представлены такие мастодонты музыкальной культуры, как Хосе Каррерас, Витас, Полина Гагарина, Иль Диво, Ольга Чубарева, Марсель Павел, Сара Брайтман, Лиза Лопез и другие. Всего в номинации приняли участие 15 именитых артистов.
За Сергея Дудинского проголосовали 414 тысяч раз, а за Лару Фабиан — 408 тысяч раз, за Димаша было отдано более 402 тысячи голосов.

Известный продюсер Филипп Фромо прислал поздравительное письмо на адрес Пермской филармонии, где просит передать Сергею Дудинскому поздравления от сотен тысяч и миллионов его поклонников со всего мира, а также поздравления «прекрасному оркестру народных инструментов и лично маэстро Галине Токаревой! Мы наслаждаемся записями выступления Сергея с Вашим оркестром! Спасибо Вам за то, что организуете концерты таких прекрасных артистов и поддерживаете наши культурные традиции!!»

Пермская филармония очень гордится своим профессиональным коллективом и от всей души поздравляет замечательного певца, одного из лучших исполнителей современной России Сергея Дудинского, а также Оркестр русских народных инструментов и его дирижера и художественного руководителя Галину Токареву со столь высокой и заслуженной наградой!

Для справки:
Адажио соль минор для струнных инструментов и органа, известное как Адажио Альбинони, — музыкальное произведение Ремо Джадзотто, впервые опубликовано в 1958 году.
По утверждению Джадзотто, пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Ремо Джадзотто опубликовал в 1945 году первую научную биографию Альбинони, в 1720-е годы работавшего в Германии. Найденный фрагмент, согласно предисловию Джадзотто к первому изданию Адажио, содержал басовую партию и два фрагмента партии первой скрипки общей продолжительностью шесть тактов.
Произведение, с точки зрения критики, стилистически отличается от несомненных произведений барокко вообще и Альбинони в частности. В 1998 году известный музыковед и музыкальный педагог, профессор Люнебургского университета Вульф Дитер Лугерт в соавторстве с Фолькером Шютцем опубликовал в журнале Praxis des Musikunterrichts статью, в которой утверждали, что сочинение в целом является безусловной мистификацией Джадзотто.
Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино. Так же это произведение является одним из самых сложных для вокального исполнения.

Что растопит в сердце лед? «Снежная королева» в МХАТ им. М. Горького говорит о вечном на языке детства

21 декабря в 12:00 на Большой сцене МХАТ им. М. Горького состоялась премьера спектакля «Снежная королева» по сказке Г. Х. Андерсена.
Ставшая классикой, история о Снежной королеве сохраняет свое сказочное очарование и говорит об истинной вере, раскрывает первоначальные замыслы автора, остававшиеся под цензурой с советских времен до нашего времени.

Даже в знакомой всем сказке обновленная команда театра смогла найти новые смыслы, открыть потаенное и суметь войти в искренний диалог с «поколением гаджетов».
Спектакль на удивление сочетает в себе как возвращение к первоисточникам — в тексте сказочника Андерсена много христианского, Герде помогают прийти к Каю вера и ангелы, так и современные технологии — спектакль мультимедийный, и даже сама Снежная королева предстает в цифровом образе.

Сказка, с одной стороны, сохранила свою теплоту и «ламповость», что буквально чувствуется из наполненных эмоциями и переживаниями сцен, а с другой — стала более понятной детям, с малых лет знакомых с гаджетами и мультимедиа. И это не «облегчение» смыслов, а наоборот — расширение, стереоскопическая глубина этих смыслов.

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького:
Андерсена во всем мире рассматривают как философа, но так сложилось, что в России его воспринимают исключительно как детского сказочника. Мы делаем детский спектакль, но это будет встреча сказочного классического европейского сознания с современным театральным языком, тем языком, на котором дети говорят и думают.
Снежная королева – как образ, олицетворяющий мировое зло, предстает в виде анимированного персонажа, она изначально неживая, живым может быть только добро. Режиссер спектакля Рената Сотириади и художник-постановщик Ирина Титоренко нашли уникальный способ взаимодействия с юным зрителем, современные мультимедиа делают спектакль ярким и необычным — публика то оказывается в центре снежной бури, то в цветущем саду, то в прекрасном замке.
Видеодекорации, волшебное музыкальное оформление и элементы кукольного театра в ансамбле с живой игрой мхатовских актёров переводят сложную классическую историю о вечных ценностях на язык, понятный детям.
При всех хитростях постановки — удивительной музыкальности, мультимедийности и красочности костюмов — все это не заслоняет сути. Сказка говорит о главном — о любви, о верности и готовности все отдать за любимого человека. Здесь эта любовь сестры и брата, и от того она еще возвышеннее и чище. Эта любовь — к человеческому и к человечеству. То, что роднит нас всех и делает людьми.
Алёна Август. Специально для «Музыкального журнала».