Нестареющий «Чиполлино» добрался до Самары

8 декабря 2018 года на сцене Самарского театра оперы и балета состоялась премьера балета Генриха Майорова «Чиполлино» на музыку Карена Хачатуряна по сказке Джанни Родари. САТОБ стал 25 по счету театром, куда балетмейстер перенес свой спектакль, за 44 года существования ставший классикой детского балетного репертуара. На премьеру Генрих Майоров надел медаль лауреата Государственной премии СССР – эту награду и он, и композитор получили за первую постановку «Чиполлино» в Киеве. Ассистентом балетмейстера в самарской постановке стала его дочь Анна Майорова, много лет проработавшая в труппе Большого театра. Оформление для сказочного города, где живут люди-фрукты и люди-овощи, создал художник-постановщик Дмитрий Чербаджи. За пультом на трех спектаклях премьерного блока стоял дирижер-постановщик Андрей Данилов – лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска».

У каждого героя спектакля своя музыкальная тема и характерные танцевальные движения. Хулиганистого, но доброго и отзывчивого Чиполлино в премьерный уик-энд танцевали солисты САТОБ Сергей Гаген и Илья Черкасов; кокетливую и бесстрашную Редисочку – прима театра Ксения Овчинникова и восходящая звезда Марина Накадзима; благородного Графа Вишенку – Максим Маренин и Игорь Кочуров; упоительную Магнолию – Вероника Землякова и Екатерина Панченко; комичного в своем нарциссизме Принца Лимона – Дмитрий Пономарёв и Степан Гусаров; рьяного служаку Синьора Помидора – Кирилл Софронов и Дмитрий Сагдеев. Аристократичных Графинь Вишен исполняли Анастасия Тетченко и Екатерина Панченко, Ульяна Шибанова и Дарья Климова – па-де-труа этих героинь с Принцем Лимоном, полное комичной ревности, не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых. То же самое можно сказать обо всем балете «Чиполлино». Репертуар САТОБ пополнился зрелищем для всей семьи.

«Сказки из ларца»: в музее «П.И. Чайковский и Москва» представят выставку о русском музыкальном ориентализме

«Сказки из ларца» – новый выставочный проект в музее «П.И. Чайковский и Москва», посвященный волшебному миру Востока, первоначально воплощенному в русской музыке М.И. Глинкой, а затем в творчестве представителей объединения «Могучая кучка» и других композиторов-классиков второй половины XIX– начала XXвв. Проект, подготовленный при поддержке Министерства культуры РФ и при участии ГЦТМ имени А.А. Бахрушина, будет представлен в музее начиная с 14 декабря. 

Восток будоражил, вдохновлял, преображал русское искусство… С первой половины XIXв. выдающиеся русские художники, писатели, композиторы пытались разгадать магию и энергию восточной культуры. В год 200-летия российского востоковедения музей «П.И. Чайковский и Москва» представит выставочный проект «Сказки из ларца», раскрывающий вековую историю русского музыкального ориентализма и посвященный таким шедеврам русского музыкального театра, как «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А.П. Бородина. 

Яркие образы восточных героев русского музыкального театра, созданные отечественными композиторами, встретят гостей выставки: Шемаханская царица и Звездочет, Шехерезада и Восточный мудрец, Черномор и волшебница Наина, Персиянка и Восточная принцесса, Хан Кончак и половецкая Чага… Созданные в разное время А.Я. Головиным, К.А. Коровиным, Ф.Ф. Федоровским, Н.А. Виноградовым-Бенуа эскизы декораций, театральные костюмы, куклы продемонстрируют разнообразие красок диковинных персонажей «русского музыкального Востока». Особое внимание будет уделено опере «Руслан и Людмила», где М.И. Глинка впервые показал Восток с его фантастикой и чудесами волшебных сказок.

Продолжит выставку повествование о русских композиторах, отразивших в своем творчестве впечатления от встречи с Востоком, а также о различных направлениях ориентализма в музыке: кавказском, арабско-персидском, среднеазиатском, крымском востоке. Раскроют обозначенную тему ценные рукописи, дореволюционные художественно оформленные издания музыкальных произведений, фотографии композиторов в странах Востока, например снимки П. И. Чайковского на Военно-Грузинской дороге, М. М. Ипполитова-Иванова со студентками Тифлисского училища, С. В. Рахманинова в кругу грузинских друзей-музыкантов.

Гости познакомятся с первым ориентальным произведением М. И. Глинки – романсом «Не пой красавица при мне», в основу которого положена подлинная грузинская мелодия, однажды напетая ему А. С. Грибоедовым. А. С. Пушкин, услышав импровизацию композитора, написал к ней своё стихотворение, полностью отвечающее её ритмическому строю – именно тогда впервые восточный напев получил отражение в художественном произведении.

Выставка «Сказки из ларца» подготовлена при поддержке Министерства культуры РФ и при участии ГЦТМ имени А.А. Бахрушина. Проект будет представлен в музее «П.И. Чайковский и Москва» до 20 февраля.

В Ульяновске к 95-летию Дома-музея В.И.Ленина исполнили музыку Бетховена и Брамса

В дни празднования юбилея первого в мире музея, посвящённого В.И. Ленину, в Большом зале Ленинского мемориала состоялся концерт Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» с участием приглашённых музыкантов.

Симфонический оркестр под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ильи Дербиловаоткрыл программу исполнением знаменитой композиции Георгия Свиридова «Время, вперед!», написанной в 1965 году для одноименного кинофильма режиссёра Михаила Швейцера. Эта музыка подчеркнула торжественность момента, передавая стремительный пульс времени, мощное неукротимое движение истории человечества в ХХ столетии.

Программу вечера продолжил лауреат международных конкурсов Арсений Тарасевич-Николаев. Совместно с Ульяновским симфоническим оркестром под управлением главного дирижера Дальневосточного академического симфонического оркестра лауреата международных конкурсов Антона Шабурова московский пианист блестяще исполнил Пятый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена. Выступление музыканта состоялось в рамках программы Министерства культуры РФ и Московской государственной филармонии «Всероссийские филармонические сезоны».

Глубокая музыкальность и захватывающая виртуозность исполнения солистом партии фортепиано, гибкий ансамбль с оркестром еще раз подчеркнули красоту и силу бетховенской музыки. «Я очень счастлив, что мне выдалась возможность  поделиться этой гениальной музыкой с жителями Ульяновска. Это совершенно потрясающее произведение, одна из вершин творчества Бетховена», — сказал о Пятом Концерте Арсений Тарасевич-Николаев.

Третья симфония Иоганнеса Брамса, продолжившая бетховенскую тему «человек и судьба» в представлении композитора следующего столетия, прозвучала во втором отделении концерта. Антон Шабуров отметил, что в работе над этим произведением он старается уйти от стереотипов его исполнения, сложившихся в прошлом столетии.

«Наверное, я разрушаю какие-то стереотипы в музыке, привычные трактовки, но оркестр очень отзывчиво на это реагирует, нам работается хорошо и приятно.  Есть определенные традиции, сложившиеся в середине ХХ века, относительно исполнения музыки Брамса, которые, на мой взгляд, (и не только на мой), себя уже изжили. Мы стараемся, с одной стороны,  подчеркнуть классичность её формы, с другой стороны, почувствовать в ней больше романтики, чтобы меньше было какого-то такого «пафоса медленных темпов». Хочется, чтобы она стала более собранной и драматичной, более близкой к тому, что писал сам Брамс», — пояснил Антон Шабуров.

«Включение в программу произведения великого Бетховена стало символичным, так как Владимир Ульянов (Ленин) особенно любил музыку этого композитора, находя в ней революционный мятежный дух и призыв. Интересная программа, талантливые исполнители, — в целом, замечательный концерт, который надолго останется в памяти ульяновских слушателей», — отметила кандидат искусствоведения Ирина Кривошеева.

На концерте присутствовали потомки родственников семьи Ульяновых по линии матери Владимира Ульянова (Ленина) – Марии Александровны, принимавшие участие в юбилейных мероприятиях.

Премьера балета «Спящая красавица» в Театре имени Наталии Сац

Главной предновогодней премьерой Детского музыкального театра имени Наталии Сац станет «Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского. Ставят спектакль музыкальный руководитель и дирижер Алевтина Иоффе, хореограф Кирилл Симонов, художник Вячеслав Окунев и художник по свету Ирина Вторникова.

Балет по мотивам сказки Шарля Перро посвящен 200-летию великого русского балетмейстера Мариуса Петипа и будет не просто изложением сюжета сказки, и не только и не столько реконструкцией ставшего легендой балета Петипа. «Это будет история о том, как создается спектакль, как двигаются на театральном небе колосников нарисованные на картоне облака, как грохочет за кулисами гром-машина, и как во всем этом придуманном, ненастоящем, но упоительно прекрасном закулисном мире, мире живописных декораций и старинной театральной машинерии, рождается на сцене самая настоящая волшебная сказка, в которую верят и взрослые, и дети», — рассказывает художественный руководитель балета Десткого музыкального театра имени Наталии Сац и хореограф спектакля Кирилл Симонов. «Наша «Спящая красавица» — это сказка, но сказка всерьез, — развивает его мысль музыкальный руководитель и дирижер Алевтина Иоффе. — Про большие чувства, про сокровенные мечты и про самые смелые поступки в жизни».

 

Музыкальный руководитель и дирижёр – Алевтина Иоффе

Хореография Кирилла Симонова на основе хореографии Мариуса Петипа

Художник-постановщик – Вячеслав Окунев

Художник по свету – Ирина Вторникова

Дирижёр – Сергей Михеев

 

Вышла в свет книга Юрия Бурлаки «Либретто балетов Мариуса Петипа. Россия 1848–1904»

Самарский академический театр оперы и балета отметил 200-летие Мариуса Петипа на все сто. Празднование началось заблаговременно: уже в ноябре 2017 года Юрий Бурлака, занявший с начала сезона пост главного балетмейстера театра, пополнил репертуар балетной труппы концертной программой «GrandpasПетипа», куда вошли номера из самых разных балетов легендарного хореографа, включая те, что никогда не ставились в Самаре. В декабре 2017 Юрий Бурлака поставил в САТОБ балет Петипа «Эсмеральда». В сентябре 2018 при участии оперного театра в Самаре открылась скульптурная композиция «Архитектура танца», посвященная Петипа и вдохновленная движениями из его балетов. Наконец, в декабре 2018 года в свет вышла книга «Либретто балетов Мариуса Петипа. Россия 1848–1904», составленная Юрием Бурлакой в соавторстве с Анной Груцыновой.

В книге собраны либретто балетов Мариуса Петипа, созданных для русской сцены, в их наиболее полном варианте: включены не только тексты, но и списки действующих лиц, а при возможности – имена исполнителей и перечисления входивших в балет танцев. В книгу вошли варианты либретто постановок известных балетов разных лет и либретто малоизвестных работ мэтра Петипа – всего более 60 балетов.Книга проиллюстрирована сценами из балетов, эскизами к постановкам, титульными листами клавиров и либретто, фотографиями артистов и композиторов, причастных к созданию балетов. Выпущен 644-страничный том издательством «Композитор • Санкт-Петербург».

Книга «Либретто балетов Мариуса Петипа. Россия 1848–1904» издана на средства Губернского гранта Самарской области в области культуры и искусства: правительство региона оценило уникальность работы Юрия Бурлаки и Анны Груцыновой и роль сборника для укрепления интеллектуального и культурного потенциала области. Большинство экземпляров первого тиража разойдутся по образовательным учреждениям и библиотекам Самары. Кроме того, книгу можно купить на сайте издательства «Композитор».

«ЖАР-ПТИЦА» В БАРНАУЛЕ: ТВОРЧЕСКИЙ ВЗЛЕТ «ОГОНЬКОВ»

Три премьерных показа хореографического спектакля «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского прошли в Государственной филармонии Алтайского края 23 и 24 ноября при полных залах. 

Балетмейстер – постановщик и автор либретто Антон Дорофеева (Санкт – Петербург). ИсполнителиЛауреат международных фестивалей Ансамбль русского танца «ОГОНЬКИ» имени Гарри Полевого. Главный балетмейстер – заслуженный артистка России Ирина Менялина, художник – постановщик Екатерина Угленко (Санкт – Петербург)
Либретто для первой постановки балета «Жар-птица», осуществленной в 1910 г. труппой Дягилева, создал выдающийся хореограф начала XX века Михаил Фокин. Для «дягилевцев» и их соавторов из художественного объединения «Мир искусства» образ сказочной Жар-птицы был символом абсолютной, недостижимой красоты. Композитором будущего балета должен был стать знаменитый автор волшебных симфонических картин Анатолий Лядов, но в итоге эту работу поручили ученику Римского-Корсакова, 28-летнему Игорю Стравинскому. Созданная Стравинским музыка оказалась на удивление самобытной и яркой. Балет имел успех в Париже, а затем и в Санкт-Петербурге. Партитура Стравинского намного пережила постановку Фокина. Впоследствии Джордж Баланчин, Морис Бежар и другие хореографы создали собственные версии «Жар-птицы», основываясь на музыкальной драматургии Стравинского.

Новое воплощение «Жар-птицы» удивит алтайского зрителя не только сочетанием различных техник классической и современной хореографии. Молодой балетмейстер из Санкт-Петербурга Антон Дорофеев создает спектакль на собственное либретто, в котором традиционная «картинность» и любование прекрасным уступает место психологизму и реальным драматическим столкновениям. Герои спектакля отважно бросятся в бой, не зная, что силы Смерти нельзя победить мечом. Жизнь может восторжествовать над Смертью лишь с помощью волшебной силы Любви…

Основанная на русских народных сказках история Любви, борьбы Света и Тьмы, победы Добра над Злом, эмоционально рассказанная языком танца, оказалась близка и понятна как людям старшего поколения, так и молодежи. При этом каждый показ получил свою психологическую окраску, поскольку в спектакле два состава исполнителей.  В постановке был задействован весь состав ансамбля (а это 32 человека!), и каждый сыграл свою роль как главную. Приглашенный из Петербурга балетмейстер-постановщик Антон Дорофеев, вдохновленный особой энергетикой коллектива, дорабатывал либретто буквально накануне показов, внося в спектакль свежие штрихи и чувства, рожденные в ходе репетиций. Глубокая музыка, отточенная пластика танца, игра света, современные декорации-ленты, позволяющие превратить сцену то в лес, то в паутину кащеева царства, замечательные и не сковывающие движение костюмы —  все это выглядело очень гармонично и создавало яркие образы. В зале стояла такая выразительная тишина, что казалось, зрители боялись даже моргнуть, чтобы не упустить что-то важное на сцене. 

Смелый проект, который осуществлялся при поддержке Министерства культуры РФ, стал настоящим событием не только для филармонии, но и для всего творческого пространства края. После просмотра зрители высказывали свое восторженное мнение о спектакле, не скрывая изумления о возможностях перевоплощения танцовщиков. То, что коллектив, пользующийся заслуженным успехом и имеющий богатый репертуар народных танцев, успешно концертирующий не только в своем регионе, но и за рубежом, всегда ищет что-то новое, достойно уважения. Можно только догадываться, какого труда  стоит народникам перейти на новый стиль – встать с каблука на пуанты, но зритель видит главное: торжество танца.

Тех, кто не смог побывать на премьерных показах, спешим успокоить: «Жар-птица» еще будет в творческом сезоне! 

Текст и фото предоставлены пресс-службой Государственной филармонии Алтайского края.

Звезды в 10-й раз отметили День мюзикла!

3 декабря 2018 года артисты и создатели мюзиклов собрались вместе, чтобы уже в 10-й раз отметить День мюзикла – праздник одного из самых популярных сценических жанров!

День мюзикла – праздник, который объединяет всех героев жанра – появился в 2009 году и был приурочен десятилетию жанра мюзикла в России. Основателями стали Владимир Тартаковский и Алексей Болонин, продюсеры легендарных мюзиклов «Монте-Кристо», «Граф Орлов» и «Анна Каренина».

«10 лет – большой период в жизни любого человека, но это только начало в том жанре, которым мы занимаемся, – рассказали Владимир Тартаковский и Алексей Болонин. – Мы поздравляем всех, кто причастен к этому жанру; всех, кто занимается этим прекрасным искусством – мюзиклом. И символично, что мюзикл – это единственный на сегодняшний день театральный жанр, у которого есть свой профессиональный праздник. Нам очень приятно, что мы стояли у истоков мюзикла в России, и мы продолжаем развивать этот жанр. У нас огромное количество планов, и мы надеемся, что мы все их воплотим в жизнь!«

Юбилейный День мюзикла посетили Лариса ДолинаЕкатерина ГусеваАлександр ЖурбинДмитрий ЕрмакТеона Дольникова,Сергей ЛиВалерия ЛанскаяБорис ГрачевскийАлексей РыбниковЮрий РяшенцевВалерий ЯременкоКарен Кавалерян,Алексей ИващенкоВалерий Сюткин и многие другие.

«На День мюзикла я всегда прихожу в замечательном настроении! Я встречаюсь здесь со своими коллегами, я очень люблю этот праздник!«, – отметила Лариса Долина.

«Я обожаю мюзикл! – признался Алексей Рыбников. – Картина музыкального драматического театра была бы беднее намного без мюзикла. Десятая годовщина Дня мюзикла говорит о том, что жанр очень успешен!«

Валерий Сюткин поздравил гостей: «Имею честь и удовольствие поздравить всех, кто имеет отношение к мюзиклам, с тем, что жанр прижился и имеет массу поклонников! Мюзиклу быть!«

«Я счастлива, что я здесь, – сказала Екатерина Гусева. – Жанр мюзикла расцветает в России! И тому пример – не только аналоги западных постановок, но и наш отечественный продукт, который уже внедряется на Запад по лицензии. Такой переломный юбилейный год! А день мюзикла – это большой праздник! Спасибо огромное нашим продюсерам – Владимиру Тартаковскому и Алексею Болонину, которые много лет устраивают такой счастливый для всех вечер!«

А Дмитрий Ермак признался мюзиклу в любви: «Дорогой жанр мюзикла, я люблю тебя всей душой, всем телом! Я люблю тебя, жанр мюзикла, всей своей семьей и всеми своими голосовыми связками! С праздником!«

Кульминацией вечера стало традиционное вручение уникальных премий «Любимый артист артистов» и «Любимая артистка артистов». За лауреатов голосовали сами артисты непосредственно во время праздника. В этот вечер «любимыми» стали Игорь Балалаев и Анна Гученкова.

«Есть ощущение, что тебя здесь ждут, а это ощущение мало где возникает. Здесь родные люди, которые тебя понимают и которых ты с радостью готов понять! Поздравляю всех с юбилеем!«, – радовался Игорь Балалаев.

«Сегодня для меня двойной праздник, великий день! Спасибо огромное моим коллегам за признание, это огромная честь! Спасибо нашим зрителям! Сегодняшний праздник – это огромный подарок нам за все наши усилия и любовь к этому жанру!«, – благодарила Анна Гученкова.

Основатели Дня мюзикла также отметили юбилейной премией «За заслуги» тех артистов, которые внесли наибольший вклад в развитие жанра мюзикла в России. Номинации «За самое большое количество исполненных танцевальных ролей в мюзиклах» был удостоен Владислав Нуньес Ромеро. Номинации «За самое большое количество сыгранных ролей в мюзиклах» – Анна Гученкова. А в номинации «За самое большое количество сыгранных главных ролей в мюзиклах» отметили сразу трех артисток – Наталию Быстрову,Теону Дольникову и Валерию Ланскую.

«Безумно приятно, что о тебе помнят! – воскликнула Теона Дольникова. – Меня уже какое-то количество времени нет на сцене, но я безумно благодарна, что обо мне не забывают. Это невероятно приятно. Прямо до слез!«

Валерия Ланская радовалась не только победе: «Я не пропустила ни одного Дня мюзикла! Это – единственный день в году, когда есть возможность наболтаться, натанцеваться, напеться, провести вечер с большим удовольствием! Я очень редко хожу на какие-либо светские мероприятия! Но этот праздник незыблем!«

Юбилейный День мюзикла сопровождала насыщенная программа, а многие артисты отметили, что этот праздник стал для них самым любимым и долгожданным в году.

15 декабря NOVA ART открывает прием заявок на VII всероссийский конкурс проектов молодых художников

С 15 декабря в Санкт-Петербурге стартует прием заявок на участие во Всероссийском конкурсе проектов молодых художников NOVA ART. Тема этого года «Это Начало или виртуальный гений», которая посвящена инновациям в искусстве. Каким оно будет через сто лет зависит от молодых авторов, актуализирующих традиционные жанры и работающих с новыми медиа. Каждому участнику предлагается создать проект на тему искусства будущего. Прием заявок продлится до 1 марта на сайте novaartcontest.ru

За 12 лет своего существования конкурс NOVA ART из частной инициативы превратился в значимое событие — важную ступень развития для молодых художников. Его участниками были Юлдус Бахтиозина, Илья Федотов-Федоров, Илья Гришаев — те, кто сегодня представляют российское искусство на международной сцене. В 2019 году NOVA ART переходит в новое качество, перезапускается и стартует как проект всероссийского масштаба. Куратором конкурса в этот раз стала искусствовед Ольга Шишко (руководитель отдела новых медиа ГМИИ им. А. С. Пушкина, учредитель Центра культуры и искусства MediaArtLab).

«Художники часто находятся у истоков появления новых технологий, но это очарование технологией — не что иное, как поиск чуда и способов его достижения. «Инновационность» искусства, скорее, состоит в том, что оно предлагает другие — отличные от философии и точных наук — способы познания мира и инструменты конструирования новой реальности», — формулируя тему конкурса, подчеркивает куратор Ольга Шишко. «Искусство предлагает способ познания методом вчувствования. Вновь задавая вечные вопросы о человеческой природе, оно предлагает решать их посредством перешагивания экстремальных порогов восприятия. Сам акт видения превращается в интеллектуальный опыт, а границы видения расширяются», — добавляет она.

В число попечителей конкурса вошли: Маргарита Пушкина, Алиса Прудникова, Виктор Мизиано и другие.

В апреле 2019 года экспертный совет конкурса выберет в лонг-лист 50 лучших проектов. Шорт-лист из проектов 12 финалистов определит авторитетное международное жюри. Его представляют передовые отечественные и зарубежные кураторы, прогрессивные галеристы, специалисты в области медиа-арта и люди науки: Екатерина Скорб (сотрудник международной лаборатории SCAMT, ИТМО), Дмитрий Булатов (художник, теоретик искусства, куратор Калининградского филиала ГЦСИ), Аристарх Чернышев (медиахудожник и соучредитель проекта Electroboutique), Сильвиан Леви (основатель DSL Сollection), Лев Манович (директор Cultural Analytics Lab), Стивен Сакс (основатель и директор Bitforms gallery), Джоанна де Вос (куратор, арт-критик, писатель).

Двенадцать художников-финалистов представят свои проекты в июне на итоговой выставке на одной из центральных выставочных площадок Санкт-Петербурга. Часть из них будет удостоена специальных призов от партнёров и попечителей. Авторы трёх проектов получат возможность менторской поддержки и гранты по 150 тысяч рублей на воплощение своих замыслов.

«Мы хотим дать возможность художникам быть услышанным, это конкурс идей — ступень, которая позволяет идею воплотить в реальность. Это платформа объединяет творческое международное комьюнити — жюри, экспертов, попечительский совет, участников», — говорит один из учредителей конкурса и основатель Anna Nova Gallery Анна Баринова.

Представленные на конкурс произведения должны обладать оригинальной технологической структурой и быть отражением времени. Ключевой критерий — эмоциональный, чувственный опыт, который предлагается пережить зрителю — трансформирующий человека и его взаимодействия с миром. Исследование новых отношений между человеком и звуком, человеком и текстом, человеком и светом. Сегодня искусство исследует новую мифологию отношений людей в пространстве и времени и преодоление тягот формы и реальности.

Справка

Стартовав как конкурс проектов для галереи Anna Nova Gallery с одним победителем, NOVA ART превратился за эти годы во всероссийский конкурс проектов молодых художников с двенадцатью финалистами из разных регионов нашей страны. За время своего существования проект приобрел серьезную репутацию в профессиональном сообществе, в разные годы его поддерживали руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков, арт-директор Documenta 13 Каролин Кристоф-Бакарджиев, ведущие научные сотрудники Отдела новейших течений Русского музея Екатерина Андреева и Олеся Туркина, куратор III Молодежной биеннале Кэтрин Беккер.

Юбилейный концертный тур Мальтийского филармонического оркестра в России

С 5 по 7 декабря 2018 года Мальтийский филармонический оркестр проводит гастрольный тур в честь своего 50-летнего юбилея. Концертное турне также приурочено к важному событию для Республики Мальта –в 2018 году Валлетта объявлена культурной столицей Европы. Проект инициирован и организуется Европейским Фондом Поддержки Культурыпри поддержке Посольства Республики Мальта в России.Партнеромпроведения мероприятия в России стала Ассоциация Поддержки Культурных Инициатив.

Выступления Мальтийского филармонического оркестра пройдут на самых престижных концертных площадках Москвы и Санкт-Петербурга:5 декабря коллектив выступит в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, а 7 декабря– в Концертном зале Мариинского театра.

Мальтийский филармонический оркестр был основан в апреле 1968 года и объединил в своем составе лучших мальтийских музыкантов.В оркестре также работают талантливые музыканты со всего мира.Коллектив пользуется большой популярностью на Мальте, выступая более 70 раз в году на различных концертных площадках. Несмотря на напряженный концертный график у себя на родине, оркестр часто гастролирует по всему миру, –концерты МФО проходили в Китае, Италии, Германии, Австрии и Бельгии.

Программа российского тура откроется мальтийской музыкой: будет исполнена Симфоническая поэма для оркестра Rebbieħa Джозефа Веллы;прозвучит также произведение современного американо-мальтийского композитора Алексея Шора –Сюита для фортепиано с оркестром TravelNotebook. Завершит программу Пятая симфония гения XX столетия Дмитрия Шостаковича.

В качестве солиста выступит лауреат международных конкурсов, артист DeutscheGrammophon, пианист Ингольф Вундер (Австрия).Во время концертного турне Мальтийский филармонический оркестр возглавит известный дирижер, заслуженный артист Республики Армения Сергей Смбатян.

Концертное турне Мальтийского филармонического оркестра в Москве и Санкт-Петербурге станет ещё одним подтверждением того, что истинная красота и сила музыки заключается в объединении людей разных культур.

25 января Елизавета Боярская сыграет Марину Цветаеву в спектакле «1926». Российская премьера!

Елизавета Боярская и Анатолий Белый воплощают на сцене перипетии одного из величайших платонических романов XX века. Сюжетом мультимедийного музыкального спектакля «1926» стали отношения Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, а также фрагменты поэмы «Крысолов». Впервые будет осуществлено драматургическое воплощение текстов этих писем. Третий герой ‑ скрипач и контратенор Дмитрий Синьковский. Российская премьера спектакля состоится в Петербурге.

 

Переписка, начавшаяся с взаимных слов восхищения одного поэта – другим, очень скоро переросла в настоящую страсть. В обжигающем диалоге Цветаевой и Пастернака, в сотнях, отправленных друг другу писем, чувственное неотделимо от творческого. Сами эти тексты – настоящая поэзия, вязь метафор, интеллектуальное удовольствие. Драматург и режиссер Алла Дамскер сплела из тонкой эпистолярной канвы реальных писем драматургию спектакля «1926». Лучшие драматические артисты бережно и страстно воплощают ее на подмостках.

«Я люблю поэзию 60-х годов, Серебряного века, но Цветаева для меня всегда занимала особое место», – рассказывает Елизавета Боярская, – Мне всегда нравилось ее колоссальное отличие от других поэтов: ее экспрессия, неистовость, ее какая-то космическая одаренность – действительно, полное ощущение, что это не человек, а сверхъестественное существо – ее неприкаянность, ее сложнейшая судьба. Она никогда не боялась экспериментировать ни с размерами, ни с рифмами: ее почерк в поэзии совершенно уникален, ни на что не похож. Плюс ее масштаб личности и ее эпоха. Все это делает ее для меня очень притягательной личностью, которую мне было интересно примерить на себя. Не просто читать ее стихи, а – подчеркну – примерить на себя. Это было принципиально важным».

Два гения четырнадцать лет разговаривали друг с другом письмами, вся призма человеческих чувств и переживаний в этой переписке, и их невозможно передать без музыки. Звучание живого инструмента становится одним из важнейших смыслов, обнажает психологический подтекст происходящего.

В магическом пространстве спектакля 3D-проекции–видеомэппинг сочетаются с тембром инструмента. Партия сольной скрипки отдана знаменитому скрипачу-виртуозу Дмитрию Синьковскому. Скрипка одновременно становится голосом незримо присутствующего немецкого поэта Райнера Марии Рильке. Человека близкого, созвучного, важного – и для Цветаевой, и для Пастернака, они считали его сердцем поэзии, он умер в последние дни 1926 года. Их письма к нему – важная часть спектакля, углубляющая оптику этой драмы.

Подбор музыкальной партитуры ‑ отдельная линия спектакля, подготовленная композитором Алексеем Курбатовым, включает его собственные произведения, а также ‑ сложнейшую первую часть сонаты Бартока, шедевры Баха, Изаи, Берга, Пендерецкого, Шостаковича, Пьяццоллы и других.

Незримая нить связывала двух величайших поэтов, разнесенных «по двум разным концам земли». Более 10 лет их переписка, то угасала, то снова вспыхивала, приобретая новый уровень накала. За это время изменились их жизни, сменились эпохи – а все мечты и попытки о встрече заканчивались неудачей. Это мультимедийная, музыкальная и драматическая история любви и смерти рассказанная одними из лучших артистов двух столиц.

Автор идеи и художественный руководитель проекта – Валерий Галендеев, художник-сценограф – Глеб Фильштинский, художник по костюмам – Алина Герман. Спектакль создан Фондом поддержки музыкального образования ‑ продюсерами спектакля «Неизвестный друг» с участием Полины Осетинской и Ксении Раппопорт, Международного скрипичного фестиваля Violinfest, проекта «Желтые звезды».

Подробности в соцсетях: www.facebook.com/muzfund/

Билеты: www.philharmonia.spb.ru/tickets/buy/262358/?osid=b7023ac2ccba4c3c8610eddcde9b6dab