Премьера оперы «Севильский цирюльник» в НОВАТе

27 и 28 октября на большой сцене НОВАТа  – премьера оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Оперный шедевр Россини остаётся одним из репертуарных хитов на протяжении двух столетий, и не теряет свежести и блеска.В репертуаре Новосибирского театра оперы и балета «Севильский цирюльник» появился в первом сезоне­ – в феврале 1946 г. и возвращается на сцену уже в шестой раз.

Режиссёр-постановщик новой сценической версии «Севильского цирюльника» Дмитрий Белянушкин нашёл в сюжете одной из самых популярных мировых опермысль, актуальную и сегодня: «Героям «Севильского цирюльника» Фигаро необходим – он связывает судьбы, соединяет людей. В наше время, когда общение происходит в виртуальной реальности, посредством гаджетов, такой виртуозный посредник был бы очень полезен.  Нашу историюмы приблизили к современности, перенесли в начало XX века, в эпоху технологического бума. Именно тогда проникли в повседневность, и в том числе в медицину, разнообразные аппараты. Наш Фигаро работает в лечебнице доктора Бартоло, оснащённой по последнему слову техники, но главное целительное средство в ней – любовь, и готовит его остроумный, изобретательный, неподражаемый Фигаро».

Невероятное мелодическое богатство, виртуозные арии, затейливые повороты сюжета, искромётный юмор и яркие комедийные персонажи сделали  жизнерадостную оперу Россини одним из самых любимых спектаклей мирового музыкального театра.

Музыкальный руководитель постановки – главный дирижёр НОВАТа Дмитрий Юровский: «Наша цель –сделать такого Россини, которого не стыдно было бы показать и в Италии. Мы стараемся, чтобы в нашем спектакле присутствовал подлинный итальянский стиль и язык. Это непростая задача, но у нас есть козырь – специально для подготовки этого спектакля к нам приехал из Рима знаменитый пианист, клавесинист, концертмейстер, дирижёр Анджело МикелеЭррико. «Севильский цирюльник» звучит сегодня актуально, как ни одна другая опера Россини, однако, при исполнении такого известного произведении самое страшное, что может случиться – в него может закрасться рутина. Мы постараемся этого избежать и сохранить в нашей постановке истинно европейский дух».

Над новой сценической версией оперы «Севильский цирюльник»работают: режиссёр-постановщик Дмитрий Белянушкин, музыкальный руководитель и дирижёр Дмитрий Юровский, художник-постановщик  Александр Арефьев, художник по костюмам Мария Чернышева, художник по свету Андрей Абрамов.   Ассистент музыкального руководителя, клавесинист, коуч и концертмейстер – Анджело Микеле Эррико (Италия)

В постановке заняты солисты оперы: Павел Янковский, Гурий Гурьев, Владимир Кучин, Дарья Шувалова, Мария Белокурская, Владимир Огнев, Андрей Триллер, Алексей Зеленков, Николай Лоскуткин, Алексей Лаушкин, Надежда Нестерова, София Бачаева, Екатерина Марзоева и др.; артисты миманса, хор, симфонический оркестр театра.

Премьера. Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», опера в 2-х действиях. НОВАТ. 27 и 28 октября – начало в 19:00.

 

 

 

В Казани открылся VIII Международный Фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «CONCORDIA»

20 октября в Государственном Большом концертном зале имени С.Сайдашева состоялось открытие VIII Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia». Фестиваль имени признанного во всем мире композитора основан главным дирижером и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, народным артистом России Александром Сладковским и имеет статус крупного международного форума современной музыки.

Почетным гостем концерта-открытия по приглашению маэстро Александра Сладковского стал выдающийся композитор современности, лауреат Государственной премии, народный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Сергей Слонимский. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан исполнил в Казани два произведения композитора: Симфонию №33 (первое исполнение в Казани) и симфоническую поэму «Восхождение и триумф» (мировая премьера).

«Первоклассный Государственный симфонический оркестр Татарстана может выступать в любом лучшем концертном зале мира. Александр Сладковский — редчайшая находка для коллектива. Это мастер высочайшего уровня<…>входящий в первую десятку мировых дирижеров Европы, Америки и России, в общем, всего мира!», — отметил в интервью композитор Сергей Слонимский.

В первый день фестиваля публика также услышала «Поэму-сказку» Софии Губайдулиной и премьерное исполнение в Казани «Сонаты для альта, струнных и челесты» Дмитрия Шостаковича. Солистом выступил известный альтист из Санкт-Петербурга, лауреат международных конкурсов Алексей Людевиг.

Новый полет на Солярис. Новая траектория.

В начале сентября в Фонде Франко Дзеффирелли (Флоренция) завершился первый международный проект Музея AZ «Новый полет на Солярис»; эта выставка, соединившая работы знаменитых русских художников второй половины XX века и кинообразы великого режиссера Андрея Тарковского, имела огромный отклик в прессе и профессиональном сообществе, а также у широкой публики. Неординарность проекта, его новаторство и актуальность стали теми причинами, по которым «Новый полет на Солярис» не прекратил свое существование, а обрел новую траекторию на новой площадке.

13 октября 2018 года в Королевском дворце города Монца (Villa Reale) открылся проект «Новый полет на Солярис. Новая траектория». Это отнюдь не повторение флорентийской выставки — команда Музея AZ во главе с генеральным директором Наталией Опалевой и арт-куратором Полиной Лобачевской смогла творчески адаптировать проект к новым пространствам великолепного дворца.

Как известно, в фильме Андрея Тарковского «Солярис» (1972) собраны образцы мирового искусства – земные артефакты, которые Тарковский отобрал для жизни на другой планете. В рамках выставочного проекта «Новый полет на Солярис. Новая траектория» Музей AZ предлагает свой выбор произведений искусства из конгениального Андрею Тарковскому творческого наследия его современников, художников-нонконформистов второй половины ХХ века.

1960-80-е годы – время, когда Тарковский создавал свои кинокартины – отмечено в России возникновением неофициального искусства. Это был, без сомнения, «Советский ренессанс» – новый расцвет авангардной живописи, графики и скульптуры, а также кинематографа.

Создатели выставки предлагают зрителям оказаться внутри футуристической инсталляции космической станции, оснащенной 22 экранами для демонстрации видеоарта, представляющего уникальные фото- и киноматериалы, связанные с творчеством Андрея Тарковского. Там же экспонируются лучшие работы русских художников второй половины ХХ века – Анатолия Зверева, Франциско Инфанте, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Янкилевского, Владимира Яковлева, Лидии Мастерковой, Петра Беленка, Юло Соостера, Владимира Немухина, Олега Целкова, Эрнста Неизвестного (всего 32 картины и четыре скульптуры).

«Приглашение во Дворец Монца (Villa Reale di Monza) стало для нас неожиданным и радостным событием. Это была непростая задача — адаптировать довольно сложный с технологической и концептуальной точек зрения проект к новому пространству. Но мы выполнили ее, изменив траекторию полета и теперь название проекта: «Полет на Солярис. Новая траектория». Благодаря желанию и поддержке всей команды Villa Reale и лично г-на Пьеро Аддис наш космический корабль продолжает свой полет по Италии.  Следующая остановка нашего корабля в Москве!» Наталия Опалева, генеральный директор Музей AZ.

Выставка наполнена музыкой Эдуарда Артекмьева и Иоганна Себастьяна Баха.

Продюсер проекта Наталия Опалева

Автор и куратор Полина Лобачевская

Художник-постановщик Геннадий Синев

Медиа художник Александр Долгин

Видео-арт композиция Платон Инфанте

Музей AZ – молодой и динамично развивающийся частный музеев в России, основанный коллекционером и меценатом Наталией Опалевой и куратором, автором проектов Полиной Лобачевской. С момента своего основания музей актуализирует наследие советских неофициальных художников 60-70-х годов. Новаторские кураторские концепции, новые технологии и активный      диалог с современным искусством находят отклик у зрителей не только в России, но и за рубежом.

Villa Reale di Monza (Королевский Дворец города Монца) – историческое здание в Монце, старинном городе неподалеку от Милана. Королевский дворец – одно из самых красивых европейских зданий, окруженный парком, который соперничает с Версалем. Королевская вилла была построена в 1777 году по заказу императрицы Марии Терезии Австрийской после того, как ее сын, эрцгерцог Фердинанд, стал правителем Ломбардии. Автором грандиозного неоклассического дворца был назначен архитектор Джузеппе Пьермарини, построивший знаменитый миланский театр Ла Скала.

На протяжении веков виллу использовали в качестве своей резиденции итальянские и австрийские монархи. Сегодня здесь расположен музей.

Артисты балета Омского хора стали триумфаторами Международного танцевального конкурса в Чечне

15 октября балетная группа Омского русского народного хора во главе с главным балетмейстером – заслуженным артистом России, заслуженным деятелем искусств России ЗуфаромТолбеевым отправилась в город Грозный для участия в  X Юбилейном Международном фестивале-конкурсе сольного танца имени Махмуда Эсамбаева. Артисты в очередной раз защитили честь нашего прославленного коллектива: Дмитрий Бабич, Антон Пятак и Александр Серков одержали победу в номинации «групповой танец»– стали лауреатами Iпремии!

С победой наших исполнителей поздравил Губернатор Омской области Александр Бурков. «Омский хор знают и любят в России, и этот успех – еще одно доказательство того, что эта любовь заслуженная.  За победой в престижном конкурсе — упорный труд, терпение, целеустремлённость и высокая самоотдача. Омская область гордится Вашим коллективом! Желаю Вам и артистам Омского хора покорения новых творческих высот!»,– говорится в поздравительной телеграмме главы региона в адрес главного балетмейстера Государственного Омского русского народного хора ЗуфараТолбеева.

X Юбилейный Международный фестиваль-конкурс сольного танца имени Махмуда Эсамбаевапроводился в период с 15 по 18 октября 2018 г. Министерством Чеченской Республики при информационной, методической и финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации в городе Грозном. Омскую область на конкурсе представилабалетная группа Омского русского народного хора в составешести человек.В номинации «групповой танец» Омский хор представляли Дмитрий Бабич, Антон Пятак и Александр Серков, «парный танец» демонстрировали Егор Ярилов  и Дарья Подворная, сольно выступала Анастасия Юрьева.

Конкурс проводился в два тура, в первом туре балетным трио был представлен танец «Комарики» (постановка З.Толбеева), во втором туре – танец «Ямщина» (постановка И. Слуцкера).В состав жюри конкурса вошли известные хореографы, высокопрофессиональные специалисты и видные деятели в области искусства. Жюри и зрители тепло встречали наших артистов.

Финальной точкой конкурсной программы стал большой Гала-концерт, в котором приняли участие лауреаты конкурса и танцоры, особенного запомнившиеся членам жюри и зрителям. Стоит отметить, что в этом году в программу Гала-концертавпервые было включено два номера одного коллектива – помимо победителей от Государственного Омского русского народного хора с танцем «Гармонь» выступили Егор Ярилов  и Дарья Подворная, которые соревновались в номинации «парный танец». А триумфаторы Дмитрий Бабич, Антон Пятак и Александр Серков – своим выступлением закрывали концертную программу.

Омская филармония от души поздравляет артистов Омского хора с победойна конкурсе и желает новых ярких выступлений и творческих свершений.

Пермская филармония приглашает на премьеру «Тихого Дона»

Его имя было заимствовано у старшего брата — младшего лейтенанта, погибшего на Курской дуге, буквально через месяц-полтора после окончания пехотного училища. И он никогда не хотел его поменять, хотя порой с ним мучается до сих пор. И если люди не могут его выговорить, он предлагает: «Зовите меня просто Гарик!..» Так его зовет и давний друг Никита Михалков, у которого он снялся в трех фильмах – «Обломов», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник». Кроме того, он помогал Михалкову ставить «Механическое пианино» в Римском театре «Арджентино» с Марчелло Мастроянни и был ангелом-хранителем режиссера на съемках «Двенадцати разгневанных мужчин». А вот для своих учеников школы-студии МХАТ —  Евгения Миронова, Владимира Машкова, Ирины Апексимовой, Елены Майоровой, Марины Зудиной, Александра Смолякова, Олеси Судзиловской, Дениса Суханова и др. – она навсегда Мэтр и Учитель. Сам актер доволен своей жизнью, хотя очень часто грустит: «Но грустят все люди, Паустовский писал, что грусть — это очень человеческое качество, а так радоваться, как мне довелось, не каждому выпадает…».

Знакомьтесь – Авангард Леонтьев, советский и российский актёр театра и кино, педагог, профессор, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ.  

20 октября в 19.00 в Органном концертном зале Авангард Леонтьев и Оркестр русских народных инструментов Пермской филармонии  под управлением Галины Токаревой представят премьеру литературно-музыкальной композиции «Тихий Дон», поставленную по мотивам одноимённого романа Михаила Шолохова.
«Тихий Дон» — самое популярное произведение Шолохова, одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, отмеченное многочисленными наградами, в том числе Нобелевской премией.

В центре повествования — жизнь семьи донских казаков Мелеховых. Начавшаяся Первая мировая война и последовавшие за ней драматические события резко меняют жизнь всех героев «Тихого Дона». Рушится заведенный веками уклад жизни российского казачества, рвутся казавшиеся крепкими семейные узы, идейные разногласия ставят близких родственников по разные стороны баррикад…

Музыкально оформление спектакля принадлежит художественному руководителю и дирижеру оркестра Галине Токаревой:

— Музыка современных российских композиторов, звучащая в программе, передает то настроение, которое звучит в романе М. Шолохова. Тема трудная и очень болезненная. До сих пор вношу коррективы. Как идёт работа? Читаю художественный текст, музыка сама отзывается на звучании строк. В ней есть борьба, любовь, смерть, прощение…
 

Новые подробности из жизни Святослава Рихтера

23 октября  в Москве в Мемориальной квартира Святослава Рихтера, ул. Большая Бронная, д. 2/6, состоится  открытие выставки «Годы странствий Святослава Рихтера. Англия – Америка».

Выставка посвящена путешествиям Святослава Рихтера по Англии и Америке. В основе экспозиции – художественные открытки Рихтера, привезенные им из городов, в которых проходили концерты, письма, отправленные друзьям, а также фотографии. Кроме архивных материалов зрители также увидят гравюры, портреты и театральные эскизы. Всего в экспозиции более 150 предметов, которые воссоздают реальную картину путешествий пианиста.
Святослав Рихтер – один из самых виртуозных пианистов XX века. За свою жизнь он основал несколько музыкальных фестивалей, среди которых знаменитые «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где он выступал с известными музыкантами-современниками – виолончелистами Мстиславом Ростроповичем и Натальей Гутман, скрипачом Олегом Каганом, альтистом Юрием Башметом.
В октябре 1960 года Рихтер отправился в трехмесячное турне по Соединенным Штатам Америки, а в июле 1961-го впервые выступил в Англии, давая концерты в Лондоне, Кембридже, Манчестере, Оксфорде и других городах. В Америку он приезжал еще дважды, но триумфальные гастроли 1960-го имели особое значение в его биографии. Обе страны стали для Рихтера первыми «открытиями» Запада. Важный раздел выставки посвящен контактам пианиста с известными музыкантами и, прежде всего, личной и творческой дружбе Рихтера с выдающимися английским композитором Бенджамином Бриттеном (1913—1976).
На открытии будут присутствовать: Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, Юлия Де-Клерк, куратор выставки, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С Пушкина 

Выставка будет открыта до февраля 2019 года

Адреналин. Forever

Традиционный предпремьерный адреналин. Вот уже зал заполнен зрителями (аншлаг полный), погас свет. Пролог с парящими в поднебесье гимнастами (Татьяна и Андрей Храмовы) – как обещание удачи; все солисты на Who Wants To Live Forever; Yesterday в исполнении Карена Айрапетяна; первое «Браво!»… Кажется, всё будет хорошо. Но нет, ожидания превзошли сами себя, всё было… Просто здорово!

Можно сказать, сбылась мечта солистов шоу-театра «Премьера». Программа, в которой собраны лучшие мировые хиты популярной и рок-музыки (кстати, музыкальные произведения тоже подбирали сами артисты), состоялась. Помогли осуществить мечту режиссёр-постановщик Жанна Пономарёва, хореограф заслуженная артистка Кубани Валентина Скобликова, хореографы Анна Вислова и Александр Рябцев. Каждый из солистов – заслуженная артистка Кубани Ольга Никитина, Анастасия Бондаренко, Мария Савина, Виталий Юксеев, Александр Техтелев, Владимир Трилюдин, Карен Айрапетян – выглядел более чем достойно. Каждый смог расширить свой творческий диапазон, сполна проявить себя, преодолеть немалые трудности в освоении нового стиля. И в итоге добиться успеха.

Заслуженная артистка Кубани Ольга Никитина о проекте:

— Эта программа — первая в своём роде и неожиданная даже для нас самих. Нам хотелось немного «поиграть стилями», выйти за рамки привычного, сделать репертуар более «живым», повёрнутым к молодёжной аудитории. Петь приходится разную музыку, вплоть до рока. Сочетание в одной программе разных жанров позволяет погрузить слушателей в новый, неведомый ранее мир и даёт возможность нам, вокалистам, наиболее полно проявить своё актёрское мастерство, сыграв на этом контрасте.

Львиную долю работы над программой проделали музыкальные руководители проекта, корифеи труппы солисты Виталий Юксеев и заслуженная артистка Кубани Ольга Никитина; заслуженная артистка Республики Северная Осетия – Алания Елизавета Кабоева. Виталий Юксеев не просто был идеологом «Голосов. Forever». Он разработал концепцию: придумал, как «омолодить» песню, под каким «жанровым соусом» подать тот или иной хит. Всем вместе удалось наполнить идею реальным содержанием и довести её до убедительного художественного результата.

– Я не рассматриваю проект «Голоса. Forever» как рискованный, — комментирует музыкальный руководитель вокальной перезагрузки заслуженная артистка Республики Северная Осетия – Алания Елизавета Кабоева. — Да, он архисложный. Да, артистам пришлось выходить из зоны комфорта, из привычных представлений о стиле, манере пения… Но когда выходишь на сцену, когда твоё горение, твой экстаз передаётся публике – тогда хочется крикнуть «Вау! Победа! Получилось!»

– Было очень сложно. Огромное количество ансамблей, требующих кропотливой работы. Главная же трудность состояла в том, что приходилось из песни в песню «скакать» в новый стиль, «прыгать» из образа в образ… Но в этом и состоял наш интерес, — делится впечатлениями после спектакля Карен Айрапетян.

…Ироничный номер Puttin’ On The Ritz с озорной подтанцовкой – интересную хореографию «Голосов. Forever» предложили артисты балета Музыкального шоу-театра «Премьера» Анна Вислова и Александр Рябцев. В «Голосах. Forever» состоялся их дебют в качестве хореографов, и дебют весьма впечатляющий.

Открытий в программе было много. Глубокий, проникновенный Feeling Good в прекрасном исполнении мужского квартета, нежный и брутальный «Беспечный ангел», выбивающий из сложившихся представлений о коллективе Show Must Go On  (прекрасно солировала в нём Ольга Никитина) и блок рок-попурри… Зрители же были раскрепощены в выражении эмоций – атмосфера располагала. Леди в зрелом возрасте с удовольствием подпевала мелодиям своей молодости. Галёрка подняла сцепленные руки вверх, как на рок-концертах…

Можно рассуждать о стиле, режиссуре и подборе материала.

Но «Голоса. Forever» дарят зрителям главное.

Желание быть живыми.

Валерий Гергиев и Мариинский театр начинают крупный гастрольный тур по городам США

С 20 октября по 3 ноября Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра проведут один из крупнейших гастрольных туров сезона, представив 12 концертов в городах США, а также концерты в Мексике и Великобритании. Помимо этого, артисты балетной труппы Мариинского театра примут участие в Фестивале Джорджа Баланчина на сцене Нью-йоркского Сити-Центра, который пройдет с 31 октября по 4 ноября.

Валерий Гергиев рассказал о предстоящих гастролях: «Это очень крупные и значительные гастроли, где прозвучат и легендарная Седьмая симфония Шостаковича, произведения Брамса, Рихарда Штрауса, и, конечно, громадное количество сочинений русских композиторов – Стравинского, Чайковского, Римского-Корсакова. Мне кажется, что это должны быть очень интересные гастроли. С нами будут выступать и Денис Мацуев, и Нельсон Фрейре – легендарный бразильский пианист. В Карнеги-холле даже покажем “Щелкунчика” целиком в концертном исполнении. Я думаю, это будет особенный вечер».

20 октября гастроли откроются вечером в Сегестром-центре (Коста-Меса). В программе: прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси, Концерт для скрипки с оркестром и музыка балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Солист – Кристоф Барати.

21 и 22 октября Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра дважды выступят в Дэвис-холле (Сан-Франциско). Программа первого вечера будет целиком посвящена Игорю Стравинскому. Прозвучат: Симфония in C, Сюита из балета «Жар-птица», «Фейерверк», «Симфония в трех движениях» и Каприччио для фортепиано с оркестром. 22 октября вновь будет исполнена прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна», а также Симфония № 5 Густава Малера и Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова. Солировать оба вечера будет Денис Мацуев.

23 октября Валерий Гергиев встанет за пульт Оркестра Школы Колбурн в Лос-Анджелесе. В Концертном зале Уолта Диснея прозвучат фрагменты оперы «Евгений Онегин» и Симфония № 4 Петра Чайковского, а также Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Сергея Прокофьева. Вокальные партии исполнят стипендиаты Программы Аткинс – международного образовательного проекта, существующего на базе Мариинского театра, в фортепианном концерте солировать будет молодой американский виртуоз Доминик Чели.

24 октября Валерий Гергиев продирижирует сразу двумя коллективами на сцене Центра музыки семьи Джейкобс (Сан-Диего): Симфонический оркестр Мариинского театра представит увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, Симфонический оркестр Сан-Диего – симфоническую картину «В Средней Азии» Александра Бородина. Во второй части программы музыканты объединятся в один коллектив, чтобы исполнить Симфонию № 7 («Ленинградскую») Дмитрия Шостаковича.

Заключительный концерт в Калифорнии состоится 25 октября на сцене Большого зала Центра исполнительских искусств Юнеса и Сорайи Назарян (Нортридж). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вновь исполнит монографическую программу, посвященную Игорю Стравинскому: Симфония in C, Сюита из балета «Жар-птица», «Фейерверк», «Симфония в трех движениях» и Концерт для скрипки с оркестром. Солист – Кристоф Барати.

27 октября коллектив Мариинского театра проведет один концерт в Мексике. Во Дворце изящных искусств (Мехико) будет представлена обширная программа: «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича, «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, Венгерский марш из «Осуждения Фауста» Гектора Берлиоза, «Завтра» Рихарда Штрауса и фрагменты из опер «Тангейзер» Рихарда Вагнера, «Кармен» Жоржа Бизе, «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова, «Травиата» и «Риголетто» Джузеппе Верди, «Манон» Жюля Массне, «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Солировать в вокальной части вечера будут стипендиаты Программы Аткинс: Евгений Ахмедов (тенор), Александр Михайлов (тенор), Ангелина Ахмедова (сопрано), Анастасия Щеголева (сопрано).

Затем музыканты вернутся в США и уже 28 октября выступят в Центре исполнительских искусств города Линкольн. Прозвучат: прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна», Симфония № 5 Густава Малера и Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова, солировать в которой будет Денис Мацуев. Аналогичная программа будет исполнена на сцене Кауфман-центра (Канзас-Сити) 29 октября.

30 октября Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра почтут память основателяMariinsky Foundation оf America – Ли Пирса, вечером на сцене Центра исполнительских искусств Броуард (Форт-Лодердейл). В программе: фрагменты музыки балета «Щелкунчик» Петра Чайковского, симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса и Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Сергея Прокофьева. Солист – Александр Торадзе.

Кульминацией гастрольного тура станут два вечера в нью-йоркском Карнеги-холле. 31 октября Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит музыку балета «Щелкунчик» Петра Чайковского. В программе концерта 1 ноября – симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса и Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Иоганнеса Брамса. Аналогичная программа прозвучит на следующий день в главном концертном зале Лонг-Айленда – Центре исполнительских искусств Тиллза. Оба вечера солировать в фортепианном концерте будет Нельсон Фрейре.

Заключительным концертом гастрольного тура станет выступление на сцене Центра исполнительских искусств Нью-Джерси 3 октября. Прозвучат: прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна», Симфония № 5 Густава Малера и Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова. Солист – Денис Мацуев.

По завершении гастрольного тура в США Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра отправятся в Великобританию, где уже 5 ноября выступят на сцене Кадоган-холла (Лондон).

С 31 октября по 4 ноября артисты балетной труппы Мариинского театра также гастролируют в США – на Фестивале Джорджа Баланчина в Нью-йоркском Сити-Центре. Мариинский театр представит одноактный балет «Аполлон» (1 и 3 ноября) и Pas de deux на музыку П.И. Чайковского (31 октября, 2 и 4 ноября). В гастролях будут участвовать ведущие солисты балетной труппы: Виктория Терёшкина, Кимин Ким, Ксандер Париш, а также недавние выпускницы Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, для которых этот сезон стал первым в Мариинском театре – Мария Хорева, Анастасия Нуйкина, Дарья Ионова. Среди других участников Фестиваля – крупнейшие мировые коллективы: Королевский балет Великобритании, балетная труппа Парижской Оперы, Американский театр балета и многие другие.

В Музыкальном театре готовится мировая премьера оперы «Карельский пленник» по мотивам повести Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля»

В Музыкальном театре готовится неординарное событие – мировая премьера написанной по заказу театра оперы, сюжет которой тесно связан с историей Петрозаводска и всей России. На сцене сплетаются воедино эпохальные события: противостояние Наполеона и Александра, пожар Москвы, бегство французской армии, – это время всегда вдохновляло искусство на создание шедевров. На историческом фоне развивается в спектакле история любви и коварства, непростых взаимоотношений сосланного в Петрозаводск пленного французского офицера, его оставленной в Париже невесты, полюбившей его русской девушки и добивающегося ее руки начальника полиции. Любовная история, как всегда, становится движущей темой музыкального спектакля. Исторические персонажи также присутствуют на сцене – императоры враждующих России и Франции, жившие в то далекое время в Петрозаводске люди – горный начальник Армстронг, городничий Каменский. Все они обрели в спектакле свой певческий и сценический образ. Оперу «Карельский пленник» по мотивам повести Константина Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля» написал для Музыкального театра Карелии петербургский композитор Илья Кузнецов; автор либретто – Ольга Погодина-Кузмина, режиссер-постановщик – Александр Петров, дирижер-постановщик – Анатолий Рыбалко, художник-постановщик – Вячеслав Окунев. Премьера спектакля состоится 17 и 18 ноября.

Этот проект Музыкального театра специалисты уже называют уникальным – и по своей приближенности к истории Петрозаводска и его знаменитых заводов, и по масштабности и новизне творческой задачи, и по выбору литературного первоисточника.

 Константин Паустовский работал над книгой об истории Онежского завода для задуманной М. Горьким серии «Истории фабрик и заводов», но, по собственному признанию писателя, работа не шла, пока не появилась фигура главного героя – пленного капитана французской армии Шарля Евгения Лонсевиля, «человека незаурядного, человека с печальной судьбой».

Вокруг этой судьбы сложилась повесть Паустовского, легшая в основу либретто оперы. Его автор – известный петербургский драматург и киносценарист Ольга Погодина-Кузмина – работала в тесном сотрудничестве со специалистами-историками, краеведами и этнографами. «Несмотря на то, что сюжет Паустовского претерпел изменения, появились новые персонажи, – рассказывает она, – для нас было важно передать на сцене самобытную атмосферу повести «Судьба Шарля Лонсевиля». Вместе с композитором Ильей Кузнецовым мы не раз бывали в музеях Петрозаводска, изучали устройство и организацию заводов, быт рабочих, чиновников, дворян и окрестного населения. Так укрупнилась тема Отечественной войны 1812 года, важная веха в истории Александровских заводов».

Ставит спектакль петербуржец Александр Петров, автор множества оперных постановок на российских и европейских сценах (в Петрозаводске многим памятен его спектакль «Скрипач на крыше»). Он имеет огромный опыт работы с современными композиторами и успешных постановок оригинальных авторских спектаклей. «Нет ничего сложнее, чем написать новую оперу, которая была бы жизнеспособной и востребованной публикой. Это невероятно трудно и сложно, – признается режиссер. – Имя композитора возникло сразу: с Ильей Кузнецовым мы уже сотрудничали, его опера «Шинель» несколько лет с очень большим успехом идет в театре «Зазеркалье». Это серьезный композитор, владеющий формой, вокальным языком, умеющий создавать образы, которые заставляют сердце биться по-другому».

Одним из мест действия становится Александровский завод начала XIX века, на сцене появятся жители Петрозаводска той эпохи, в том числе такие реальные персонажи, как горный начальник Армстронг, городничий Каменский, генерал Ламсдорф. Найдет отражение в опере и исторический факт посещения завода Александром I, во время которого при испытаниях нового оружия в непосредственной близости от императора разорвалась пушка. Историческим консультантом постановки стал директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг.

Есть в постановке место и народным сценам с участием ряженых и колдуньи, а в партитуру оперы вплелось звучание кантеле. Значительную роль в спектакле играют хоровые сцены (хормейстер – Александр Зорин, балетмейстер – Ирина Новик).

Визуальный мир спектакля, лаконичный и образный, создает народный художник России Вячеслав Окунев, над световой партитурой работает Ирина Вторникова.

 Постановка этого масштабного спектакля на карельской сцене стала возможной благодаря выигранному театром федеральному гранту. Идея создания национальной оперы получила весомую финансовую поддержку, что позволило привлечь к работе над проектом выдающихся в своей области профессионалов и претворить в жизнь сложные технические и сценографические решения.

Главные партии в спектакле исполняют Павел Назаров, Чингиз Кадыров (Лонсевиль), Наталья Ландовская, Дврья Батова (Наталья), Вячеслав Хавренок, Игорь Макаров (Каменский), Эльвина Муллина, Анна Луканова (Мари).

Публику ждет новый взгляд на события, описанные классиком отечественной литературы, яркая и насыщенная эмоциями музыкальная история «Карельского пленника». Авторы спектакля решают вопросы, неизменно вызывающие споры как среди зрителей, так и среди искусствоведов: как воплотить на сцене известное литературное произведение, вывести среди действующих лиц исторических персонажей, насколько они должны соответствовать своим прототипам, какова должна быть мера соответствия событий художественных и исторических. История в зеркале искусства порой отражается причудливо, но во многом благодаря этому волшебному зеркалу историческая память поколений становится более яркой, образной и прочной.

Открытие VIII Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia» в Казани

С 20 октября по 3 ноября в Казани в восьмой раз состоится Международный фестиваль современной музыки имени Софии Губайдулиной «Concordia».

Фестиваль имени признанного во всем мире композитора, основан главным дирижером и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, народным артистом России Александром Сладковским и имеет статус крупного международного форума современной музыки. В этом году гостями фестиваля по приглашению маэстро Александра Сладковского станут выдающиеся российские композиторы – Сергей Слонимский и Алексей Рыбников, а также знаменитый австрийский скрипач РайнерХонек, известный петербургский альтистАлексей Людевиги дирижер Мариинского тетра Гавриэль Гейне.

В рамках четырех фестивальных дней ГСО РТ под управлением Александра Сладковского представит казанской публике более десяти премьерных произведений современных композиторов. Почетным гостем концерта-открытия станет выдающийся композитор современности, лауреат Государственной премии, народный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова Сергей Слонимский.  Он впервые приедет в Казань на премьерное исполнение в столице Татарстана своих двух произведений: Симфонии №33 и Симфонической поэмы «Восхождение и триумф».

В первый день фестиваля публика также услышит «Поэму-сказку» Софии Губайдулиной и «Сонату для альта, струнных и челесты» Дмитрия Шостаковича. Солистом выступит известный альтист из Санкт-Петербурга, лауреат международных конкурсов — Алексей Людевиг. Дирижер – Александр Сладковский.

Второй фестивальный день, 24 октября, будет посвящен творчеству выдающегося советского и российского композитора, народного артиста РФ, председателя Союза композиторов РФ Алексея Рыбникова. Создатель музыки к известным рок-операм «Юнона и Авось», а также к многочисленным кинокартинам почтит своим присутствием фестивальный вечер. Государственный симфонический оркестр РТ и маэстро Александр Сладковский впервые исполнят в Казани знаменитые произведения композитора: Симфонические картины «Скоморох», «Ночную песнь» и «Музыку Ликии», а также Симфонию №6.

Третий день фестиваля, 31 октября, будет ознаменован громким музыкальным событием. В рамках фестиваля «Concordia» в Казани состоится мировая премьера: в исполнении Государственного симфонического оркестра РТ и Александра Сладковского впервые прозвучит сочинение «Equilibrio» Анны Поспеловой – финалистки Всероссийского конкурса сочинений молодых композиторов для симфонического оркестра «Другое пространство». Дебютное исполнение пройдет в рамках проекта Всероссийского виртуального концертного зала, который проводится совместно с Московской государственной академической филармонией.

В фестивальный вечер дирижировать ГСО РТ вместе с Александром Сладковским приглашен дирижер Мариинского тетра Гавриэль Гейне. Солистами выступят: Иван и Михаил Почекины, Анастасия Кобекина. В программе – премьерное исполнение сочинения «Завод. Музыка машин» А. Мосолова, «Концерта для скрипки и альта с оркестром» К. Пендерецкого, а также «Концерт для виолончели с оркестром» В. Лютославского.

В заключительный день фестиваля, 3 ноября, гостем Александра Сладковского и ГСО РТ станет знаменитый австрийский скрипач и дирижер, концертмейстер Венского филармонического оркестра РайнерХонек. В исполнении солиста и оркестра впервые в Казани прозвучит «Садовая симфония» московского композитора Александра Чайковского, посвященная дирижеру оркестра Баварского радио Марису Янсону (премьера ее состоялась в 2014 году в Мюнхене в программе «Русских ночей»). В рамках визита приглашенный солист проведет мастер-классы для музыкантов Татарстанского симфонического оркестра. Завершит фестивальную программу премьерное исполнение Концерта для скрипки с оркестром и музыка балета «Петрушка» Игоря Стравинского.

«Надеюсь, что этот фестиваль всегда будет в Казани. И очень правильно, что в свое время мы приняли решение его проводить. По сути, это фестиваль той музыки, которая игралась в мире, например, уже в 50-е годы. За семь лет существования фестиваля на нем впервые в Казани было исполнено 54 произведения», — отметил в одном из интервью Александр Сладковский.

В первых фестивалях приняли участие София Губайдулина, Давид Герингас, Юрий Башмет, ГияКанчели, Андрей Эшпай, Ксения Башмет, Сергей Накаряков, Игорь Федоров, Лукас Генюшас, Рустем Кудояров, АндресМустонен, Кристофер Мулдс.