Валерия Беседина: каждый из нас в силах сотворить мир таким светлым, каким он мечтает

Очаровательная, искренняя и поэтичная, московский композитор Валерия Беседина дарит миру яркую палитру музыкальных образов. Ее сочинения, среди которых преобладают театральные опусы различных жанров, ставятся сегодня на самых разных сценических площадках России и зарубежья. А композитор, отметившая недавно оригинальный  юбилей — 33 года с момента первого исполнения её авторских сочинений на престижном  форуме — Всесоюзном Пленуме композиторов в 1981 году, полна новых творческих замыслов. В честь этого события на авторском концерте  звучала ее музыка и в исполнении артистов Большого театра, и солистов оркестра под управлением В.Спивакова, и в собственной интерпретации. 

Валерия Беседина обладает ярким творческим почерком: ее музыку отличает театральность и экспрессия, трепетность и проникновенность, рельефность и прочувствованность образов. Аф 3Вместе с тем, в ней ощутима почвенность и опора на лучшие отечественные музыкальные традиции – от М.П. Мусоргского и С. В. Рахманинова до Т. Н. Хренникова, чьей ученицей была Валерия в Московской консерватории. Глубоко артистическая натура, она обладает многогранным даром: не только создает удивительный мир звуков, способный мгновенно захватить слушателя, но также виртуозно владеет фортепиано, поёт, оркеструет, аранжирует свои сочинения, импровизирует на любые музыкальные темы, стихи и картины.

Заслуженная артистка России, Лауреат премии Правительства РФ в области культуры, Валерия Беседина широко известна музыкально-театральному сообществу своими произведениями, любима многими почитателями ее таланта. Простое перечисление сочинений композитора дает впечатляющее представление о масштабе ее творческого диапазона, охватывающего почти все жанры: балеты «Суламифь» (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — 1997), «El mundo de Гойя» (Челябинский театр оперы и балета – 2007 г.), «Кот в сапогах» (Красноярский и Челябинский театры – 2010); оперы «Государыня» и «Огненная дева»; музыкальная драма «Лебединый стан», мюзиклы «Свободная клетка», «Виртуальный маскарад», «Госпожа Метелица», «Вождь краснокожих» (Московский драмтеатр им. Н.В. Гоголя); духовно-хоровой концерт «Посвящение святителю Николаю Чудотворцу», радиоспектакли, инструментальные концерты, циклы камерных произведений, песни, баллады и многие другие сочинения.

Валерия, с чего начался Ваш творческий путь?

С прекрасной атмосферы в семье, где поддерживались все творческие начинания, с момента первой импровизации на рояле, когда я даже в школу не ходила. Мне, малышке, хотелось изобразить на инструменте всё вокруг. А в 9 лет сочинила в один день фугу и песню. Вот так всю жизнь в моей музыке и пересекаются две параллели.

— Как Вы обычно подбираете сюжеты для своих театральных сочинений?

Импульс! Он может быть из неожиданного источника, но может быть и конкретный заказ театра или хореографа. И ещё — много тем рождается в момент плаванья, как в морях, так и в бассейне. Даже помню, что на каких метрах сочинялось.

«El mundo de ГОЙЯ» — сцены из балета — хореография Константина Уральского.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем балете «El mundo de Гойя» – откуда возник этот замысел и какова идея его воплощения?

Школьницей родители привели на выставку музея «Прадо», где меня загипнотизировали полотна Ф. Гойи. Тогда я не подозревала, что студенткой 2 курса Московской консерватории перенесу творчество великого испанца в музыкальное измерение – сюиту для 2 виолончелей. Профессура на экзамене оценила мои Офорты на 5+, и в ту же ночь мне приснился весь балет. Но постановку я ждала четверть века.

Этот балет с успехом поставлен на сцене Челябинского театра оперы и балета хореографом Константином Уральским, заслужил признание зрителей и премию Правительства РФ. А московский зритель имел возможность познакомиться с Вашим «Гойей» лишь раз – на фестивале «Московская осень-2011» в одноактном варианте балетмейстера Ирины Лазаревой (театр «Русский балет»). Планируется ли сейчас где-либо его постановка?

В наше время постановки надо уметь «пробивать», а это другая профессия. Я композитор и умею только сочинять, исполнять и выполнять заказы театров. Поэтому, когда мы все увидим нового «Гойю», к сожалению, не знаю. У меня в «запасниках» ещё много произведений, ожидающих свет рампы.

У Вас есть замечательный духовно-хоровой концерт «Посвящение святителю Николаю Чудотворцу» – первое столь масштабное музыкальное произведение, обращённое к почитаемому Святому. Какова его исполнительская судьба?

Судьба сложная. Тем, кто слышал, сочинение приносит радость, умиротворение и здоровье. А те (чиновники), от кого зависит «судьба» сочинения, не слушают духовные концерты.

Собираетесь ли Вы создать что-нибудь еще в подобных жанрах?

Как раз сейчас мы с сыном (членом Союза Литераторов РФ) сочиняем произведение, продолжающее традиции вышеназванного концерта, но не только для хора, а и с симфоническим оркестром. Но тема пусть пока остаётся тайной.

Пьявко на концерте ВБ

Композитор В.Беседина вместе с исполнителем партии Канцлера в её опере «Государыня» — Народным артистом СССР, профессором Владиславом Пьявко.

Вы недавно закончили масштабную историческую оперу «Государыня», которая уже была поставлена в 2012 году в сокращенной версии в Красноярском театре оперы и балета. Какова история написания этой оперы? Что самое важное Вы хотели в ней сказать?

После аншлаговой премьеры балета «Суламифь» на библейскую тему, мне захотелось написать русскую оперу в исконных традициях: исторический сюжет полный драматических коллизий, стройная лейтмотивная система, противоречивые характеры персонажей. Поскольку я всегда глубоко интересовалась русской историей, то сюжет в моем сознании всплыл сразу, тем более о Екатерине II оперы не сочинялись. 12 лет я искала либреттиста, а в итоге им стал мой тогда 18-летний сын Святослав, который серьёзно изучал законы оперной драматургии, и он смог создать яркий, концентрированный по мысли текст, поэтому наш сюжет стремительно развивается и всецело захватывает зрителя. Многие строки, написанные в 2010 г. оказываются пророческими: «Нынче Европа на нас обозлённая из-за побед наших громких, блистательных! Кто такое простит?», «И Крым теперь наш – русский аванпост!» и др. Мечта автора – увидеть своё творение на большой сцене в достойной постановке с талантливыми артистами. И опера «Государыня» способна заявить о нынешней могучей России на самом высоком международном уровне. Ведь настоящее искусство зачастую способно на большее, чем дипломаты и военные вместе взятые. Культура – вот истинное лицо Государства!

Сочинения для музыкального театра Валерии Бесединой сегодня привлекают постановщиков и звучат на многих сценах. Не случайно Суламифь в одноименном балете, который шел на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко до реконструкции здания более 7 лет, была награждена премией «Золотая маска». На сцене музыкального театра им. Н.И. Сац в марте появился яркий балет для детей «Кот в сапогах» в постановке хореографа и художника Елены Богданович. Однако самые масштабные и яркие театральные опусы Валерии Бесединой – балет «Гойя» и опера «Государыня» – пока ждут своих меценатов и постановщиков, которые смогут открыть им дорогу в долгую сценическую жизнь.

Евгения Артемова