Светлана Абушик — «Bach-fest» на сцене Свердловской филармонии

Шесть лет назад в Екатеринбурге стартовал первый «Bach-fest» – тогда еще никому не известный фестиваль, реализованный силами музыкантов-энтузиастов Свердловской филармонии. За ним последовали более мощные филармонические «гиганты» – Евразийский фестиваль и Симфонический форум России в Екатеринбурге. Но это не помешало камерному по воплощению, но масштабному по замыслу баховскому фестивалю не только удержаться «на плаву», но и разрастись до крупного и значимого события уже не только в масштабах региона, но и всей России.

IMG_1495

«Bach-fest» посвящен творчеству одного из самых почитаемых композиторов в мире – Иоганна Себастьяна Баха. Ежегодно проходит в Екатеринбурге в марте с концертами, творческими встречами, мастер-классами, кинопоказами и автограф-сессиями.

Благодаря необъятному творческому наследию Баха, из которого лишь незначительная часть хорошо известна широкой публике, тема фестиваля неисчерпаема, а каждый концерт – уникален.

Эксклюзив – оркестр баховского фестиваля. Каждый год формируется заново, объединяя музыкантов-профессионалов, которые любят и хотят играть музыку Баха, совершенствовать своё мастерство в ней.

Ежегодно «Bach-fest» собирает огромное количество исполнителей со всего мира – профессионалов самого высокого уровня, истинных фанатов музыки Баха. В числе почетных гостей – прославленные европейские дирижеры, солисты, органисты и московский музыкальный критик Артём Варгафтик, который считает, что у Баховского фестиваля в Екатеринбурге «масштаб гораздо больший, чем даже масштаб одной страны, пусть и такой гигантской как Россия».

12986671_1083392741721147_389488119_oРассказывает художественный руководитель фестиваля «Bach-fest» в Екатеринбурге Тарас Багинец:

«Каждый фестиваль раскрывает новую тему, связанную с творчеством Иоганна Себастьяна Баха. Прошлые годы он был представлен в контексте немецкой и итальянской музыкальных культур. В 2016 году «Bach-fest» прошел под французским флагом. Эпоха правления двух Людовиков – XIV-го и XV-го – апогей красоты, изящества и гармонии в искусстве в целом, и в музыке в частности. Французское музыкальное искусство оказало ощутимое влияние на композиторские умы Германии, Италии, Англии и всей остальной Европы».

IMG_6347Бах и французская музыка постоянно «звучали» на фестивале. Панорамно – в концерте-открытии, где исполнялись два крупных ораториальных сочинения «Te Deum» Шарпантье и «Magnificat» Баха (солисты, Уральский академический симфонический оркестр и Симфонический хор Свердловской филармонии, дирижер Андрей Петренко). Камерно – в сюитах и кантатах с контртенором Сергеем Ваниным и в двух концертах с солирующим клавесином и музыкантами Уральского академического филармонического оркестра (скрипач Евгений Марков, флейтистка Жанна Лопатина, виолончелист Алексей Кудинов, клавесинист Тарас Багинец). Лаконично – в детской программе с участием учащихся Музыкального колледжа при Уральской консерватории. Виртуозно – в музыкальной легенде о состязании Баха и Маршана (органист Тарас Багинец, ведущий – Артем Варгафтик).

IMG_1707Французская тема фестиваля не только заявлена в музыкальной программе, но и продемонстрирована на уровне исполнительских школ. Главным участником концерта 21 марта, в день рождения Иоганна Себастьяна Баха, одного из ключевых событий «Bach- fest`a», стал органист собора Нотр-Дам де Пари Йоанн Вексо. Слушатели получили редкую возможность услышать музыку Баха в современной французской интерпретации.

«Необычным примером творческого альянса исполнительских школ, – считает Тарас Багинец, – стала традиционная Баховская академия, в которой ежегодно участвует Уральский молодежный симфонический оркестр и приглашенный европейский маэстро. Лидером Баховской академии-2016 стал французский органист, клавесинист и дирижер Мартен Жестер, руководитель страсбургского коллектива «Le Parlement de Musique», более четверти века специализирующегося на исполнении музыки эпохи барокко. В течение четырех репетиционных дней он готовил молодых музыкантов Уральского молодежного симфонического оркестра и Хор студентов Уральской консерватории к премьерному исполнению в Екатеринбурге двух баховских кантат на тему «Приди, Спаситель народов». Успех финального концерта фестиваля – итог творческого взаимодействия классической исполнительской школы и мастерства виртуозов старинной музыки».

Французская музыка и клавесин – новая краска в звуковой палитре фестиваля. Великолепный инструмент, точная копия французского клавесина 1730 года, уже сам по себе – жемчужина французского барокко.IMG_3531

Не случайно солирующий клавесин принял участие в трёх из девяти фестивальных концертах. Творчество Жана-Филиппа Рамо, создавшего для клавесина эффектные концертные пьесы, было представлено в двух концертах Тарасом Багинцом, ансамблем солистов Уральского академического филармонического оркестра и оркестром Баховского фестиваля. А в концерте-закрытии впервые в Екатеринбурге прозвучали камерные сочинения Рамо, Леклера, сольная клавесинная пьеса Дюфли, исполненные почетным гостем и участником фестиваля Мартеном Жестером и солистами московского оркестра старинных инструментов «Pratum integrum» Филиппом Ноделем (гобой), Сергеем Фильченко (скрипка) и Александром Гулиным (виола да гамба). Французский музыкант был искренне удивлен, что музыка, созданная 300 лет назад, звучит в нашем зале впервые и счел за большую честь представить ее екатеринбургской публике.

«Познакомить с музыкой эпохи барокко, так много значащей для искусства, и увлечь ею, а значит, в первую очередь, музыкой Баха», – в этом основную задачу фестиваля видит Тарас Багинец. Ежегодно авторы фестиваля дополняют программу музыкой предшественников, современников и последователей Баха – тех, у кого Бах учился, чью музыку он изучал, и для кого сам стал учителем. Сам Иоганн Себастьян Бах – в центре музыкальной вселенной. Неугасающая сила его творчества является плодом универсальности его музыкального языка. Баховская музыка понятна каждому, и исполнять ее могут все, кто владеет музыкальной грамотой. Она может звучать где угодно, на каком угодно инструменте, сохраняя при этом свою красоту.

Шестой по счету «Bach-fest» позади. Все его концерты прошли с аншлагами. Интерес слушателей к старинным шедеврам, которые из года в год щедро демонстрирует фестиваль, бесспорный. Потребность снова и снова погружаться в прекрасную звуковую стихию, вновь и вновь переживать волнующие моменты сценического воплощения великих образцов музыкального искусства приводит людей на концерты.

«Bach-fest» каждый раз встречают всем сердцем, как долгожданную весну – прекрасное время года, подарившее миру любовь и Баха.

автор Светлана АБУШИК