В Байройте завершился традиционный Вагнеровский фестиваль (Bayreuther Festspiele). В 2017 году он проходил с 25 июля по 28 августа.

Есть в календаре незыблемые даты. Например, 1 января наступает Новый год. В Байройте новый год – новый фестивальный год – традиционно наступает 25 июля.

В этот день со всех концов света (кстати, особенно много в последнее время гостей из Японии, одетых вместо вечерних нарядов в разноцветные кимоно) в маленький франконский городок съезжаются любители музыки Рихарда Вагнера, чтобы совершить ритуальное восхождение на Зелёный холм, где возвышается театр одного композитора – знаменитый Фестшпильхаус – и насладиться великой музыкой в безупречном исполнении…

Говоря о незыблемых традициях Байройта, нельзя в этот раз обойти вниманием один «календарный сбой». В 2017 году фестиваль фактически открылся на один день раньше, 24 июля. И связано это было с празднованием 100-летнего юбилея ещё одного «короля» Зелёного холма Виланда Вагнера (1917–1966), дяди Катарины. Ему было всего 49 лет, когда он ушёл из жизни, но он успел зарекомендовать себя как выдающийся режиссёр. Он поставил не только все музыкальные драмы Вагнера, но и обращался к творчеству Орфа и Верди, Рихарда Штрауса и Альбана Берга, Глюка и Вебера. Его разносторонность лучше всего находит сегодня отражение в художественных поисках его дочери Ники Вагнер, главы Бетховенского фестиваля в Бонне. Именно она явилась «режиссёром» юбилейного торжественного концерта в Фестшпильхаусе…

В рамках нынешнего фестиваля состоялся показ оперы «Тангшейзер» в формате KinderOper – так «аутентично» называется фестивальный проект «Вагнер для детей». Спектакль подготовила творческая группа, в которую уже несколько лет этого проекта входят Борис Шэфер (Schäfer), бессменный дирижёр проекта, а во «взрослой» жизни первый капельмейстер и музикдиректор Люцернского театра (Luzerner Theater) и музыкальный ассистент Байройтского фестиваля. Это и солисты: Тангейзер – Ханс-Георг Призе (Priese), Ландграф – Юкка Расилайнен (Rasilainen), Вольфрам – Кай Штиферман (Stiefermann), Вальтер – Штефан Хайбах (Heibach), Битерольф – Раймунд Нольте (Nolte), Элизабет – Каролина Венборне (Wenborne) и Венера – Штефания Хоутцель (Houtzeel). И конечно режиссёр – Софи Гереб (Geréb). Ей всего 27 лет; она родилась и выросла в Будапеште, затем переехала в Берлин, где в 2016 году окончила Берлинскую высшую школу музыки имени Эйслера (Hochschule für Musik „Hanns Eisler“ Berlin)…

Нынешний Байройтский фестиваль запомнился не «Кольцом нибелунга» «второй свежести» и даже не масштабным, с разнородным интертекстовым посылом, надрелигиозным «Парсифалем» Уве Эрика Лауфенберга (Laufenberg), поставленным впервые в 2016 году, а премьерой «Нюрнбергских майстерзингеров». Ровно через 10 лет после спектакля Катарины Вагнер ставить эту оперу в Байройт был приглашён интендант берлинской Комише Опер (Komische Oper) Барри Коски (Kosky). А на главную партию Ганса Закса – блестящий Михаэль Фолле (Volle), певший по иронии судьбы партию Бекмессера у Катарины. И вот, как Бекмессер отличается по таланту от Ганса Закса, так и нынешняя премьера выгодно оттеняет «события десятилетней давности»…

От Коски ждали откровенных провокаций. Ещё бы! Первый режиссёр еврейского происхождения, взявшийся ставить оперу, ассоциативно прочно связанную со съездами в Нюрнберге нацисткой партии. В итоге получился спектакль, который можно смело назвать настоящим творческим подвигом. Коски пришёл в Байройт не осуждать. По мнению режиссёра, преступно до сих пор ставить знак равенства между понятием «антисемитизм» и «творчество Вагнера». «Его искусство глубоко гуманистично, – считает Коски. – Необходимо снять с этого искусства клеймо антисемитизма, которого в нём нет ни капли». Вагнер – это такой же великий художник, каким был в своё время Ганс Закс; его творчество необходимо для мировой культуры, а пятнать его и на этом основании лишать себя этой музыки  – вредно и недопустимо.

…В самом конце спектакля стены зала суда расступаются; из глубины сцены выезжает широкий помост, на котором сидит целый оркестр. Ганс Закс, он же Вагнер, поворачивается к публике спиной и вдохновенно начинает этим оркестром управлять. Искусство одержало безоговорочную победу!

                                                                                              Мария Залеская,

собственный корреспондент «Музыкального журнала» в Байройте.

 

Комментарии: полностью статью Марии Залесской о Байройтском фестивале читайте в 7-8 (июль – август) номере «Музыкального журнала».

Фотографии для данной публикации любезно предоставлены пресс-службой Байройтского фестиваля.