Юбилейный год русской оперы

«Áîðèñ Ãîäóíîâ»_2014 02 07Красноярский театр оперы и балета первым в России и в мире открыл череду торжеств, посвящённых 175-летию великого русского композитора М. Мусоргского. В программе Пятого Международного музыкального фестиваля «Парад звёзд» 7 и 8 февраля состоялась премьерная постановка оперы «Борис Годунов» в первой авторской редакции композитора.

Таким щедрым подарком сибиряки отметили и начало Года культуры в России. Постановка «Бориса Годунова» в дважды юбилейный год – это со-production трёх российских театров: Красноярского государственного театра оперы и балета, Большого театра и Московского музыкального театра «Новая опера». Идейный вдохновитель и музыкальный руководитель столь масштабного проекта Дмитрий Волосников, дирижёр театра «Новая опера», с нынешнего сезона – главный приглашённый дирижёр красноярской оперы.

 

«Áîðèñ Ãîäóíîâ»_2014 02 07

Хроника премьеры

6 Декабря 2013

На старт, внимание, ПАРАД!

В Красноярском государственном театре оперы и балета с 7 февраля по 19 апреля пройдёт традиционный V международный фестиваль «Парад звёзд», посвящённый русской опере. Программа фестиваля отразит празднование юбилейных дат выдающихся русских композиторов: М. Глинки, М. Мусоргского и Н. Римского-Корсакова. На красноярской сцене выступят солисты и дирижёры ведущих российских и европейских театров.
Утверждена  февральская программа «Парада» – 7 и 8 февраля – премьера  оперы «Борис Годунов» Мусоргского в первой авторской редакции.

 

11 декабря 2014Пимен - Владимир Кудашев

Для «Бориса» льют колокола

В городе Тутаеве, Ярославской области начата отливка настоящих православных колоколов для постановки оперы. Девять колоколов общим весом примерно в тонну привезут в театр 26 декабря. Самый крупный из них – около полутоны и диаметром в один метр, другие – чуть меньше: 200, 150, 90, 60, 20 кг, – навсегда поселятся на арьерсцене театра. Применён особый способ отливки в землю, который использовали до революции и которым изготовлен знаменитый Царь-колокол. Звукоряд их выстроен специально для «Бориса Годунова», и каждый из колоколов имеет высоту согласно партитуре. В Красноярск колокола доставят в специальном деревянном каркасе, чтобы их не повредить.

 

13 Декабря 2013

Дар Большого театра

Большой театр преподносит в дар красноярскому оперному аутентичные костюмы и декорации к спектаклю. Они изготовлены по эскизам известных театральных художников П. Каплевича и Ю. Купера для  оперы «Борис Годунов» в постановке 2007 года.

Исполнять ведущие партии в премьерной постановке приглашены ведущие солисты  московского театра «Новая опера» – Владимир Кудашев, лауреат международных конкурсов Виталий Ефанов, Александр Скварко, Сергей Поляков, Сергей Тарасов. За дирижёрский пульт встанет главный приглашённый дирижёр театра Дмитрий Волосников (Москва). Режиссёр-постановщик – Надежда Столбова.

 

16 Января 2014

Колокола и костюмы отправились в дорогу

Две огромные фуры с долгожданным ценным грузом стартовали из Москвы в Красноярск.  Настоящие колокола общим весом около тонны  по прибытии смонтируют на звоннице в арьерсцене театра. Это подарок губернатора Красноярского края Льва Кузнецова.
Более восьмисот костюмов общей стоимостью около 67 миллионов рублей и декорации переданы Большим театром по Распоряжению Минкультуры России в безвозмездное пользование сроком на три года. Для такого количества парчовых и меховых шуб, расшитых драгоценными камнями, бисером и шёлком,  в театре подготовлено специальное хорошо проветриваемое помещение. В помощь костюмерам приедут три специалиста Большого театра.

3_Борис Годунов- Виталий Ефанов

21 Января 2014

Драгоценный груз прибыл

Фуры с драгоценным для театра багажом встречали директор театра Светлана Гузий, музыкальный руководитель постановки Дмитрий Волосников и режиссер-постановщик  Надежда Столбова.

Удивительной красоты костюмы к «Борису Годунову» разбираются костюмерами театра и готовятся к примеркам. Монтаж декораций на сцене начнётся 28 января.

 

29 Января 2014

Звонарь Владимир Дегтярёв прибыл работать в проекте

В Красноярск прилетел старший звонарь Ярославской митрополии Владимир Дегтярёв.  Он произвел предварительную настройку колокольного инструмента, а именно организацию системы звона (специальную клавиатуру и педаль), которая позволит одному музыканту управлять всеми девятью колоколами. Дегтярёв дал несколько мастер-классов для звонарей, которые станут работать с колоколами в дальнейшем.

6 Февраля 2014

Театр это храм

Накануне премьеры прошла торжественная церемония освящения колоколов. Значимое событие провел митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. Прочитав  полагающиеся молитвы и окропив святой водой колокола, расположенные на звоннице в арьерсцене, владыка поздравил Красноярский оперный с таким ценным приобретением, поскольку на сегодняшний день этот музыкальный инструмент есть только в Большом театре России. Владыка отметил, что в наши дни театр – один из немногих институтов, который определяет культурный уровень нации, является святым источником разумного, доброго, вечного. Завершилась торжественная церемония колокольным звоном уже освящённых колоколов.

( по материалам пресс-центра театра)

 

7 февраля

Премьера. Аншлаги.

Ведущие партии в премьерной постановке исполнили приглашённые  солисты театра «Новая опера». В заглавной партии  и партии Пимена выступили – Владимир Кудашев (7 февраля) и лауреат международных конкурсов Виталий Ефанов (8 февраля), Александр Скварко (Самозванец), Сергей Поляков (Шуйский), Сергей Тарасов (Варлаам).  Наряду с приглашёнными солистами в постановке приняли участие ведущие артисты красноярского театра: в партии дъяка Щелкалова, человека, до конца остававшегося верным царю Борису, – Александр Михалёв, Юродивый – лауреат международных конкурсов Евгений Балданов. В «мужской» опере женские партии представили Светлана Рацлаф-Левчук, Инна Сподина (партия Ксении), в партии Хозяйки корчмы выступила Дарья Рябинко. Масштабность действия подчеркнули массовые хоровые сцены, в исполнении которых помимо хора театра (главный хормейстер театра – Дмитрий Ходош) приняли участие хор учащихся Красноярского колледжа искусств (руководитель – Татьяна Ходош), а также  юные исполнители детской оперной студии театра (руководитель – Наталия Цюпа).

 

Дмитрий Волосников, музыкальный руководитель постановки.

– Моё сотрудничество с красноярским театром началось с проекта «Царская ложа» в марте прошлого года. Вместе с солистами «Новой оперы», красноярскими артистами и оркестром мы представили концертную версию двух произведений Мусоргского – «Хованщина» и «Борис Годунов», работу над которым мне захотелось продолжить.

Наиболее распространён в театрах второй вариант «Бориса Годунова», который представляет собою своего рода историческое эссе, где драма Годунова, время его правления рассматриваются через музыкально-исторические комментарии. В этой версии оперы есть «польский акт», много развёрнутых партий, персонажей, народные сцены под Кромами. Первая редакция Мусоргского для восприятия  современного зрителя более компактна по времени – занимает два с половиной часа. И поэтому более современна: как говорил мой учитель, Евгений Колобов – «мысль бежит сегодня гораздо быстрее».

Я помню постановку первой версии «Бориса Годунова», осуществлённую Евгением Колобовым и Ольгой Ивановой в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, когда впервые все услышали необыкновенное качественное звучание духовных песнопений и молитвы в опере. Вся драматургия спектакля и сценография Сергея  Бархина выстраивались по линии духовного прозрения Бориса.

Сегодня, обращаясь к первой, авторской, редакции оперы, мы ставим спектакль о человеке – Борисе Годунове, как и задумывал своё произведение композитор. «Борис Годунов» – это огромная, мощная партитура, требующая от дирижёра и исполнителей колоссальной эмоциональной психологической и профессиональной нагрузки.

Для меня лично очень ответственно и то, что партитура, подаренная мне Евгением Владимировичем Колобовым, содержит огромное количество деталей, важных пометок, штрихов, которым я стараюсь следовать в своей работе и своем понимании  оперной драмы. За долгие годы работы в театре «Новая опера» я стремлюсь сохранить  эти традиции в спектакле «Борис Годунов». Сама идея спектакля проросла во многом от звонницы. Когда Борис умирает, его сын Федор предчувствует этот скорый конец и для себя, и своей сестры. Поэтому у нас в спектакле он уходит по светящейся дороге, к колоколам. Это символ истинного пути человека, каждого из нас – дороги к храму, к покаянию и всепрощению.

В июне мы планируем показать спектакль на открытой площадке в программе Красноярского Международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона. И начиная с сентября, красноярцы смогут приходить в театр на «Бориса» каждый месяц, будем приглашать солистов мирового уровня, он должен жить полной жизнью.

 

Владимир Дегтярев, старший звонарь Ярославской митрополии.

– Колокольный звон сам по себе является очень сильным выразительным средством, где бы он не использовался – в храме или вне его. Мусоргский  довольно подробно распределил участие колокольного звона в общей музыкальной партитуре (при этом в аккордах и мотивах дал руководство для знающих опытных звонарей) и прописал характер звонов, так что, слыша их, человек сразу определит событие, о котором звонят. Колокольный звон в  ансамбле с оркестром имеет также свою специфику – он должен быть фоном для общего звучания музыки. Гармония и радость – вот главные условия совместной работы в музыкальном спектакле.

«Áîðèñ Ãîäóíîâ»_2014 02 07

Надежда Столбова, режиссёр-постановщик спектакля.

–  Главный интерес для меня в музыкальном театре – это личность, человек в событиях, в решении проблем, в духовной своей сущности. История Бориса Годунова – это не тема государственного правителя в «зеркале власти», решающего политические дела и запутавшегося в своем окружении… Это тема человека, который попал на вершину власти, совершил много хороших и полезных дел и при этом находится на переломе своей жизни. В момент острого эмоционального пика, потрясения, когда совесть не позволяет отрешиться от прошлого, настоящего и будущего. Тема государственного деятеля Бориса Годунова – ответственного за свой народ, за близких, раскрыта у композитора довольно подробно.

 

Виталий Ефанов, солист театра «Новая опера» (Москва).

–  С 2000 года, когда я был приглашён в труппу «Новой оперы» Евгением Владимировичем Колобовым, партии Бориса и Пимена в моём репертуаре занимают важное место. Обе сложны как психологически, так и музыкально. К тому же в красноярском театре мы исполняем первую авторскую редакцию Мусоргского (она идёт и в нашем театре), которая сейчас вновь вызывает в мире и России большой интерес. Партия Бориса Годунова сложна в проживании образа, для неё необходимо собрать все свои человеческие резервы, внутреннюю силу и правильно распределить кульминацию до самого финала. Главная задача для меня – не форсировать эмоции запредельно, сохранить при этом пение, вокальную выразительность  музыки Мусоргского.

 

Александр Скварко, солист театра «Новая опера» (Москва).

– Мой персонаж в спектакле, Григорий-Самозванец, – человек, лишённый любви, заблудившаяся душа, скиталец. Все надежды старца Пимена передать ему заветный труд оказались отвергнутыми. Гришка – как сегодняшние авантюристы – на карту своей жизни ставит совесть, честь и славу. Безумная бредовая идея довела Гришку до печального финала. Духовный и нравственный выбор он сделал в сторону разрушительной силы бесчестья, предал Россию и самого себя.

«Áîðèñ Ãîäóíîâ»_2014 02 07

Сергей Поляков, солист театра «Новая опера» (Москва).

– «Борис Годунов» всегда интересен. Сам Мусоргский ставит нам новые вопросы и задаёт новые темы, персонажи настолько глубоко прорисованы, что в каждой новой постановке и музыкально, и драматически  всегда остается огромное поле для исследования.

 

Владимир Кудашев, солист театра «Новая опера» (Москва).

–  Благодаря роли и партии Бориса Годунова певец вырастает как музыкант, человек, личность. Имея уже серьёзный опыт в своем театре и других, все же хочу заметить, что Красноярский театр оперы и балета – это моя родная сцена, здесь я учился в Академии, у Екатерины Константиновны Иофель, и мне очень важно было показать свой профессиональный рост. Хотелось, чтобы все, кто меня знал, слышал, помнил, увидели мою новую работу. В какой-то степени «Борис Годунов»  для меня оказался чем-то вроде «экзамена на зрелость».

 

Анжелика Лисова

Фото любезно предоставлены пресс-службой Красноярского театра оперы и балета, автор фото – Александр Мищенко.