Александра Яковлева — Юбилейный «Бухгольц»

Минувший сезон Омский музыкальный театр завершил помпезно, с размахом — околоисторическим балетом в двух действиях «Бухгольц», посвященным Ивану Дмитриевичу Бухгольцу и его роли в истории становления города Омска. Балет приурочили к 300-летнему юбилею, который Омск отмечал в начале августа 2016 года, а заодно — к 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева, чья музыка (наряду с произведениями Александра Бородина) сопровождает действо. Постановкой в целом и хореографией в частности занималась Надежда Калинина, лауреат VIII Международного форума «Золотой витязь», также вместе с Дарьей Модзалевской подготовившая либретто.

Имя Надежды Калининой на афише — уже гарант качества для омского зрителя. Практически все её постановки в музтеатре встречают аншлагом, и впоследствии они оказываются самыми посещаемыми публикой в течение многих лет. Так, летом 2015-го Калинина подарила омичам «Идиота» — наполненную символами и призраками постановку, сильную по визуальным решениям и актёрской игре исполнителей.

Посему от юбилейного «Бухгольца» многие ожидали высокого уровня по всем критериям. Тем неопределённей оказался результат труда авторов проекта. Балет «Бухгольц», бесспорно, продукт качественный, зрелищный, характеры персонажей метко и доступно раскрываются через рисунок танца исполнителей. Но этого нельзя сказать о сюжете в целом: если бы не подробное либретто, кто знает, сколько неискушённых в истории родного края зрителей поняли, о чём идёт речь в постановке. %d0%b1%d1%83%d1%85%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%86-1Так, первая же мизансцена, живописующая Петра I, настолько сосредотачивает внимание зрителя на фигуре первого лица государства (а там есть на что посмотреть!), что взаимодействующие с ним первые лица балета — сам Иван Дмитриевич Бухгольц (Андрей Матвиенко) и его верный Санчо Панса Парамон Лапшин (Сергей Шелепов) — поначалу абсолютно не прочитываются. И таких мелких зрительских «невключений» в течение постановки происходит чуть больше, чем это может быть извинительно. Впрочем, последних на премьере поджидало ещё одно разочарование. Дело в том, что сюжет балета, основанный на исторических событиях, всё же изобилует художественным вымыслом, да таким, что в корне меняет как характеры героев, таких и их роль в экспедиции Бухгольца. И это — совершенно альтернативная реальность с упрощёнными действующими лицами: обелённым Бухгольцем и очернённым губернатором Сибири князем Гагариным, с выдуманной любовной линией как обязательным элементом.

%d0%b111Диссонанс номер три заключался в музыке, используемой в балете. Как уже было сказано выше, это композиции Сергея Прокофьева и Александра Бородина. Естественно, в мизансценах с участием кордебалета, изображающего степных джунгар — главной угрозы походу Бухгольца, — звучит «Князь Игорь»: «Половецкие пляски», «Плач Ярославны» и другие известные композиции, что несколько «надорвало шаблоны» зрителям, сломало ассоциативный ряд. Когда под «Плач Ярославны» солирует главная джунгарка Сэтэржав со своими товарками, кому-то подобное может показаться по меньшей мере странным и неудобным для восприятия.

Впрочем, если отрешиться от навязчивых оперных ассоциаций и философски отнестись к искажению фактов в угоду зрелищности, балет «Бухгольц», как «вещь в себе», поставлен достойно. В плюс ему идут и декорационные решения (как всегда в балетах Калининой: минимум объектов — максимум функциональности); и продуманные до мелочей, с учетом погодных условий Сибири, костюмы; и предметы-символы, имеющие большое значение для раскрытия образов героев. Но главным достоинством балета являются сами герои постановки, воплощённые на омской сцене немногочисленной, но талантливой труппой музтеатра.

%d0%b1%d1%83%d1%85%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%86-2Несмотря на несколько смазанное «знакомство», главный персонаж постановки Иван Бухгольц становится в дальнейшем центром притяжения остальных действующих лиц. В исполнении Андрея Матвиенко (лауреат премии губернатора Омской области) Бухгольц предстаёт в первую очередь как человек чести, он радеет за государство, нежно любит жену, готов вступиться за угнетаемых и пресечь произвол. Для тех, кто горяч кровью и гневлив, Бухгольц становится отличным буфером — его несокрушимость в вопросах морали и чести почти не знает границ.

Но и на старуху бывает проруха: наш кругом положительный экспедитор подвергается испытанию любовью от пылкой Сэтэржав — Нины Маляренко (лауреат, дипломант Всероссийского и Международного конкурсов). Маляренко удалось создать поистине сильный образ, раздираемый страстями и противоречиями, супруги хана Цэвана Рабдана (Валентин Царьков). Сэтэржав, жена хана, пленница Гагарина, вынуждена правдами и неправдами выживать в жестокой среде, конструируемой мужчинами. Таким образом, Маляренко создаёт с помощью эмоций балетной пластики настоящий гимн чувственной женственности, борющегося феминизма. Угнетённая, Сэтэржав остаётся несломленной, и чисто женским коварством она добивается свободы от плена. С Бухгольцем её связывают весьма неоднозначные отношения любви-благодарности с её стороны и любви-опеки с его, сдобренные обыкновенной телесной чувственностью.

На фоне этой связи значимой становится небольшая, но яркая роль Валентина Царькова. Фигура хана, на первый взгляд, — исключительно функция, необходимая для сюжетной динамики. Но на поверку он оказывается личностью страдающей — столько боли отражается на лице Царькова, когда его персонаж, грозный и безжалостный вождь джунгарского племени, вынужден жестоко казнить свою любимую жену за предательство. Между любовью и долгом Цэван Рабдан выбирает, конечно же, долг, а посему он персонаж классицистически трагичный.

%d0%b1%d1%83%d1%85%d0%b3%d0%be%d0%bb%d1%8c-3Гораздо более сложный, противоречивый образ рисует нам заслуженный артист РФ Сергей Флягин, исполнитель роли Матвея Петровича Гагарина. В образе губернатора Сибири Флягину удалось сконцентрировать всю тогдашнюю Русь, до которой ещё не дотянулось петровское просвещение. Это и молодецкая удаль, и дремучее невежество, и хлебосольство, и азиатское двуличие, и самодурство высокопоставленной особы — гротеск-перевертыш самого Петра. Всё это Флягину удалось воплотить в эксцентричном, харизматичном, разудалом ухаре с плёткой, который побивает ею своих рабов и слуг так же, как император своих советников тростью.

Сам же Пётр в исполнении лауреата губернаторской премии Дмитрия Дерябина, даром что персонаж второстепенный, выглядит далеко не однобоко. Поначалу Дерябин делает всё, чтобы его герой считывался на два счёта: у него широкий и уверенный шаг, а хореографический рисунок состоит преимущественно из поз, известных зрителю по статуям императора. В сцене допроса во втором акте балета перед нами уже не классицистическая статуя, а человек-зверь. Пётр самолично пытает Бухгольца и Гагарина, он расхристан и жаждет правды, однако выбор свой делает в пользу Бухгольца под влиянием на всё готовой ради спасения мужа Марьи Дорофеевны (Анна Маркова, лауреат премии губернатора Омской обл.).

Несмотря на очень условную историческую привязку и некоторые сюжетные, постановочные и даже сценографические огрехи, двухактный балет «Бухгольц» — самобытная постановка, наполненная страстями и яркими красками, «объёмными» героями и хитросплетениями судеб, талантливой хореографией Калининой и музыкой великих композиторов, которая, как ни крути, очень органично вплетается в динамику событий.

автор Александра ЯКОВЛЕВА, 

филолог, литературовед, кинокритик

Фото Светланы Синельниковой