Эпическое хулиганство

НОВОУРАЛЬСК

Б. БРЕХТ, К. ВАЙЛЬ «ТРЁХГРОШОВАЯ ОПЕРА»

Новоуральский театр музыки, драмы и комедии, в репертуаре которого до недавнего была исключительно оперетта и музыкальная комедия, продолжает удивлять зрителя новыми постановками в самых разных жанрах. Очередная премьера этого сезона – легендарная «Трёхгрошовая опера» знаменитого немецкого драматурга Бертольда Брехта на музыку Курта Вайля, одно из самых эпатажных произведений ХХ века, сохраняющее свою актуальность и по сей день.

трехгрошевыйРазорвать стереотипы классического театра, сломать шаблоны и вывести из зоны комфорта как зрителей, так и самих артистов взялась Елизавета Бондарь – молодой московский режиссёр, недавняя выпускница мастерской Дмитрия Бертмана в ГИТИСе. Кроме неё, в постановочную группу вошли другие начинающие специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга: сценограф Михаил Кукушкин, художник по костюмам Яна Ханикова и балетмейстер Евгения Миляева.

– Как известно, «Трёхгрошовая опера» относится к эпическому типу театра, во всяком случае таков был авторский замысел, – рассказывает Елизавета Бондарь. – В нашей постановке очень многое решено с помощью ультрасовременного театрального языка, с которым новоуральцы судя по всему ещё не сталкивались живьём. Зрители должны понимать, что они придут на встречу с молодым «хулиганьём»! Для этого я постаралась задействовать в спектакле всех молодых артистов театра, распределив работу таким образом, что даже артистам балета пришлось играть драматические роли, и у них это получилось весьма достойно.

И надо сказать, что так называемый брехтовский «эффект о(т)чуждения», представляющий привычное с неожиданной стороны, сработал. Действие спектакля разворачивалось на сцене и перемещалось в зрительный зал. Участниками постановки становились рабочие сцены, билетёры и артисты оркестра, а также статуи Ленина и Мао Цзэдуна, картонные лошади, выбросы талька и барабанная установка в углу сцены, задающая ритм всему происходящему. Артисты проговаривают и обсуждают действия своих персонажей, обращаются к публике, ведут диалог на уличном сленге.

– Как мне кажется, зрителю такое «эпическое взаимодействие» очень важно, – говорит режиссёр. – Я не делала этот спектакль для какой-то конкретной узкой аудитории – он для всех. О самых серьёзных и сложных вещах мы стараемся говорить просто.

Как и было задумано, постановка получилась яркой, провокационной и неоднозначной. Зритель оценил прекрасные актёрские работы, минималистичную и при этом выразительную сценографию, услышал те самые шлягерные зонги, которые давно и прочно вошли в репертуар известных мировых исполнителей, увидел, как железный занавес способен разрушить стену между сценой и зрительным залом. О «Трёхгрошовой опере» Театра музыки, драмы и комедии говорят, её обсуждают. Премьера вызвала много споров и совершенно полярных мнений, что несомненно свидетельствует об её злободневности и своевременности.

март 3автор ЕВГЕНИЙ ГАГЛОЕВ

Фото предоставлено пресс-службой Новоуральского театра музыки, драмы и комедии.