Творческий вечер выдающейся балерины,народной артистки СССР Екатерины Максимовой

Учащиеся Московской государственной академии хореографии.

Учащиеся Московской государственной академии хореографии.

«И всё, что сделано тобой…»

Так назывался вечер, состоявшийся в Большом театре и приуроченный к 75-летию выдающей балерины, народной артистки СССР Екатерины Максимовой. Вечер был организован Фондом имени Галины Улановой, который возглавляет народный артист СССР Владимир Васильев.

Специально к юбилею Екатерины Сергеевны в фойе исторической сцены организовали выставку. Основную её часть составили работы из серии «Большие образы» художника Валерия Косорукова. Среди них – портреты Екатерины Максимовой и Владимира Васильева во время работы над известными партиями, изображения педагогов Максимовой – Елизаветы Гердт и Галины Улановой. Рядом с полотнами – костюмы, в которых Максимова и Васильев танцевали на сцене Большого театра.

Среди гостей вечера – мэтры отечественной культуры: президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, писательница Зоя Богуславская, актёр Владимир Зельдин, режиссёр Роман Виктюк, а также представители балетной труппы Большого театра во главе с педагогами-репетиторами Мариной Кондратьевой и Борисом Акимовым.

«Тайна сакуры». Исполняет – Саяка Такуда.

«Тайна сакуры». Исполняет – Саяка Такуда.

Но главным событием торжества всё-таки стал сам вечер, режиссёром которого стал Владимир Васильев.
Предпослав спектаклю стихи, на которые автора вдохновили семейные узы и годы творческого содружества с Екатериной Максимовой, Васильев открыл вечер хореографическим эпиграфом на музыку Мессы си-минор И.- С. Баха в исполнении израильского артиста Идо Тадмора и танцовщиков Большого театра.
«Вальс-фантазия» Глинки вывел на сцену учениц Максимовой. Под лирические аккорды оркестра, возглавляемого Павлом Сорокиным, в белоснежных пачках-шопенках кружились легкокрылые Марианна Рыжкина, Наталья Балахничева, Татьяна Предеина и Кристина Кретова. Их «акварельность» оттеняла мужественность и динамика премьера Большого театра Владислава Лантратова…
Все номера Вечера так или иначе напоминали о ролях и событиях жизни Екатерины Максимовой. Юные балерины из Московского государственного хореографического училища, одетые в костюмы знаменитых героинь Максимовой. Ян Годовский и Александр Могилёв – «Чип и Чап», чаплинская тема знаменитого фильма-балета «Старое танго» с участием Максимовой. Вулканический исполнитель фламенко, испанец Эдуардо Герреро с его «Сегирильей де Долорес», атмосферно связавший свой танец с экспрессией танца юной Максимовой в «Дон Кихоте»…
Художественным приношением Воронежского театра оперы и балета стала композиция «Земля обетованная», поставленная Раду Поклитару на музыку второй части фа-минорного концерта Шопена. И это тоже – дань уважения творческой позиции Максимовой, всегда поддерживавшей художественные эксперименты своих коллег.

Артисты балета Большого театра России.

Артисты балета Большого театра России.

Завершил Вечер сам постановщик. Владимир Васильев появился на сцене в одиноком луче света под посвящённое Екатерине Максимовой стихотворение Валентина Гафта «Фуэте» в исполнении автора. Последовавший за тем пронзительный номер-эпитафия заставил зрителей почувствовать и разделить горе постановщика Вечера от невосполнимой утраты жены и уникальной партнёрши…
И всё же финал Вечера был оптимистичны. Торжественности придали общие поклоны участников под музыку третьей части Шестой симфонии П. И. Чайковского, ностальгической просветлённости – увертюра к «Анюте». Со сцены в зал и на возлагаемые к её портрету букеты, вновь «смотрела» Екатерина Максимова. А переполненный зал почтил память великой балерины стоя.

Александр Максов
Фото любезно предоставлены Анной Клюшкиной.

P. S. Более подробную версию публикации смотрите в разделе «Рубрики», подраздел «Наши рецензии».