Рита Агаян — Вклад армянских музыковедов в развитии российского музыкознания первой половины ХХ века

(часть первая)

На протяжении 20-ого столетия целая плеяда армянских ученых – Комитас, В.Корганов, Х.Кушнарёв, А.Адамян, А.Шавердян, Г.Хубов, Г.Тигранян, Р.Атаян, А.Цицикян, Ш.Апоян, А.Шахназарова, Р.Хараджанян, Д.Арутюнянов, Э.Барутчёва, С.Саркисян, параллельно с изучением проблем национальной музыки, периодически обращались к рассмотрению фактов музыкальной истории российской культуры. Многие из них жили и работали в России, участвовали в прогрессе российского музыкознания – отдельными исследованиями, статьями и критическими публикациями, а также устной музыкально-критической и педагогической деятельностью, воздействуя на позитивное развитие разных сфер музыкального творчества и науки.

Первая часть статьи посвящена историческому периоду 1900-1930 годов. Здесь будут рассматриваться деятельность Василия Давидовича Корганова, Христафора Степановича Кушнарёва, Аршака Абгаровича Адамяна.

Все они определенный промежуток жизни жили и творили в Петербурге. Хорошо известно, что город на Неве сыграл выдающуюся роль в жизни и творчестве многих деятелей армянской культуры – поэтов, ученых, композиторов. Здесь получали знания, устанавливали творческие и дружеские связи с русскими коллегами, формировались идеалы новой культуры и «делались первые шаги к осуществлению дерзновенных замыслов». Так, В.Д.Корганов учился в Военном училище, А.А.Адамян закончил юридический факультет Петербургского университета, а Х.С.Кушнарёв – физико-математический факультет того же университета, сыгравшего, как известно, начиная с XIX века важную роль в подготовке многих крупнейших представителей армянской интеллигенции. Х.С.Кушнарёв получил также высшее музыкальное образование в Ленинградской консерватории, где совершенствовались в своем профессиональном мастерстве многие известные учёные-музыковеды, с именами которых связано становление армянского советского музыкознания, –  Тигранов Георгий Георгиевич, Коптев Сергей Владимирович, Тагмизян Никогос Киракосович, Худобашян Карине Эммануиловна.

KORGANOV_Vasilii_Davidovich1В последнее десятилетие XIX века началась деятельность выдающегося армянского музыковеда и публициста, крупного музыкально-общественного деятеля, одного из основоположников армянского музыкознания Василия Давидовича Корганова (1865-1934).

Уроженец Тбилиси, В.Корганов рос и воспитывался в культурной и образованной семье, где глубоко чтили национальные традиции и с большим уважением относились к русской культуре. С 1883 по 1988 года Корганов жил в Петербурге, где параллельно с учёбой в Военно-инженерном училище, благодаря содействию Цезаря Антоновича Кюи, получал доступ на концерты и лекции консерватории, что во многом способствовало его общему, культурному и эстетическому развитию, а также расширению творческого кругозора. «На Кавказ В.Д.Корганов возвратился образованным, эрудированным человеком, с развитым музыкальным вкусом, с опытом организации музыкально-педагогических знаний, организации музыкального исполнительства».

По возвращению в Тбилиси, Корганов начинает активную журналистскую деятельность, посылая свои корреспонденции в редактируемый Ц.А.Кюи журнал «Музыкальное обозрение».

С 1891 по 1901 гг. он состоял членом дирекции Тифлисского отделения РМО, активно участвуя во всех её работах. Он выступал с докладами на разные животрепещущие темы современности. А его доклад на тему «Пушкин в музыке» стал первым опытом постановки проблемы о связи литературы и музыки, перспективность которой подтверждена многочисленными исследованиями в советском музыкознании, посвященных теме «Пушкин в музыке». Перу Корганова принадлежат первая в русском музыкознании биография Джузеппе Верди и исследования жизненного и творческого пути Людвига ван Бетховена. Именно Корганов первым заметил вокальное и артистическое дарование 19-летнего Шаляпина и в отличие от «некоторых авторитетных музыкантов, увидел в Шаляпине будущего большого художника и своими рецензиями в прессе воздал должное таланту молодого артиста, подбодрив его, внушив уверенность в свои силы. Об этом, как известно, сам Шаляпин написал в автобиографии». Он был также одним из первых, кто откликнулся письмом в редакцию по поводу возвращения в Петербургскую консерваторию Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Константиновича Глазунова и Анатолия Константиновича Лядова.

Известно также об активном участии В.Д.Корганова в острой полемике по вопросам реформы музыкального образования. Результатом глубокого и всестороннего изучения музыкально-педагогического дела в России и Европе явился проект реформ в организации Имперского русского музыкального общества, представленного в 1898г. через дирекцию тифлисского отделения РМО.

 Василий Давидович принадлежал к кругу тех людей, которые с любовью окружали Петра Ильича Чайковского во время его пребывания на Кавказе. В богатом эпистолярном наследии Корганова глава, посвященная теме «Чайковский на Кавказе» занимает значительное место. Кроме своих личных воспоминаний, В.Д.Корганов поместил в своем труде газетные статьи и заметки, а также отрывки из писем самого Чайковского, свидетельствующие его пребывание на Кавказе. Позднее, в 1940 г. на основе этого раздела мемуаров Государственная публичная библиотека Арм.ССР к столетию со дня рождения великого русского композитора подготовила к печати книгу «Чайковский на Кавказе». Юбилейная комиссия «публикуя ее, была побуждена к этому стремлением внести свою лепту в общесоюзное дело собирания материалов для биографии П.И.Чайковского».

Большую ценность представляют статьи В.Д.Корганова о жизни и деятельности Александра Николаевича Серова, концертах Антона Григорьевича Рубинштейна в Тбилиси в 1891г. и его книгa «Музыка и ее представители», которая была окончена на Кавказе, в Коджорах и была издана на четырех языках.

Выдающиеся деятели армянской музыкальной культуры Х.С.Кушнарёв и А.А.Адамян вошли в историю российского музыкознания в первую очередь как педагоги-реформаторы и первопроходцы.

Христофор Степанович КушнарёвВ 1923г Христофор Кушнарев, уже имея солидный педагогический опыт, переехал в Петроград для завершения музыкального образования в консерватории, куда он поступал еще в 1912г. За два года учебы он заслужил высокую репутацию талантливого композитора и зрелого музыканта и поэтому по окончании консерватории он стал желанным членом преподавательского коллектива.

Известно, что в середине 1920-х годов в Ленинградской консерватории разразился кризис музыкального образования: преподавание теоретических дисциплин носили примитивно-эмпирический и догматический характер. Коренной перелом в музыкально-теоретическом образовании наступил в 1925г, когда при содействии проректора Александра Вячеславовича Оссовского в реформаторскую работу   были привлечены Юрий Николаевич Тюлин (курс гармонии), Пётр Борисович Рязанов (курс мелодики), Михаил Алексеевич Юдин (курс сольфеджио) и Христофор Степанович Кушнарёв (курс полифонии). О реформе учебного дела консерватории очень подробно пишет Х.С.Кушнарева в своей статье “Годы в Петербургской-Ленинградской консерватории (14). Среди теоретиков нового поколения Х.Кушнарёв был наиболее зрелым педагогом, имевшим уже опыт преподавания в Тбилисской консерватории и окрепшее еще в годы учёбы  убеждение коренного пересмотра курса полифонии. В историю российского музыкознания Х.С.Кушнарёв вошел как основатель Ленинградской полифонической школы  и как  автор методики преподавания полифонии, пришедший на смену господствовавшей во всем мире на протяжении более ста лет системы разрядов Фукса. Насколько этот метод оказался прогрессивным свидетельствует широко цитируемое высказывание ведущего полифониста XX века Пауля Хиндемита: «Этого не может быть!»

В основу своего курса Х.С.Кушнарёв положил два главных постулата – главенство мелодии и творческий подход к выполнению полифонических заданий. Примечательно то, что для оживления интонационной стороны работы в качестве тем фуг он просил студентов-композиторов избирать либо  темы, близкие их собственному стилю, либо народные мелодии. Такой подход  при известной многонациональности студенческого состава способствовал органическому усвоению курса полифонии.  Важным шагом на пути оформления своего метода явилось создание Х.С Кушнарёвым «Методической записки». «Фактически это единственное подробное изложение основ курса, поскольку Х.С.Кушнарёв так и не успел оформить в законченный научный труд свое видение полифонии. Но даже из этой «Записки” мы можем понять всю масштабность курса, его оригинальность, его детальную проработку».

1 (1)Другое важное новшество в образовательной структуре Ленинградской консерватории, а именно введение курса эстетики,  связано с именем  выдающегося эстетика и музыканта, педагога и композитора Аршака Абгаровича Адамяна (1884–1956),

С 1936-1943гг. А.Адамян жил в Ленинграде, где по приезде становится ученым секретарем Музыкального научно-исследовательского института (позднее Института театра,  музыки и кинематографии). Через год его приглашают в Ленинградскую консерваторию читать курс лекций по истории эстетических учений. В течении двух лет он является деканом теоретико-композиторского факультета,  погружается в кипучую организационно-методическую работу и быстро становится заметной фигурой в культурной жизни Ленинграда. Под его руководством вышеназванные учебные заведения сделались ведущими центрами научной искусствоведческой и эстетической мысли. Здесь он сближается со многими замечательными деятелями культуры – Иваном Ивановичем Солертинским, Романом Ильичом Грубером, Юрием Николаевичем Тюлиным, Борисом Александровичем Фингертом (ученый-философ) и с Христофор Кушнарёвым. Именно в Ленинграде проявились незаурядные способности и дарования Адамяна как исследователя, педагога, музыканта, философа. Как отмечает Светлана Корюновна Саркисян «присуще Адамяну редкое знание истории эстетики – от античных мыслителей до современных, в сочетании с природной склонностью к глобальному философствованию придавали особую весомость каждой из его исследовательских разработок. Если к сказанному добавить музыкальную эрудицию Адамяна, являющегося автором нескольких музыкальных произведений и оперного либретто, редактором ряда книг, например, тюлинского “Учения о гармонии”, то можно представить себе фундаментальность его знаний».

С начала деятельности в Ленинградской консерватории он совмещал педагогическую и научную деятельность, итогом которого стал курс лекций по истории эстетических учений, превращённый к началу 1941 года в первый том «Истории эстетических учений»– труд, «которому в те годы не было равных в советской научной литературе (и шире – в марксистской эстетике в международном масштабе)».

Всю свою жизнь А.Адамян посвятил изучению коренных вопросов общей эстетики. Но в центре его научных интересов всегда стояли вопросы философского осмысления  музыки. И поэтому, как утверждает Александр Александрович Фарбштейн: «С именем Адамяна связано становление советской музыкально-эстетической мысли. Наследие Адамяна как музыкального эстетика принадлежит всей советской музыкальной науке наряду с трудами таких выдающихся мыслителей, как Анатолий Васильевич Луначарский, Болеслав Леопольдович Яворский, Борис Владимирович Асафьев, Иван Иванович Солертинский».

Вторая часть статьи  будет посвящена историческому периоду 1930-1950гг. В ней будут рассмотрены деятельность Александра Исааковича Шавердяна и Георгия Никитича Хубова.

автор Рита АГАЯН,

музыковед, доцент Гюмрийского филиал Ереванской государственной консерватории им. Комитаса


КОРГАНОВ Василий Давидович [22 I (3 II) 1865, Тбилиси — 6 VI 1934, Ереван] – Заслуженный  деятель искусств АрмССР (1934). С 1888 жил в Тбилиси. В 1891—1901 директор и преподаватель теории музыки и эстетики в Музыкальном училище Тифлисского отд. РМО. В 1900 основал первый в Закавказье ежемесячный научно-литературный журнал на русcом  языке «Кавказский вестник», сыгравший важную роль в пропаганде культуры народов Кавказа (был редактором и издателем до 1902).В 1902-1904 слушал лекции по истории музыки в Берлине у О. Флейшера, М. Фридлендера, И. Вольфа. Участвовал в работе Международного муз. общества. С 1926 профессор-консультант Эриванской консерватории. В 1925—1930 пом. директора Гос. публичной библиотеки АрмССР, председатель Музсектора Госиздата Армении.

КУШНАРЁВ Христофор Степанович [23 V (4 VI) 1890, Симферополь — 25 I 1960, Ленинград] — советский композитор, муз. теоретик и педагог. Заслуженный  деятель искусств АрмССР (1939), УзССР (1943) В 1921—1923 преподаватель Муз. ин-та и конс. в Тифлисе. В 1944—1949 научный сотрудник и зав. сектором истории и теории музыки АН АрмССР.

АДАМЯН Аршак Абгарович [22 IV (4 V) 1884, Баку — 17 II 1956, Ереван] — Заслуженный деятель искусств Арм. ССР (1945).  В 1921-24 председатель Дома армянского искусства в Тбилиси; в 1924-26 директор консерватории в Ереване; в 1926-36 консультант Закавказского ЦИК по вопросам искусства. В 1944-49 старший научный сотрудник сектора философии АН Арм. ССР; в 1950-56 преподаватель эстетики в Художественно-театральном институте и консерватории в Ереване.