От минимализма к историзму. Новая «Тоска» на сцене Метрополитен

Главным событием музыкальной жизни начала года в Нью-Йорке стала премьера новой постановки оперы «Тоска» Дж. Пуччини на сцене Метрополитен. Заглавные партии исполнили: Соня Йончева, Витторио Григоло и Желько Лучич.

Питер Гелб, с 2006 года возглавляющий Метрополитен-Оперу, за долгие годы завоевал репутацию руководителя, тонко чувствующего настроение своего зрителя. Словно желая перечеркнуть нашумевшую историю с постановкой Люка Бонди в 2009 году, получившей много нелестных отзывов критиков (одни называли ее скандальной, другие скучной и невыразительной),  Гелб пригласил знаменитого режиссера Дэвида Маквикара и сценографа Джона Макфарлейна для создания дорогого и поражающего роскошью декораций спектакля.

Как признался Дэвида Маквикар, все, что увидели зрители на сцене, он нашел в музыке и не счел возможным просто упустить. Торжественная мощь увертюры, по его мнению, настраивает каждого, кто сидит зале на не менее помпезное и торжественное зрелище, которым должна стать сцена.
Масштаб построенных декораций действительно впечатляет. Джона Макфарлейна вдохновили на создание реалистичного убранства сцены шедевры архитектуры, в частности капелла Барберини церкови Сант-Андреа-делла-Валле. Для первого акта были воссозданы в декорациях запрестольный образ Успения заключенный между четырьмя коринфскими колоннами из античного розового мрамора и картины «Встреча Марии и Елисаветы» и «Лукина забирает тело св. Себастьяна».

Не менее грандиозно решены и другие сцены. Например, в финале появляется мрачная интерпретация скульптуры бронзового ангела. Архитектурный оригинал — работа Пьера Ван Вершафельта, украшающая римский замок Сант-Анджело с 1750-х годов.
27 января прямую трансляцию новой постановки Дэвида Маквикара из Метрополитен-Опера можно будет посмотреть и послушать во многих кинотеатрах по всему миру. А весной  партию Тоски в новой постановке исполнит Анна Нетребко.

Напомним, что «Тоска» Пуччини — это одна из самых популярных опер мирового репертуара. Впервые увидев блистательную Сару Бернар, игравшую Тоску в пьесе Сарду, Пуччини решил использовать сюжет о трагической любви примадонны для своей оперы. Поле премьеры «Тоска» получила противоречивые отзывы, однако, пьеса Сарду быстро была забыта, а опера – не сходит со сцен всех мировых площадок. Пуччини создал завораживающую звуковую атмосферу Рима начала XIX века. Друг композитора дон Паникелли даже помогал ему в работе над воссозданием подлинного звона колоколов в окрестностях замка Сант-Анджело. Под сильное воздействие музыкальных образов шедевра Пуччини попадает зритель уже на протяжении многих десятилетий, а арии Каварадосси «Recondita armonia», «E lucevan le stelle» и Тоски «Vissi d’arte» являются одними из самых исполняемых.

Информация взята с официального сайта театра Метрополитен-Опера.
Фото спектакля, макетов декораций и копии эскизов были официально предоставлены пресс-службой театра Метрополитен-Опера специально для сайта «Музыкальный журнал».
Авторы фото – Эн Рэй и Кен Говард.