Оркестр голосов

Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии с огромным успехом выступил в городах Германии — Бад-Херсфельде и Кронберге в рамках Международного Строгановского фестиваля.

Песнопения в храмах XI и XV веков
Кронберг — город в земле Гессен. Поселение получило статус города в 1330 году от Людовика IV, короля Баварии.
В Кронберге провёл последние годы жизни и скончался немецкий врач, путешественник и этнограф Карл фон ден Штейнен. А Кронбергский замок Фридрихсхоф известен как резиденция вдовствующей императрицы Виктории, где она жила после смерти мужа из-за неприязненных отношений с сыном — кайзером Вильгельмом II. Это самое старое здание города.
В 1946 римский папа Пий XII объявил город центром духовной миссии, которая занималась доставкой гуманитарных грузов в Германию и помощью немцам, бежавшим из восточной Европы.
Современный Кронберг, благодаря живописной местности Таунус, известен как элитный курорт.
Церковь Святого Иоганна — евангельская церковь, в которой выступал прославленный коллектив Пермской филармонии, существует с 1440 года. В первое же десятилетие своей истории этот прекрасный храм вместе со всем городом пережил жуткий пожар. Полностью кирха была восстановлена лишь в 1965-1967 годах, тогда же в ней появились большие изображения двенадцати апостолов. Цветная роспись потолочного свода относится к 1617 году: между симметричными орнаментами эпохи Возрождения играют и музицируют Путты, которые также размахивают оружием и флажками с эмблемами Кронбергского герба. Над входом в Хоры большая настенная роспись посвящена изображению Страшного суда. Впечатляют также многочисленные надгробные памятники средневековым рыцарям и их женам.
Два из четырех сегодняшних колоколов церкви датируются 1466 годом: еще два были конфискованы во время Второй мировой войны, а один найден в 1947 году на гамбургском колокольном кладбище и возвращен в Кронберг. В 1956 году звонница дополнена двумя новыми колоколами.
Кстати, в этой великолепной кирхе на 300 мест очень любят выступать российские музыканты. Мстислав Ростропович так часто бывал в этом храме с выступлениями, что организовал при нем Академию виолончелистов.
Бад-Херсфельд – город также в земле Гессен, его история началась приблизительно в 769 году. Именно тогда последователь архиепископа Майнцкого Бонифациуса Луллус основал тут, на границе с Тюрингией, монастырь для бенедиктинцев. Вокруг монастырского замка постепенно образовался поселок, который с каждым годом расширялся, и в 1170 году впервые был упомянут в рукописях, как город Херсфельд.
В 1761 году французы, получившие поражение в результате Семилетней войны с Пруссией, подожгли при отступлении старинный монастырский замок. Его развалины, самые крупные руины романского монастыря в Германии, сохранились по сей день.
В 1904 году в Херсфельде обнаружили источники целебной воды. Так город стал бальнеологическим курортом. И в 1949 году к его названию добавили соответствующую приставку «Бад», то есть «курортный».
Далеко за пределами земли Гессен его прославили также на протяжении вот уже 50 лет ежегодно проводимые здесь летние праздники культуры. Знаменитые развалины древнего романского монастыря превращаются в это время в единственный в своем роде театр под открытым небом, на подмостках которого демонстрируют свое искусство артисты и оперные певцы со всего света.
Евангелическая городская церковь, в которой состоялось выступление Уральского камерного хора, стоит в Старом городе Бад-Херсфельда. Ее поразительный шпиль — достопримечательность города.
Кирха — готическая трехнефная, с высоким сводом крытая церковь.
Первым церковным сооружением на месте нынешней городской церкви было главное пространство длиной 12,6 м и шириной 7,4 м, к которому на востоке примыкал прямоугольный хор. Это сооружение датируется 1060 годом на основании сроков в поселении. Эта конструкция в последующие 420 лет активно расширялась. И внешность храма с тех пор сохранялась почти без изменений. Интерьер был значительно изменен лишь кальвинистскими картинными башнями и двумя большими пожарами, которые пережила церковь.
В 1952 и 1953 годах были проведены раскопки под церковным полом, что позволило проследить развитие городской церкви до начала эпохи Высокого Средневековья. При этом были восстановлены давно исчезнувшие средневековые украшения. Они освободили завершающие камни в сводах от известкового покрытия и снова раскрасили их в свои первоначальные яркие цвета.

Песня как молитва
В Германии Уральский государственный камерный хор представил премьеру программы «Пять веков русской духовной музыки».
Уникальная программа a capella позволила слушателям пройти путь длиной в пять столетий. Был исполнен напев Валаамского монастыря «Днесь раждается от Девы» (16 век) и прозвучали лучшие духовные песнопения таких русских композиторов, как Никола Дилецкий (17 век); Дмитрий Бортнянский (18 век); Павел Чесноков, Николай Черепнин, Пётр Чайковский (19 век); Сергей Рахманинов, Георгий Свиридов, Альфред Шнитке (20 век) и наш современник Антон Висков.
Осуществляя главные задачи Международного Строгановского фестиваля Пермской филармонии — просветительская миссия, связь с историческими корнями и «местами силы», продвижение культурного имиджа Пермского края, пропаганда хорового искусства, народной и духовной музыки, развитие международных связей – Уральский камерный хор продемонстрировал немецким слушателям русскую национальную школу пения — одну из величайших и самобытных школ мира.
В Кронберге выступление коллектива Пермской филармонии под руководством народного артиста РФ Владислава Новика было вписано в Рождественскую службу, которые по всей Европе начинаются задолго до официального праздника.
Гастроли хора совпали с традицией Adventа (от латинского adventus), что переводится как «пришествие». В западном христианстве — это период духовного настроя на явление Спасителя, а также внешней, «атрибутивной» подготовки к Рождеству, которому предшествуют четыре Адвента — четыре воскресных дня. Зажигая последовательно свечи на рождественском венке (одну в первый Адвент, две во второй и т.д.), немцы отсчитывают время, оставшееся до праздника. Практически сразу же после четвертого Адвента наступает Сочельник (в Германии Heiliger Abend, Heiligabend) — кульминация праздника!
Кстати, Рождественский календарь, или календарь Адвента (нем. Adventskalender), для немцев, как матрешка для русских. Его покупают во всем мире, вплоть до Японии и Саудовской Аравии, а президенты ША фотографируются на его фоне со всей семьей.
В Евангелическом храме была зажжена первая свеча. Пастор произнес торжественную проповедь, а прихожане, наряженные в костюмы, разыграли сценки рождения Спасителя и дары ему от Волхвов из Евангелия. Затем состоялась творческая встреча Уральского государственного камерного хора Пермской краевой филармонии с Ораториальным хором центральной городской евангелической церкви г. Бад-Херсфельд (Hersfelder Kantorei der Evangelischen Stadtkirche Bad Hersfeld).
Кантор огромной Кронбергской церкви на 700 мест Себастьян Бетге поблагодарил коллектив Пермской филармонии от имени всех прихожан и слушателей и выразил надежду, что это не последняя встреча с одним из лучших российских хоров.
Маргарита Неугодова

Статья в немецкой газете
Уральский Государственный камерный хор поразил слушателей русскими православными сочинениями
Вера Хаттенхаузен
Бад-Херсфельд – первая предрождественская свеча в городской церкви еще не была зажжена, когда выступал Уральский Государственный камерный хор Пермской филармонии.
И все же очень скоро после начала концерта наполнивших церковь слушателей охватило радостное чувство празднования Рождества, хотя известная в западных церквях рождественская песня и не звучала.
Проникновенно и трогательно исполненные русские церковные православные песни дарили слушателям ощущение счастья. Программа была большим букетом сюрпризов, так как музыкальная экскурсия в 17-21-е столетия содержала песнопения божественной литургии, которые в наших местах можно услышать очень редко.
Для очарованных слушателей было открытием, как прекрасно может быть воспето благочестие еще и по-другому. 27 высокопрофессиональных участников хора под руководством Владислава Новика превратили этот концерт в особенное событие. По уровню вокального исполнения сразу угадывалось, что хоровое пение в России имеет давние и богатые традиции. И в этих богослужениях звучание является важной составной частью при пении молитв Богу и воспевании красоты бытия. В православных богослужениях, собственно, нет никаких музыкальных инструментов, также и на концерте в городской церкви в них совершенно не было необходимости.
Многоголосное пение со своей красотой звучания и тонкими контрастами наполняло пространство храма и зачаровывало слушателей. Ярким акцентом стали два сольных исполнения — Жанны Потаповой с её «Ангел вопияше» Чеснокова и Константина Третьякова, исполнившего молитву «Радуйся, Мария, благодати полная» из «Всенощного бдения» Рахманинова. Бурными аплодисментами благодарили слушатели обоих исполнителей.
Такие сочинения как «Отче наш», «Тебе Бога хвалим» Бортнянского и «Слава Пресвятой Троице» Свиридова раскрывают замысел этой музыки: каждая песня – это молитва.