Потомок князя Юсупова продирижирует оперой «Распутин» в «Геликоне»

                                                   9 февраля в Санкт-Петербурге в Доме Актера им. К.С. Станиславского состоялась необычная встреча журналистов с австралийским дирижером Александром Бригером и художественным руководителем Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрием Бертманом.

Александр Бригер – маэстро с мировым именем, впервые приехал в нашу страну для того, чтобы продирижировать оперой американского композитора Джея Риза «Распутин». Спектакль пройдет впервые на сцене зала «Стравинский»  театра «Геликон-опера» 10 и 11 февраля и приурочен к 100-летию Февральской революции. Участие Бригера в возобновлении «Распутина» (опера была поставлена Дмитрием Бертманом в 2008 году) символично, поскольку маэстро является правнуком князя Феликса Юсупова, исторической личности и одного из ключевых персонажей оперы.

Визит Александра Бригера в Санкт-Петербург так же носил символический характер, маэстро посетил Юсуповский дворец на реке Мойке, которым владели пять поколений князей Юсуповых, и где состоялось историческое событие, отраженное в сюжете оперы, —  убийство Григория Распутина Феликсом Феликсовичем.

 О своих чувствах в связи с этим визитом Александр Бригер рассказал журналистам на встрече в Доме Актера: «Это достаточно странно, я всегда чувствовал тесную связь с русской культурой, хотя раньше никогда не бывал в России. Я убежден, что русскую музыку я понимаю больше и сильнее, чем какую-либо другую. У меня самые восторженные впечатления от этого прекрасного города, мы начали сегодняшнее путешествие с посещения Некрополя мастеров искусств Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, где возложили цветы на могилы Чайковского, Даргомыжского, Достоевского. Это было очень важно для меня…».

IMG_4151«Я предвкушаю момент, который произойдет завтра, когда Александр будет руководить оркестром во время сцены убийства Распутина Феликсом…» — сказал Дмитрий Бертман. Предстоящий спектакль действительно обещает быть эмоционально насыщенным, ведь Александра Бригера не оставляют равнодушным события далекого прошлого, связанные с его предком. Но как же судьба свела двух этих творческих людей вместе, с чего началась история спектакля?

 Она началась во второй половине прошлого века. Американский композитор Джей Риз всегда проявлял значительный интерес к русской музыке. Он стал автором ряда статей, посвященных А. Скрябину и Н. Метнеру, неоднократно выступал с докладами в России, а также входил в жюри многих известных музыкальных конкурсов. Однако, интерес к нашей стране не ограничивался у Риза только музыкальной культурой, его захватила история, в особенности события начала двадцатого столетия.  «У этого человека всегда были очень тесные взаимоотношения с Россией. Он жил в Петербурге, много времени  проводил в архивах, изучая историю…» — пояснил Бертман

 Результатом исследований Джея Риза стала опера «Распутин», автором либретто которой выступил так же сам композитор. Мировая премьера состоялась в New York City Opera. Партию Александры Федоровны тогда исполнила знаменитая примадонна Беверли Силлз. Во время одного из визитов в Россию Риз посетил «Мавру» Стравинского в театре «Геликон — опера» и передал клавир и партитуру Дмитрию Бертману, с надеждой, что когда-нибудь им будет осуществлена постановка оперы в России. Премьера в России состоялась только в 2008, специально для нее либретто с английского было переведено композитором на русский язык (что заняло в общей сложности два года).

  «Распутин» стал громким событием музыкальной жизни столицы и вызвал резонанс в критике, потому что произведение Джея Риза уникально. Его либретто, основано исключительно на реальных исторических фактах без характерного для жанра преувеличения или приукрашивания.

 FullSizeRender«Думаю, в первую очередь меня заинтересовал сюжет «Распутина» — это редкий пример конца двадцатого века, когда опера существует не во имя музыки, а во имя того, чтобы показать, как проходит история. Спектакль получился очень эффектным и красивым, он начинается довольно жуткой сценой в секте «Хлысты», в которой состоял Распутин. Мы показали царскую семью в Зимнем дворце, раскрыли трагедию Александры Федоровны, убийство семейного врача в кабаре клубе и многие другие события… История заканчивается убийством Распутина, прописанным во всех подробностях, и приходом к власти большевиков. Опера написана современным языком, музыка местами атональная, где-то переходит в более тональную, Риз так же использовал цитирование. Например, во время сцены в Зимнем дворце, когда царская семья смотрит балет, композитор вставил фрагменты музыки Чайковского (из «Лебединого озера» и других балетов), в другой сцене он вписал гимн российской империи: «Боже, Царя храни!», а во время сцены в кабаре отчетливо звучит лейтмотив мюзикла…» — рассказал Бертман.

 Сюрпризы судьбы не закончились громкой премьерой спектакля в 2008 году. В Торонто во время работы над постановкой «Из мертвого дома» Леоша Яначека Дмитрий Бртман познакомился с Александром Бригером. Режиссер  вспомнил, как произошла эта встреча: «Из мертвого дома» — это одна из сложнейших опер, которые я ставил. Алекса тогда пригласили дирижировать, потому что он  не только талантливый музыкант, но еще и специализируется на операх Яначека. Мы с ним замечательно сработались, ведь он потрясающий дирижер, в него всегда влюбляется оркестр и солисты. Однажды в разговоре он признался, что и сам русский. Алекс рассказал о своей семье, и выяснилось, что он один из потомков князя Юсупова! Конечно, я сразу пригласил его приехать поработать вместе со мной в России, ведь он никогда не был в нашей стране. Идея, что Алекс должен продирижировать оперой «Распутин» родилась еще тогда, но воплотить ее  в жизнь удалось только сейчас. В 2017 году я решил, что пришло время возобновить этот спектакль и я рад, что за дирижерским пультом будет именно этот человек…».

 Заканчивая разговор Дмитрий Бертман отметил, что Алекс Бригер приехал в нашу страну в первый, но не в последний раз. Алекс Бригер и в следующем году будет руководить оркестром, когда будет проходить следующий блок спектаклей «Распутин».

Александра Башловкина.

Собственный корреспондент «Музыкального журнала». Санкт-Петербург.