Опера «Тоска» Джакомо Пуччини прозвучала на 58-м Международном музыкальном фестивале «Мир, Эпоха, Имена…» в Ульяновске.

Концертное исполнение одной из самых популярных опер мирового репертуара прошло 7 марта в Ленинском мемориале. Грандиозное событие в культурной жизни нашего региона состоялось благодаря замечательному творческому тандему ульяновских и приглашённых артистов.

Вокальные партии исполнили ведущие солисты российских оперных театров: Мария Литке (Михайловский театр, Санкт-Петербург), Заслуженный артист Республики Бурятия Михаил Пирогов (Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского), Марат Мухаметзянов (Приморская сцена Мариинского театра, Владивосток), Александр Баев и Николай Колесников (Саратовский академический театр оперы и балета), Максим Осокин (Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва), Артем Борисенко (Центр оперного пения Галины Вишневской, Москва), а также, юная ульяновская вокалистка Дарья Белякова.

В постановке участвовали Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением художественного руководителя и главного дирижёра Ильи Дербилова, хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета (художественный руководитель – заслуженный работник культуры РФ Лариса Филянина).
Перед концертом кандидат искусствоведения Ирина Кривошеева выступила с лекцией «Музыка Италии и опера Пуччини «Тоска», в которой рассказала о музыкальном языке и драматургии оперы «Тоска» и о творчестве итальянского композитора Дждакомо Пуччини.

В концертной постановке оперы в Ульяновске присутствовали элементы театрализации, подчеркивающие драматические моменты развития сюжета, интересные режиссерские решения в отношении звука: хор, являясь участником событий, находился то в зрительном зале, то высоко на балконах, как бы «на хорах» в церкви. Исполнение сопровождалось трансляцией на экран титров и сценических картин.
«Это потрясающая музыка — очень яркая и насыщенная, мелодии из оперы известны многим, сам сюжет, написанный на итальянский манер, любовный треугольник и убийства – вызывает интерес у почитателей классики. Мы очень тщательно работали над партитурой, проанализировали много записей, пытались максимально приблизиться к оригиналам, к эталонам. В спектакле заняты прекрасные солисты, наверное, в нашей стране они являются одними из лучших исполнителей этих партий. Мы взяли на себя смелость их пригласить, и думаю, оркестр соответствовал высокому уровню исполнения», — рассказал Илья Дербилов.

Мария Литке отметила, что партия Тоски требует полного погружения в роль. «Иногда даже бывает, что до спектакля я какое-то время — частично Тоска, то есть, становлюсь порывистая, эмоционально разная в жизни. Это такая роль, которая требует большой отдачи, я продолжаю ее совершенствовать. Безусловно, эталоном является Мария Каллас. Мария Гулегина тоже ее пела, и долгое время была «номер один». Но повторить это невозможно. Я пересмотрела очень много записей исполнителей этой партии. Конечно, нужно искать свое, но вдохновляться эмоциями, мастерством возможно и нужно», — поделилась творческими секретами певица.

«Всегда перед спектаклем я молюсь о том, чтобы люди, которые пришли в зрительный зал, оставили негатив и переживания, чтобы они освободились от своих проблем и наполнились чувством уверенности. Вообще, работа артиста на сцене должна быть полноценной. В первую очередь, артист должен верить в то, что он делает. Только тогда зритель поймет и почувствует происходящее на сцене. Лучано Паваротти говорил: «Когда я выхожу на сцену, я иду умирать». То есть, каждый раз, выходя на сцену, нужно отдаться полностью, как в последний раз», — пояснил артистическое кредо исполнитель партии Марио Каварадосси Михаил Пирогов.

Как отметила лектор-музыковед Ирина Кривошеева, в последние годы оперные постановки стали постоянной составляющей фестивальных программ. «В исполнении ведущих солистов оперных театров России и Ульяновского симфонического оркестра ульяновским зрителям уже были представлены знаменитые оперы Верди, Бизе, Чайковского… Из опер Пуччини, наверное, многие помнят постановку «Богемы». И если в оперных театрах каждый новый спектакль готовится к премьере не один месяц, то в наших условиях «собирать» вокальную и инструментальную части спектакля приходится буквально за одну-две репетиции. Конечно, оркестр и певцы готовятся к этому событию заранее, но вместе артисты встречаются только за пару дней до спектакля, что представляет большую сложность для всех участников постановки. Особая нагрузка, конечно, ложится на дирижера. К счастью, и солисты, и дирижер, и оркестр справились с этой задачей блестяще — финал спектакля просто утопал в аплодисментах. И голоса артистов, и оркестр звучали великолепно. Хор, стоявший в верхних ложах, и девочка, пропевшая песенку Пастушка в верхней части зрительного зала, — эти приемы раздвинули сценическое пространство, усилили черты театральности в постановке оперы. А внутреннее сценическое волнение, помноженное на предельную собранность всех участников, наверное, добавили еще больше экспрессии в накаленную эмоциональную атмосферу оперы Пуччини. Уже сейчас можно утверждать, что опера «Тоска» станет одним из самых ярких событий 58-го фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», — прокомментировала кандидат искусствоведения Ирина Кривошеева.