Опера на 10 с плюсом

Несмотря на внезапно обрушившуюся на Кубань осень, на  премьере оперы Россини «Севильский цирюльник» каскадом солнечных зайчиков рассыпался упоительный Джоаккино. Рецепт осеннего антидепрессанта представила команда из Санкт-Петербурга: музыкальный руководитель и дирижёр постановки Владислав Карклин (Мариинский театр), режиссёр Николай Панин и художник Елена Олейник.

Неожиданно главной интригой премьеры стало назначение на генеральную репетицию и первый премьерный показ артистов из молодёжного состава труппы. Новость, что в первый премьерный день спектакль поют не корифеи, а дебютанты, взорвала интернет, разделив до сих пор спокойно-благополучных и единодушных краснодарских поклонников оперы на традиционалистов и приверженцев «новой волны». К чести труппы, опытные артисты к успеху молодёжи отнеслись доброжелательно. Состав мастеров был замечателен и привычно оправдал ожидания (Розина — заслуженная артистка Кубани Наталья Бызеева, Альмавива —  заслуженный артист Кубани Владислав Емелин, Фигаро — заслуженный артист Кубани Владимир Кузнецов, Базилио — Владимир Гадалин). Мне же доставляет удовольствие набирать на клавиатуре новые имена, которые, несомненно, украсят страницы новейшей оперной истории Краснодара: Розина — Татьяна Ерёмина, Альмавива — Артём Агафонов, Фигаро — Максим Рогожкин, Базилио — Степан Яковлев. Ансамбль дополнил великолепный Бартоло, один на обе «сборные» — заслуженный артист Кубани Алексей Григорьев.   

Увертюра прозвучала свежо и задиристо, словно обещание грядущих авантюр. Неожиданно вспомнилось, что эта музыка — современница Пушкина. В ней есть то, что нас восхищает в поэзии русского гения: ирония, ясность, стройность, грация и простота. Донести кажущуюся простоту до слушателей, чтобы исполнение соответствовало стилю музыки, оказалось достаточно сложно.

— Для меня было важно раскрыть красоту и радость этой оперы. Важно, чтобы музыканты не просто исполняли ноты, но делали это в соответствии с заданным стилем, — говорит Музыкальный руководитель постановки «Севильского цирюльника» дирижёр Владислав Карклин. Дирижёр был поражён терпением и целеустремлённостью артистов оркестра. Хор под руководством заслуженного деятеля искусств Кубани Игоря Шведова порадовал точностью исполнения партий и живостью характеров.

В краснодарской постановке есть и абсолютный эксклюзив. Для финала 1-го акта на словах «в голове звучит кузница» дирижёру потребовался задорный, звонкий тембр. У концертмейстера группы ударных инструментов заслуженного артиста Кубани Дмитрия Буренова очень кстати нашлась… сковородка. Его соло на сковородке, как в целом и остроумный, неожиданный, до абсурда парадоксальный финал с ожившими механизмами и замедленной съёмкой – словно весь мир «сошел с резьбы» — заслуживают того, чтобы посмотреть спектакль ещё раз.  

— Я ставлю спектакль для зрителей, которые впервые пришли в оперу и захотели бы прийти в неё снова, — говорит режиссёр-постановщик Николай Панин. В его режиссёрском решении просвечивают черты «оперного гуманизма». Герои оперы лишены пафоса – они не злодеи и не образцы альтруизма. Просто – люди, помещённые режиссёром в предлагаемые обстоятельства.

Действие оперы происходит в доме «доктора всяческих наук» Бартоло. Художник Елена Олейник «инкрустировала» лабораторию сумасшедшего учёного элементами стимпанка. Вопреки традициям, Бартоло собирается жениться на Розине не из-за денег, а скорее из нежелания что-либо менять в своей жизни. Самым неожиданным оказался образ Базилио — безудержный фантазёр, для которого распространение слухов – творческая манера жизни.

Режиссёрская фантазия, сдерживаемая рамками либретто, «отыгралась» на второстепенных персонажах. Служанка Берта (её играют заслуженная артистка России Анастасия Подкопаева и заслуженная артистка Кубани Елена Семикова) – гастарбайтер из Средней Азии в поисках лучшей доли. Но самым отвязным получился немой и очень глухой персонаж — слуга Амброджио в исполнении заслуженного артиста Кубани Сергея Тесля, некий лабораторный артефакт, воплощение духа этого безумного, безумного дома.

На стороне обаятельного Амброджио были все симпатии зрительного зала. В особенности он понравился пришедшим на спектакль ученикам 4 «Б» класса гимназии 87, которые в антракте в красках пересказывали содержание 1-го акта. Мультик «Гроза» в конце второго привёл малышей в неописуемый восторг (видеоконтент – Татьяна Баранова).

— Я убеждён, что наш спектакль будет понятен детям от десяти и выше, — подводит черту дирижёр.

Премьера на «десять с плюсом» – это ли не оперный гуманизм?..

автор Нелли ТЕН-КОВИНА

Творческое объединение «Премьера» им. Леонарда Гатова, Музыкальный театр

г. Краснодар