Мария Юрченко — Музыка Великого поста

Одним из ярких событий Великопостного музыкального сезона в Москве стал концерт Праздничного мужского хора Новоспасского монастыря в Доме архитектора. Программу вечера составили лучшие образцы духовной музыки, написанной русскими композиторами XVIII-XX веков на богослужебные тексты Великого поста.

 В дни Великого поста, 30 марта, в Центральном доме архитектора состоялся особенный концерт. Он недаром получил название Великопостного. В этот вечер на сцене выступал один их лучших хоровых коллективов Москвы – праздничный мужской хор Новоспасского монастыря, в исполнении которого прозвучали песнопения Великого поста на музыку русских духовных композиторов – Архангельского, Крупицкого, Львовского, Веделя, Шорина, Чеснокова, Кастальского и других. Панорамнымхудожественным содержанием программу концерта наполнили стихи русских поэтов, отразившие глубину и силу вовлеченности людейв один из самых таинственных и благодатных периодов церковного календаря, предшествующего Светлой Пасхе.

В последнее время Великопостные концерты уверенно заняли тематическую нишу в концертной афише сезона. В эти дни многочисленные хоровые и духовные коллективы имеют возможность познакомить со своим творчеством самую широкую публику, выступая за пределами своих обителей – на концертной эстраде и в филармонических залах.

DSC_2754_001_3800p_nonsharp_HP-O_2.0+1Между тем традиция исполнять Великопостные концерты насчитывает не одно десятилетие и представляет собой уникальное явление русской музыкальной культуры, не имеющее аналогов в мире. Начало великопостным сезонам в Петербурге положил Алексей Федорович Львов, руководитель Придворной певческой капеллы и учредитель «Концертного общества». В истории музыки этот талантливый композитор, дирижер и виртуозный исполнитель на скрипке известен многими сочинениями, в том числе музыкой государственного гимна Российской Империи «Боже, Царя храни!». По его инициативе Великопостные концерты стали проводится в Зале Дворянского Собрания и были призваны познакомить великосветскую публику с лучшими образцами «высокого искусства» из сокровищницы инструментальной, симфонической и хоровой музыки.

Считается, что расцвет Великопостных концертов пришёлся на последние годы XIX– первое десятилетие ХХ века. В них принимали участие самые известные церковные хоры – Придворная певческая Капелла, Синодальный хор, архиерейские хоры, которые выступали в лучших залах столицы – Капелле и зале Дворянского собрания в Петербурге. Специально для участия в концертах коллективы объединялись в большой сводный хор, насчитывающий от ста до трехсот человек. Многие премьеры духовных сочинений великих русских композиторов состоялись именно в рамках Великопостных концертов.

Среди тех, кто сегодня возрождает традицию исполнения Великопостных концертов – Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря. Коллектив хорошо известен в России и за ее пределами, не раз становился лауреатом на международных конкурсах, неустанно ведет просветительскую, гастрольную и концертную деятельность.

Новоспасский монастырь – она из древнейших обителей Москвы, где традиции пения насчитывают более семи веков. С приходом советской власти богослужебная деятельность монастыря была трагически прервана, в разные годы здесь располагался концентрационный лагерь, женский исправдом, хозяйственное управление НКВД, а позже – реставрационный центр, из которого планировалось сделать Музей истории реставрации. В конце 80-х годов правительством было принято решение вернуть обитель московской патриархии. Тогда же был возобновлен мужской монастырский хор. У истоков этого благодатного дела стояли выпускники Московской консерватории, Гнесинской академии, профессиональные певцы и хормейстеры.

DSC_2602_001_3800p_nonsharp_HP-O_2.0+1Сегодня Хор Новоспасского монастыря известен, как один из наиболее интересных церковно-певческих мужских коллективов России, участников которого объединяет глубокое духовное родство.  В его репертуаре – преимущественно русскаяакапельная музыка разных эпох и стилей, от древнерусских распевов до сочинений композиторов XXI века.Исполнительская манера Новоспасского хора впитала лучшие творческие достижения прошлого столетия, ее отличает необычайная слаженность звучания, вокальное многообразие и богатая динамика. С 2014 года коллективом руководит регент Станислав Попов – талантливый хоровой дирижер, выпускник Академии хорового искусства, ученик известного хормейстера и педагога, профессора Бориса Ляшко. Благодаря широте музыкальных взглядов своего художественного руководителя участники хора тонко чувствуют особенности представляемых слушателю сочинений.

Центральный дом архитектора располагается в одном из самых красивых районов Москвы в Гранатном переулке. Его большой концертный зал славится прекрасной акустикой и величественным убранством. Интерьер зала украшают тончайшие барельефы на стенах и орнаментальный потолок (автор – известный архитектор Александр Васильевич Власов).

В этой торжественной обстановке при полном аншлаге состоялся Великопостный концерт Хора Новоспасского монастыря, который был построен в форме просветительской беседы. Ведущая вечера – профессор и музыковед Елена Зайцева участливо и вдохновенно провела зрителей по ключевым этапам Великого поста, предваряя каждое песнопение содержательным комментарием.В канву вечера органично вплелись стихи русских поэтов – Пушкина, Хомякова, Лермонтова, Ахматовой, Набокова – раскрывшие огромный пласт литературного искусства, связанного с глубокими духовными размышлениями и религиозными поисками.

Композиционно концерт был выдержан в хронологическом порядке недель Великого поста. В чарующем исполнении участников Хора Новоспасского монастыря под руководством регента Станислава Попова прозвучали лучшие образцы духовной музыки, написанной русскими композиторами XVIII-XX веков. Церковные песнопения, исполненные в этот вечер, отразили широкийдиапазон чувств и мотивов Великого поста – от покаянной и взывающей к Всевышнему мольбы до праздничных и торжественных молитв.

Первую часть концерта составили песнопения, сопровождающие подготовительный период Поста. Среди них – известный псалом «На реках Вавилонских» Василия Егоровича Крупицкого. Связующим звеном стало исполнение покаянного тропаря «Покаяния отверзи ми двери» на музыку Артемия Веделя, который традиционно объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Затем были исполнены песнопения Великопостных недель и Страстной седмицы. Радостным аккордом в заключении прозвучал Пасхальный тропарь «Христос Воксресе» Александра Кастальского, подводящий итог всей программе, прославляющий Господа и возвещающий о наступлении Великого праздника Христова Воскресения.

Особого упоминания заслуживает реакция публики, которая проявила необычайную эрудированность, живую восприимчивость и безраздельную вовлеченность в события этого вечера. Исповедальная, благостная тишина, наполняющая зал после исполнения каждого произведения, взрывалась залпом искренних, ликующих аплодисментов.

DSC_2850_001_3800p_nonsharp_HP-O_2.0+3Одной из драматических вершин концертной программы стало исполнение распева П.Г. Чеснокова «Разбойника благоразумного» при участии ярких солистов хора – лауреатов международных конкурсов Константина Бойко (бас) и Тараса Тарасова (тенор). Павла Григорьевича Чеснокова не просто так называют представителем «нового направления» в русской духовной музыке. Его искусство отличает не только великолепное владение хоровым письмом, но и тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до сближения с песенной или романсовой лирикой.

Для выдающегося исполнения подобных произведений необходимо владение культурой духовного песнопения, которой, несомненно, обладает Хор Новоспасского монастыря. Ее важнейшее качество – восприимчивая, интуитивная деликатность, в которой можно узреть ту грань смирения, столь нужную в общении человека с Богом. Благодаря этому кроткому, проникновенному и высокохудожественному исполнению у слушателя рождается особое отношение к молитве, высший смысл которой заключается не только в том, чтобы направить свое обращение к Господу, но и услышать Его ответ в своем сердце.

автор Мария ЮРЧЕНКО

журналист, культурный обозреватель, критик. Публикуется в газете «Экран и сцена», на сайте радио «Орфей».

Координатор культурных проектов — «Все грани музыки. Исаак Шварц» (Год кино, 2016), Фестиваль японской культуры HinodePowerJapan (Японский дом).