Контролер Тюменского театра кукол: детям нужно прививать культуру поведения в театре

2019 год объявлен Годом театра в России. Мы много рассказываем Вам об актерах, режиссерах. Пришла очередь рассказать о людях, профессии которых не связаны со сценой. О простых работниках закулисья, фойе, о тех, кто отдал театру часть своей жизни.

Театр, как известно, начинается с вешалки. Однако не только с нее. Если на улице, скажем, тепло — какая ж вешалка? Театр во многом и для многих начинается с человека, который стоит у входа, и которого издавна в театре называли красиво и церемонно — капельдинер. 

Капельдинер – это должность, существовавшая в прошлом в кинотеатрах и сохранившаяся только в театрах. Само слово считается отчасти устаревшим, так как все чаще работника, выполнявшего функции капельдинера, в современных театрах и кинотеатрах заменяют другие люди, и их должности называются иначе, например, билетеры или контролёры.

Кого нервно глазами ищет публика в фойе, чтобы разрешить свои маленькие насущные проблемы? Конечно, человека в униформе, чтобы спросить у него: «Где у вас тут туалет? А на каком этаже буфет? У меня 22-е место, в какую из дверей лучше войти? А это какой был звонок, успею выпить чая?». На все эти и другие вопросы помогут ответить хрупкие женщины, стоящие у дверей театра. 

Мы встретились с контролерами Тюменского театра кукол и узнали, почему они выбрали такую профессию и что значит театр в их жизни.

Итак, сегодня наши герои:

Рязанова Вера Геннадьевна, 64 года. В театре с 21 июня 2010 года. С самой юности мечтала работать в театре, так как очень его любила. Получив профессию швеи, ждала возможности шить костюмы, платья, создавать красивые вещи. И вот, попала в театр, мечта осуществилась. Вначале работала в швейном цехе, помогала шить костюмы артистам. Но вскоре перевелась на должность контролера.

Абдразакова Екатерина, 26 лет. В театре с 1 ноября 2014 года. В театре работала мама, поэтому Екатерина всю юность провела здесь. На всех мероприятиях она тут как тут. Может и в ростовой кукле походить, или по хозяйству помочь.  Так как сама Катя очень активный творческий человек, ее всегда привлекала «жизнь» в театре, спектакли, праздники. Не стремилась к работе контролера, но, когда получила такое предложение, сразу согласилась.  По профессии торговый представитель, но быстро поняла, что торговля — это не ее занятие. Любит общение, людей.

Котлярова Алла Зиновьевна, 70 лет. В театре с 1 ноября 2014 года. Пришла в театр уже будучи, как она сама себя называет «глубоким пенсионером», так как на пенсии находится с 50 лет. Переехала в Тюмень с севера, а родные остались жить и работать в Сургуте. Дома одной сидеть не хотелось, поэтому приняла решение вновь пойти работать. И не жалеет. Здесь тебе и общение, и прибавка к пенсии и заряд бодрости на весь день. 

Спектакли смотрите?

Вера Геннадьевна: Конечно, смотрю сама, а потом рекомендую всем своим знакомым.

Екатерина: Смотрю сейчас и смотрела раньше, когда не работала здесь, а просто приходила к маме.

Что главное в работе с детьми?

Вера Геннадьевна: Порядок. Следим, чтобы детки вели себя правильно, не ругались, не обижали друг друга.

Как справляетесь в трудных ситуациях, к примеру, если зритель обидел или нахамил?

Вера Геннадьевна: Не принимаю близко к сердцу. Веду себя спокойно и сдержанно.

Екатерина: Иногда могу просто выйти из зала, чтобы не создавать конфликтную ситуацию. Но в большинстве случаев стараюсь вести себя профессионально, разговаривать спокойно. Если вижу, что могу справиться сама, то пытаюсь уговорить вести себя правильно, если нет, то конечно, прошу родителей. 

Алла Зиновьевна: Да нормально, справляемся! Стараюсь не вступать в конфликт, по-тихому объяснить, найти общий язык

Какой он, тюменский зритель?

Вера Геннадьевна: Хороший. У нас есть постоянные зрители, которые нас знают, здороваются. Мы сами их запоминаем, стараемся сделать так, чтобы в театре им было комфортно.

Екатерина: Разный. Бывают адекватные и не очень, причем родители больше (смеется). Да, с детьми работать тяжело, но очень интересно. К каждому ребенку нужно найти подход, заинтересовать. Труднее всего с самыми маленькими, но здесь уже подключаются и другие сотрудники. Актерам нужно удержать их внимание, а нам –следить за порядком. Был смешной случай перед новым годом. Мы украсили фойе, а в центре стояла сцена. Подошла ко мне девочка, на вид школьница и спросила: «А это что батут?». Я отвечаю: «Нет это сцена, сюда можно просто подняться, походить, скоро актеры выйдут», а она расстроилась и ушла (улыбается). 

Алла Зиновьевна: Да, девочки уже сказали, разные зрители. Вот к примеру. Пришла мама лет 25 с крохой. Ребенок начинает капризничать, а она стоит и даже внимания не обращает. Нужно же научить ребенка культуре поведения в театре! С самого раннего детства. Возьмут, залезут на сиденья с ножками, ну нельзя так, нельзя. 

В большинстве случаев в вашей профессии работают люди пенсионного возраста, с чем это связано?

Вера Геннадьевна: На пенсии очень много свободного времени. Я живу одна, становится скучно. А здесь, каждый день получаешь заряд энергии. Плюс общение с детьми, с коллегами.

В свободное время чем занимаетесь?

Вера Геннадьевна: У меня частный дом, веду хозяйство. Летом — огород.

Алла Зиновьевна: Люблю ходить по магазинам. Смотрю вот здесь акция, здесь вот одно прикупить, там другое. Еще люблю скандинавскую ходьбу. Спорт всегда полезен, особенно в нашем возрасте. Люблю, когда приезжают родные. У меня уже четверо внуков и одна правнучка. Обязательно привожу их в театр.

Что пожелаете театру и зрителям в Год театра?

Вера Геннадьевна: Чтобы зрителей было больше. Чтобы дети и взрослые прислушивались к нам. В театре есть правила, которые нужно соблюдать, должна быть дисциплина. Я всегда говорю, что вот ты пришел к нам в гости, а ведешь себя как будто находишься у себя дома. Должна быть культура поведения и общения в театре. Многим этого не хватает. Некоторые дети не то что нас, родителей своих не слушаются. Больше позитива. В театр нужно приходить как на праздник.

Екатерина: Терпения и спокойствия. В нашем современном и очень нервном мире, нужно уметь владеть своими эмоциями. Быть добрее, приветливее, доброжелательнее. Если ты к человеку с добром, то и в ответ тоже получить добро. Ну и соблюдать правила театра. К примеру, некоторые возмущаются, что нельзя в фойе перед залом ходить в верхней одежде, а можно только возле гардероба. Пытаешься помочь, говоришь им «ну погуляйте чуть-чуть, сходите в буфет, сейчас народу станет меньше и оденетесь спокойно». Так нет. Им все время надо куда-то срочно бежать. И себе портят настроение и нам и ребенку. Это же детский театр, это сказка, ребенок должен уходить отсюда с ощущением чуда, а не обиженным. 

 

P.S. Общение наше продолжалось не долго, все же это люди, которые в отличие от актеров и режиссеров говорят простым языком. Но оно было очень душевным. Мы заметили, что им очень важно внимание. А еще важно, чтобы в театре был порядок! Поэтому, уважаемые зрители! Приходя в театр, помните, что здесь есть свои правила, свои устои и традиции, которые необходимо соблюдать. Приучите своих детей к культуре общения. Сделайте так, чтобы ваш семейный поход в театр запомнился вашим деткам на долгие годы. Ведь именно первое знакомство ребенка с театром происходит именно в театре кукол, и от того какое первое впечатление на него произведет, решит будет он ходить туда или нет.