Казахско-российское танго Пьяццоллы

Коллектив Пермской филармонии под управлением лауреата всероссийских конкурсов и Международного конкурса-фестиваля Галины Токаревой вернулся с гастролей по Казахстану. Три дня, три города, три триумфальных выступления, которые восторженно принимала публика братской республики.

  Первый концерт состоялся 15 сентября в Астане, в зале Казахского Национального университета искусств «Шабыт». Кроме пермских солистов – лауреатов всероссийских и международного конкурсов Алексея Тарана (балалайка), Оксаны Аман (домра) и Андрея Мехоношина (баян), с оркестром выступили казахские музыканты: заслуженный артист Республики Татарстан, лауреат международных конкурсов Дамир Султанов (баян) и лауреат международных и республиканских конкурсов, почетный работник образования Республики Казахстан Лариса Латышева (фортепиано). Прозвучали произведения композиторов: Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна, А. Бызова, П. Куликова, А. Широкова, И. Дунаевского, М. Теодоракиса, Н. Канаева. Эту же программу оркестр и солисты повторили 17 сентября в городе Темиртау, в местном ДК. Зал-тысячник был переполнен!

  Солисты двух стран превзошли самих себя, словно состязаясь: я еще вот так могу, а ты?.. Алексей Таран солировал в Концерте для балалайки с оркестром (1 и 2 ч.) Ю. Шишакова, а Оксана Аман – в «Русском танце» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Уже вместе они с итальянским темпераментом исполнили «Венецианский карнавал» Н. Паганини.

  С Пермским оркестром Дамир Султанов выступал не первый раз — знакомство произошло в Перми. Вместе с коллективом филармонии он подарил публике «Фантазию на темы народных песен» В. Харламова, а также импровизацию на казахскую народную тему «Жайдарман» В. Демченко, где баян, по словам казахской прессы, « был особенно изящен и элегантен».

  — Я искал себя: пробовал играть на фортепиано, аккордеоне, но в технологическом и звуковом плане баян для меня идеален, — признался Дамир. — Инструмент международный, баян в то же время развит лишь в определенных национальных традициях, хотя достойно может дополнить почти любую музыку.
Как выяснилось, на музыкальную судьбу Султанова повлияла фотография прадедушки, которую правнук нашел совершенно случайно. На ней старый акын играл на гармошке.

  Премьерным стало исполнение Aconcagua («Аконкагуа») А. Пьяццоллы. Концерт назван в честь горной вершины Латинской Америки. Это аргентинское танго разрушило все географические и национальные барьеры: в нем солировал баян заслуженного артиста Татарстана Дамира Султанова, и инструмент, говорят очевидцы, было не узнать — настолько по-восточному протяжно он «пел». В «Аконкагуа» вместе с Дамиром солировала пианистка из Астаны Лариса Латышова.

DSC02564

  На первом концерте в Астане среди меломанов присутствовал дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации Михаил Николаевич Бочарников. Он поблагодарил пермяков за поддержку культуры в Республике Казахстан и подарил оркестру огромную корзину с розами, увенчанную российским триколором.
Фарватер гастролей стал особенно запоминающимся. 16 сентября пермскому оркестру выпала честь открывать уникальный ежегодный фестиваль «Музыкальная Сарыарка» («жёлтый хребет», по названию степи в Центральном Казахстане). Руководитель управления культуры, архивов и документации Карагандинской области Еркебулан Мулюкович Агимбаев торжественной речью открыл девятнадцатый по счету фестиваль и уточнил: в целом в нем участвовало более 30 стран мира.

  Яркое выступление коллектива Пермской филармонии проходило во Дворце культуры горняков г. Караганды. В его здании проходят почти все праздники. Кроме того, на сцене ДКГ обосновались Казахский драматические театр и Театр музыкальной комедии. В зале на тысячу мест яблоку негде было упасть. Отличалась от предыдущей и программа, представленная оркестром на фестивале. Вот как об этом эмоционально пишет казахская областная газета «Индустриальная Караганда»: «Тем временем на сцене преобладал красный цвет: в народных костюмах пермского оркестра, алое платье было на ведущей Людмиле Гольской. «Русская рапсодия» Г. Шендерева, эмоциональная работа Галины Токаревой, аплодисменты… Время соло на балалайке, вперед вырывается Алексей Таран — звучит «Калинка» В. Городовской и срывает аплодисменты. «Калинка» — бренд, и не включить его в программу рука не поднималась», — признается потом Галина Викторовна. Хороша была и «Цыганская фантазия» А. Трофимова, исполненная вместе с Оксаной Аман и Андреем Мехоношиным: домра Оксаны звучала страстно, а баян, словно обходительный джентльмен, пытался ее очаровать. ugHwzCHZRfs

  Второе отделение началось с Бородинских «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь», после которых на сцену вышли музыканты оркестра казахских народных инструментов им. Таттимбета. Следующие полчаса — совместные композиции. Сводный оркестр под руководством маэстро Дуйсена Укибая задорно играл «Валенки» А. Широкова, продолжая торжественной поэмой-импровизацией Н. Тлендиева «Махамбет» и лучезарным шедевром П. Чайковского — пляской скоморохов из сказки А. Островского «Снегурочка».

    А 25 октября русский народный оркестр и Академический оркестр казахских народных инструментов имени Таттимбета (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель Республики Казахстан Дуйсен Укибай) в рамках проекта «Мир без границ» и обменных гастролей дадут совместный концерт в Большом зале Пермской филармонии.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Пермской филармонии.