И. Кузнецова «Карельский пленник» в Петрозаводске

17 и 18 ноября Музыкальный театр Карелии представил публике свою новую работу – оперу по мотивам повести Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля». Оперу «Карельский пленник» специально для Музыкального театра Карелии написал петербургский композитор Илья Кузнецов; автор либретто – Ольга Погодина-Кузмина, режиссер-постановщик – Александр Петров, дирижер-постановщик – Анатолий Рыбалко, художник-постановщик – Вячеслав Окунев. Сюжет музыкального произведения тесно связан с историей Петрозаводска и всей России. На историческом фоне развивается в спектакле трагическая история сосланного в Петрозаводск пленного французского офицера. Жизнь Шарля Лонсевиля, придуманная и подаренная литературе Паустовским, продолжается теперь на оперной сцене — с новыми участниками событий, с новыми героями, каждый из которых обретает в спектакле свой певческий и сценический образ.

«Нет ничего сложнее, чем написать и поставить новую оперу, которая была бы жизнеспособной и востребованной публикой – признается режиссер спектакля Александр Петров.  —  Одно из самых приятных ощущений постановочной работы в «Карельском пленнике» – партии нравятся артистам, они хотят их петь (хотя часто современная музыка оставляет певцов равнодушными). Илья Кузнецов с его серьезным владением музыкальной формой и вокальным языком сумел создать образы, которые заставляют сердце биться по-другому».

Работа композитора не прекращалась до самого выхода спектакля на сценические репетиции. Многое в музыке Илье Кузнецову приходилось переосмысливать уже в ходе работы с певцами, и эта работа не прекращалась даже тогда, когда артисты начали учить ноты. Автор музыкального текста «Карельского пленника» много времени провел в музеях Петрозаводска, знакомился с фольклором Карелии, неоднократно беседовал с известными этнографами и историками республики.  По словам музыканта, его очень увлекла эта работа и он старался сделать свое произведение максимально характерным именно для Карелии. Соавторство композитора с драматургом Ольгой Погодиной-Кузминой, написавшей по мотивам повести «Судьба Шарля Лонсевиля» практически новое произведение, дало уникальный творческий результат: и по своей приближенности к истории Русского Севера, и по новизне творческой задачи, и по масштабности замысла. Подобные крупные национальные проекты в области музыкально-сценического искусства последний рождались в Карелии в 70-е годы. (Балеты Гельмера Синисало «Сампо» (1959) и «Кижская легенда» (1973), опера «Меч кузнеца» Юрия Зарицкого (1972).

Одним из мест действия оперы «Карельский пленник» стал Александровский завод начала XIX века, на сцене — жители Петрозаводска той эпохи, в том числе такие реальные персонажи, как горный начальник (директор завода) Армстронг, городничий Каменский, генерал Ламсдорф. Нашел отражение в опере и исторический факт посещения завода Александром I, во время которого при испытаниях нового оружия в непосредственной близости от императора разорвалась пушка. Историческим консультантом постановки стал директор Национального музея Карелии Михаил Гольденберг.

Есть в постановке место и народным сценам с участием ряженых и колдуньи, а в партитуру оперы вплелось звучание карельского народного инструмента кантеле. Значительную роль в спектакле играют хоровые сцены (хормейстер – Александр Зорин, балетмейстер – Ирина Новик). Визуальный мир спектакля, лаконичный и образный, создан народнм художником России Вячеславом Окуневым, световая партитура  — Ирина Вторникова.

Постановка этого масштабного спектакля на карельской сцене стала возможной благодаря выигранному театром федеральному гранту. Идея создания национальной оперы получила весомую финансовую поддержку, что позволило привлечь к работе над проектом выдающихся в своей области профессионалов и претворить в жизнь сложные технические и сценографические решения.

Главные партии в спектакле исполнили Павел Назаров, Чингиз Кадыров (Лонсевиль), Наталья Ландовская, Дарья Батова (Наталья), Вячеслав Хавренок, Игорь Макаров (Каменский), Эльвина Муллина, Анна Луканова (Мари).