«ЖАР-ПТИЦА» В БАРНАУЛЕ: ТВОРЧЕСКИЙ ВЗЛЕТ «ОГОНЬКОВ»

Три премьерных показа хореографического спектакля «Жар-птица» на музыку Игоря Стравинского прошли в Государственной филармонии Алтайского края 23 и 24 ноября при полных залах. 

Балетмейстер – постановщик и автор либретто Антон Дорофеева (Санкт – Петербург). ИсполнителиЛауреат международных фестивалей Ансамбль русского танца «ОГОНЬКИ» имени Гарри Полевого. Главный балетмейстер – заслуженный артистка России Ирина Менялина, художник – постановщик Екатерина Угленко (Санкт – Петербург)
Либретто для первой постановки балета «Жар-птица», осуществленной в 1910 г. труппой Дягилева, создал выдающийся хореограф начала XX века Михаил Фокин. Для «дягилевцев» и их соавторов из художественного объединения «Мир искусства» образ сказочной Жар-птицы был символом абсолютной, недостижимой красоты. Композитором будущего балета должен был стать знаменитый автор волшебных симфонических картин Анатолий Лядов, но в итоге эту работу поручили ученику Римского-Корсакова, 28-летнему Игорю Стравинскому. Созданная Стравинским музыка оказалась на удивление самобытной и яркой. Балет имел успех в Париже, а затем и в Санкт-Петербурге. Партитура Стравинского намного пережила постановку Фокина. Впоследствии Джордж Баланчин, Морис Бежар и другие хореографы создали собственные версии «Жар-птицы», основываясь на музыкальной драматургии Стравинского.

Новое воплощение «Жар-птицы» удивит алтайского зрителя не только сочетанием различных техник классической и современной хореографии. Молодой балетмейстер из Санкт-Петербурга Антон Дорофеев создает спектакль на собственное либретто, в котором традиционная «картинность» и любование прекрасным уступает место психологизму и реальным драматическим столкновениям. Герои спектакля отважно бросятся в бой, не зная, что силы Смерти нельзя победить мечом. Жизнь может восторжествовать над Смертью лишь с помощью волшебной силы Любви…

Основанная на русских народных сказках история Любви, борьбы Света и Тьмы, победы Добра над Злом, эмоционально рассказанная языком танца, оказалась близка и понятна как людям старшего поколения, так и молодежи. При этом каждый показ получил свою психологическую окраску, поскольку в спектакле два состава исполнителей.  В постановке был задействован весь состав ансамбля (а это 32 человека!), и каждый сыграл свою роль как главную. Приглашенный из Петербурга балетмейстер-постановщик Антон Дорофеев, вдохновленный особой энергетикой коллектива, дорабатывал либретто буквально накануне показов, внося в спектакль свежие штрихи и чувства, рожденные в ходе репетиций. Глубокая музыка, отточенная пластика танца, игра света, современные декорации-ленты, позволяющие превратить сцену то в лес, то в паутину кащеева царства, замечательные и не сковывающие движение костюмы —  все это выглядело очень гармонично и создавало яркие образы. В зале стояла такая выразительная тишина, что казалось, зрители боялись даже моргнуть, чтобы не упустить что-то важное на сцене. 

Смелый проект, который осуществлялся при поддержке Министерства культуры РФ, стал настоящим событием не только для филармонии, но и для всего творческого пространства края. После просмотра зрители высказывали свое восторженное мнение о спектакле, не скрывая изумления о возможностях перевоплощения танцовщиков. То, что коллектив, пользующийся заслуженным успехом и имеющий богатый репертуар народных танцев, успешно концертирующий не только в своем регионе, но и за рубежом, всегда ищет что-то новое, достойно уважения. Можно только догадываться, какого труда  стоит народникам перейти на новый стиль – встать с каблука на пуанты, но зритель видит главное: торжество танца.

Тех, кто не смог побывать на премьерных показах, спешим успокоить: «Жар-птица» еще будет в творческом сезоне! 

Текст и фото предоставлены пресс-службой Государственной филармонии Алтайского края.