Елена Игнатовская — АХ, ХОДЖА!

Немало у меня в Новосибирске любимых театров, где можно отвести душу. И так хочется в очередной приезд побывать в каждом из них, да не получается: то виртуальная прогулка по афише заканчивается крахом – отсутствие билетов или их неподъёмная цена, то филармония меня загипнотизирует так, что не вырваться из её музыкальных оков, а то и вовсе передвигаюсь по городу только музейными тропами. Но среди моих любимчиков есть один скромняга, старенький, обшарпанный, так и не дождавшийся обещанного ремонта, но такой близкий и родной – Театр музыкальной комедии. Он всегда готов предложить мне сразу два удовольствия за одну цену – театр и музыку, да ещё почти задаром! Вот уж кто настоящий друг хроническому театралу! Я ему тоже редко изменяю и бегу в гости на сайт ещё до приезда – в мечтах: с удовольствием перебирая спектакли, жадно читая анонсы, вглядываясь в лица заявленных актёров… А потом… раааааз и покупаю билет – гарантированно счастливый!

img_01_14_7400Воспоминаниями далёкого детства поманила меня в этот раз музыкальная комедия Александра Колкера «Ходжа Насреддин», и хоть Ташкент, где родился и жил мой отец, – это не Бухара, но атмосфера та же, родная, восточная… Да и сама я хоть и русская, но из Казахстана – почти «родственница» самому Насреддину, ну как не пойти? Да и не пошла, а побежала, прихватив с собой подруг. Перед спектаклем настроила себя правильно: ПРОСТО получить удовольствие, никаких мыслей в направлении статьи. Грели душу и запрет на фотосъёмку, и молниеносная реакция «секьюрити» из числа хранительниц авторских прав театра, коршуном кидавшихся на застуканную с фотоаппаратом жертву. Мой фотоаппарат тоже был в сумке, как обычно в поездках, но он вёл себя тихо.

Затянувшийся торг на рынке за дыню в «костюме» футбольного мяча с попеременным заманиванием и «отфутболиванием» покупателя в лучших восточных традициях вызвал у меня разочарование: всё-таки я пришла в музыкальный театр! Но потом на сцене появился он, мужчина моей мечты – IMG_1871знаменитый на весь мир Ходжа Насреддин, как две капли воды похожий на народного артиста РФ, лауреата Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» Александра Выскрибенцева! Староват? Ничего подобного! Да не один, а с учеником, ведя на поводе говорящего ишака.

Поющими кувшинами и танцующими красавицами встретила путников Бухара. И хоть уверовали жители древнего города в смерть Насреддина, но до сих пор в их сердцах жива память об находчивом заступнике. Как же давно не бывал Ходжа в этом городе, через сколько сердечных разочарований прошёл! Как будто уже и ждать от жизни ему нечего, но красавица Зульфия смогла разбудить в нём новую любовь. Ода этой любви была исполнена в жанре танго, где напарником Насреддина был его любимый ишак. Оно своей горячностью напомнило мне танго Остапа Бендера и мадам Грицацуевой. В танце ишак пытался образумить влюбленного хозяина, напомнив ему знаменитую фразу: «Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда». Но слишком сильно оказался очарован красотой Зульфии Ходжа Насреддин, пропев ему в ответ: «Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь». Такой музыкальный поворот событий вызвал у меня полнейший восторг, сердце моего фотоаппарата в сумке застучало очень быстро, но фотографировать было опасно: зоркое око надзирателей смотрело во все очки.

Не такой уж древней оказалась история, рассказанная зрителям Владимиром Константиновым и Борисом Рацером, всё происходящее на сцене казалось мне до боли знакомым: многожёнец эмир, который в силу слабости мужского здоровья ищет поддержки у известной целительницы-обманщицы Меджум-Ханум, старшая жена эмира Фатима, получившая свою должность «за выслугу лет». А как актуально прозвучала фраза о профессии учителя, сказанная кем-то из народа: «Человек, который учит жить, не имеет средства, на которые можно жить». Даже новых жён в гарем эмира принимали «по знакомству»!

img_99_0067Вместе с подругами я внимательно следила за запутанным сюжетом, за интригами богатого Нурбека и начальника стражи Мухтар-бека, за женскими разборками внутри гарема. Умиление вызвало трио евнухов, представших перед зрителем в образе трёх поросят, станцевавших танец «маленьких лебедей». Очень неожиданным стал подарок эмира на годовщину свадьбы Ходжи Насреддина и Зульфии: изголодавшиеся без мужского внимания красавицы из гарема и их не детский танец у импровизированного шеста из каната.

Каждая удачная находка авторов заставляла меня испытывать два чувства: большое сожаление, что не могу фотографировать происходящее на сцене, а значит, мой репортаж (в существовании которого я уже не сомневалась) останется без фотографий, и огромное желание (за время спектакля превратившееся в мечту) самой стать автором либретто какой-нибудь комедии. С фотографиями проще: да простит меня театр, возьму их с сайта, честно указав источник. А с мечтой… тут гораздо сложнее, хотя для поэта нет преград, как и для весельчака Ходжи Насреддина, шутки которого благодаря народной любви материализовались в книги и стали бестселлерами. Правда самого Ходжу спустя год с момента его возвращения в Бухару ни ученик, ни ишак узнать не смогли: последний анекдот он сочинил «20 килограммов назад». А для Зульфии Насреддин до сих пор прежний: «Каким ты был, таким остался…». Зато не пропали даром уроки для способного ученика Рашида, теперь за ним уже идёт охота, и даже назначена дата казни.

Всё в этой истории заканчивается благополучно: обманув эмира, весёлая компания с прежним Ходжой Насреддином во главе отправляется странствовать в другие страны. Дыню-мяч, с которой всё началось, нести теперь у себя под сердцем предназначено красавице Зульфие. А я наконец-то осмелилась сделать фотокадр финальной сцены. Но от волнения, восторга и благодарности он у меня получается нечётким, а это значит, что уносить воспоминания со спектакля нужно не на флэш-карте, а у себя в сердце!

Фотографии предоставлены пресс-службой Новосибирского театра музыкальной комедии

автор Елена ИГНАТОВСКАЯ

поэт, член павлодарского литературного объединения им. П. Васильева