Духовный огонь Уральского камерного хора

В Пермской филармонии с огромным успехом прошла премьера концертной программы, посвящённой творческому наследию Модеста Петровича Мусоргского: 21 марта исполняется 180 лет со дня рождения гениального русского композитора. Его сочинения исполнил Государственный камерный хор под управлением народного артиста РФ Владислава Новика.

Пермская премьера — событие, скажем прямо, неординарное, поскольку вокальные циклы Мусоргского – подлинные шедевры полнокровным хоровым коллективом исполняются, к сожалению, крайне редко. В концерте также приняли участие солисты Оркестра русских народных инструментов Пермской филармонии, студенты и педагоги Пермского института культуры.
По словам директора Пермской филармонии Галины Кокоулиной, «каждая программа для Владислава Новика — погружение в историю, философию, литературу. Отсюда – свои, необычные интерпретации и поиски звуковых красок. И здесь артисты хора — единомышленники художественного руководителя. Постоянный поиск, неожиданные, прекрасные премьеры, редкое по красоте пение a capella ставят коллектив в один ряд с ведущими мировыми профессиональными хорами».
Коллектив на протяжении всех 43-х лет своего существования неизменно обращался к жемчужинам русской хоровой музыки. В каждой – исследование культурных эпох. Везде – не просто русский колорит. Везде – глубины русского характера. И – захватывающая дух красота…
В премьерной программе Хор исполнил произведения величайшего русского композитора.
Открыл первое отделение вокальный цикл «Песни и пляски смерти» состоит из 4-х песен-картин (обр. Алексея Ларина, стихи А.А. Голенищева – Кутузова): «Колыбельная», «Серенада», «Трепак» и «Полководец», в каждой из которых с потрясающей силой выразительности изображены различные «лики» смерти. В эту музыку, наполненную глубочайшим трагизмом, Мусоргский вложил всю свою любовь к людям, всю силу своего протеста против горя и страданий. «Песни и пляски смерти» — пожалуй, самое глубокое и философски насыщенное сочинение в своем жанре. Образ смерти в ее разных обличьях дан с потрясающей силой выражения.
Исполнители: Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии. Солисты: Екатерина Федотова – студентка 4 курса Пермского института культуры (педагог — заслуженная артистка РФ, профессор Котельникова Ирина Руфовна); лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель золотой и серебряной медалей молодежных Дельфийских игр, стипендиат фонда Ирины Архиповой, лауреат Дягилевской стипендии, обладатель спец приза «Звезды Оливии Горра» Владимир Тайсаев – солист Пермского академического театра оперы и балета. Партия фортепиано – Елена Кузнецова — лауреат международных конкурсов, профессор кафедры специального фортепиано и Елена Зенкова — лауреат международных конкурсов, доцент кафедры специального фортепиано Пермского института культуры, инструментальный ансамбль оркестра русских народных инструментов Пермской краевой филармонии в составе Натальи Ясир, Елены Мальцевой, Сергея Токарева и Михаила Киселева.

Неоконченный романс-исповедь «Надгробное письмо» Мусоргский написал на собственные слова, полные острой боли и тоски. Это пронзительное произведение посвящено любимой женщине, которая умерла. Каждое слово текста для композитора весомо, он наделяет их определенной интонацией и гармонией. Исполнители: Николай Нелюбин и Александр Колесников — лауреат конкурса TopMusic, лауреат премии в сфере культуры администрации города Перми, заслуженный работник культуры РФ.

Второе отделение, без преувеличения, стало премьерой в квадрате. Духовное сочинение для хора a cappella «Ангел вопияше» Мусоргский написал для Пасхального богослужения, это произведение преисполнено ликующего настроения.
Также впервые на сцене Пермской филармонии прозвучали «Песнопения памяти Мусоргского» современного композитора Антона Висков, слова из русской народной поэзии и Православного обихода: «Удивляшеся Ирод», «Когда шел Господь на Распятие», «День Последний наступает», «Боже, Отче Всемогущий», «Отче наш».
Исполнители: Ольга Морозова (меццо-сопрано) – солистка Уральского государственного камерного хора и Александр Колесников.
Концерт вела солистка хора Елена Ерастова.

«Ни один звук не вырывался у Мусоргского, не коснувшись сердца. Звук для него был той средой, где он мог изливать своё страдание и страдание других», — писал о Мусоргском композитор и музыковед Борис Асафьев.

Автор сочинения Антон Висков наблюдал за происходящим в Органном зале в прямой трансляции на сайте Пермской филармонии. После чего выразил свои эмоции в благодарственном письме.

«Дорогой Владислав Адамович!
Дорогие друзья!
Совершенно потрясён вашим замечательным выступлением на юбилейном концерте в честь Модеста Петровича Мусоргского! Трудно передать словами чувства восторга перед вашим мастерством и вдохновением! Вся глубина творчества великого композитора раскрылась в проникновенных и самобытных трактовках его известных произведений. Погружение в образный мир, проникнутый подлинно русскими православными символами, несомненно, произвело на всех слушателей сильнейшее впечатление. Ваша самоотдача и творческое горение было под стать тому духовному огню, который воспылал на страницах его творений.
От души благодарю за исполнение моей музыки, в которой вы открыли для меня новые, даже мной невиданные черты. Низкий поклон всем солистам, исполнителям партии фортепиано, гуслей и ударных инструментов, замечательной ведущей – солистке хора Елене Ерасовой, чьи проникновенные комментарии как нельзя лучше готовили слушателей к постижению порой непростых художественных сфер.

Владислав Адамович! Вы — подлинный музыкальный проповедник наших отечественных культурных ценностей!
Поистине, состоявшейся концерт — знаковое событие, далеко выходящее за рамки Пермского края! Желаю всем душевного благополучия, помощи Божией во всех благих делах, дальнейших творческих открытий!

С надеждой на продолжение сотрудничества, ваш Антон Висков.»