Авангардная классика под открытым небом

В рамках передвижного фестиваля «Музыкальная экспедиция» в Меленках прошел концерт под открытым небом, посвященный знаменитой землячке — художнице-авангардисте Ольге Розановой (1886-1918г.г.)

Ольга Розанова родилась и выросла в Меленках — районном центре Владимирской области. Но где именно находился дом семьи Розановых — до сих пор не установлено. Из документов понятно, что он располагался близ Соборной площади, а непосредственно у Покровского собора был дом уездного исправника — место работы отца Ольги. Собор в советские годы снесли, а на месте площади разбили парк.

В этом самом парке 13 июня и прошел концерт, посвященный 100-летию смерти знаменитой уроженки Меленок. Ведущий концерта Артём Варгафтик весь вечер рассказывал зрителям об их землячке, читал стихи Маяковского и Крученых, посвященные Розановой. А видеодекорацией для выступления музыкантов стали картины авангардистки, которые показывали на установленном на сцене экране.

Подбирая программу, руководитель и главный дирижёр Владимирского Губернаторского симфонического оркестра Артём Маркин и художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция», виолончелист Борис Андрианов старались учесть семантическую канву предстоящего выступления. Так, завершал третий день «Музыкальной экспедиции» первый концерт Шостаковича, написанный ещё молодым композитором. Дирижёр Владимирского Губернаторского симфонического оркестра охарактеризовал его как произведение «в чем-то суприматическое». Солировал пианист Андрей Гугнин, а соло на трубе исполнил музыкант оркестра Сергей Трусов.

До этого были Бах и Доплер, Прокофьев и переложенная Франсуа Борном для флейты и оркестра «Кармен» Жоржа Бизе.

На концерт в Меленках не было трансфера. По словам организаторов, выступление было специально адресовано местным жителям. Меленковцы заполнили площадку перед сценой, стояли вдоль ограды парка, и внимательно слушали не самую простую программу.

За двухчасовым музыкальным праздником стоит напряжённая работа большой команды фестиваля.

12 июня для зрителей концерт в Муроме закончился в восемь вечера, для людей, обеспечивающих техническое сопровождение фестиваля — полутора часами позже, плюс 2 часа дороги до Владимира. В 8:30 следующего утра музыканты Владимирского Губернаторского симфонического оркестра выехали в Меленки. К приезду оркестрантов в городском сквере уже была установлена сцена, рабочие монтировали звуковое и световое оборудование. Забота местных властей — обеспечить странствующим музыкантам подключение к электросети, помещения, где можно переодеться и подготовиться к концерту, порядок во время выступления.

Главный враг — дождь, но небесная канцелярия муниципалам неподконтрольна. На открытии фестиваля во Владимире 11 июня почти обошлось — дождь был совсем небольшой и недолгий. В Муроме 12 июня под конец выступления дождик все-таки припустил. В 12 часов в Меленках лило как из ведра, но через полчаса вышло солнышко.

Различий между публикой в столице Владимирской области и в глубинке организаторы не делают. Не составляют облегчённую программу для неподготовленных зрителей. Не жалеет маэстро и оркестрантов. К «Музыкальной экспедиции» 2018 года музыкантам губернаторского оркестра пришлось разучить 13 произведений. На это у коллектива были 2 неполных недели.

По признанию Артёма Маркина, для самой первой «Музыкальной экспедиции» в 2014 году нарочно отбирали хорошо знакомый материал, потому что опасались, что на улице среди городского шума новое произведение будет очень сложно исполнять. К пятому сезону кочующего фестиваля участники осмелели настолько, что концерт-открытие на стадионе «Торпедо» в городе Владимире целиком состоял из новых для оркестрантов произведений, а первый концерт Чайковского пришлось вообще играть без репетиции с солистом, потому что пианист Андрей Коробейников смог приехать только к началу концерта.

Выступление в Меленках закончилось под аплодисменты и крики «Браво!». Представители районной администрации поблагодарили артистов в стихах, назвав «лучшим генофондом страны».

Программа концерта в Миленках:

Дмитрий Шостакович (1906–1975) 
Концерт №1 для фортепиано с оркестром до минор, соч. 35 (1933)
I. Allegro moderato
II. Lento
III. Moderato
IV. Allegro con brio
Солист – Андрей Гугнин
Партия трубы – Сергей Трусов

Дмитрий Шостакович (1906–1975) 
Концерт №1 для виолончели с оркестром, соч. 107 (1960)
Солист – Борис Андрианов

Франсуа Борн (1840–1920) 
Блестящая фантазия для флейты с оркестром на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» (1880)
Солистка – Екатерина Корнишина

Франц Доплер (1821–1883) 
Анданте и рондо для флейты и гобоя с оркестром, соч. 25 (1874)
Солисты – Екатерина Корнишина и Дмитрий Булгаков

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) 
Концерт для гобоя и скрипки с оркестром, BWV 1060 (1736)
I. Allegro II. Adagio III. Allegro
Солисты – Дмитрий Булгаков и Айлен Притчин

Сергей Прокофьев (1891–1953)
Концерт №1 для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 19 (1917)
I. Andantino
II. Scherzo. Vivacissimo
III. Moderato. Allegro moderato
Солист – Айлен Притчин

 

Текст и фото Оксана Каширка  «Зебра+ТВ» (Владимир)